Проектная деятельность как средство развития познавательной деятельности.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
( Китайская пословица)
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Ребенок любознательный с рождения. Ему все интересно, все хочется попробовать, изучить принцип действия. Это врожденные исследовательские качества. В раннем детстве интересно абсолютно все.
Но проходит немного времени, появляется избирательность – исследуется то, что вызывает настоящий интерес. Затем ребенок идет в школу, ему приходится исследовать очень много заданного – запланированного разными программами, стандартами. И на исследование того что наиболее интересно уже не хватает времени. Исследовательские качества не угасают, они переходят в пассивный багаж. Исследовательский дух может проснуться, а может и нет, остаться в «спячке». Детям на первой ступени обучения близко исследование и развивать его надо сейчас, в этой творческой работе главными помощниками будут учитель и родители.
Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом. Метод проектов позволяет формировать у обучающихся познавательные универсальные учебные действия.
В основе и метода проектов лежат:
*развитие познавательных умений и навыков учащихся
*умение ориентироваться в информационном пространстве
*умение самостоятельно конструировать свои знания
*умение интегрировать знания из различных областей наук
*умение критически мыслить
Проектная деятельность в нашей классе осуществляется на уроках и во внеурочной работе.
За три года работы ученики приняли участие в осуществлении коллективных и индивидуальных проектов.
Работа начиналась с коллективных творческих работ
1. Мой любимый питомец.
2. Карнавальный костюм.
3. Зима в произведениях поэтов.
4. Рождественские стихи.
Когда ребята научились подбирать информацию на заданную тему и пользоваться разными средствами информации мы создали коллективный проект «Народные приметы о погоде».
Продуктом этого проекта стал сборник «Народные приметы». В год олимпиады мы с ребятами выполнили коллективный проект «Дневник олимпиады».
Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, я выбираю либо жесткий, либо скрытый характер координации. Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. В зависимости от этого помощь учителя может состоять:
• в подборе литературы и других источников информации по теме;
• в формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь;
• в показе способов и приемов работы с найденным материалом;
• в обсуждении собранного материала;
• в подготовке текста выступления;
• в моделировании, в том числе и компьютерном.
Кому-то из ребят нужна большая помощь, а кто-то готов к более самостоятельной работе. Тем самым реализуется принцип индивидуализации обучения и достигается наилучший результат.
Работу над проектом я провожу по следующему плану:
Шаг 1. Погружение в проект (определение темы, целей, вопросов для обсуждения, проблема, выбор тем учащихся).
Шаг 2.Организация деятельности (формирование групп, обсуждение плана работы, источники информации).
Шаг 3.Осуществление деятельности (самостоятельная работа групп, подготовка необходимых материалов).
Шаг 4.Презентация (защита своих работ).
Темы могут меняться в зависимости от целей и задач обучения, от уровня развития детей класса.
Первый проект, который я провела с детьми в 1 «А» классе, назывался «Я и моя семья». Эта тема близка каждому, поэтому она была выбрана в качестве начала. Второй проект на тему «Карнавальная маска» ребята выполнили на уроке технологии.
После создания коллективных проектов дети выбрали наиболее интересующие их темы и создали свои проекты. В работе над проектом им помогали родители.
Проекты учеников 3 «а» класса.
1. Дед Мороз в разных странах. Левашова Дарья
2. Кошка – спутник человека. Сутягина Дарья
3. История коньков. Осипов Никита
4.Дикие и домашние кошки. Донскова Вероника
5. Новый год в разных странах. Исаев Илья
6. Поделка к Рождеству. Забелина Анастасия
7. Собака в жизни человека. Донскова Наталья
8.Сабантуй – национальный
татарский праздник. Садеков Дамир
9.Принцессы Диснея и их наряды. Наумова Маргарита
Наблюдения, проводимые за учащимися в ходе групповой и индивидуальной работы, показали, что от занятия к занятию растет самостоятельность детей в проведении исследований, в осознании проблем, формулировании целей, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_proekt.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство развития познавательной деятельности.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
( Китайская пословица)
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Ребенок любознательный с рождения. Ему все интересно, все хочется попробовать, изучить принцип действия. Это врожденные исследовательские качества. В раннем детстве интересно абсолютно все.
Но проходит немного времени, появляется избирательность – исследуется то, что вызывает настоящий интерес. Затем ребенок идет в школу, ему приходится исследовать очень много заданного – запланированного разными программами, стандартами. И на исследование того что наиболее интересно уже не хватает времени. Исследовательские качества не угасают, они переходят в пассивный багаж. Исследовательский дух может проснуться, а может и нет, остаться в «спячке». Детям на первой ступени обучения близко исследование и развивать его надо сейчас, в этой творческой работе главными помощниками будут учитель и родители.
Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом. Метод проектов позволяет формировать у обучающихся познавательные универсальные учебные действия.
В основе и метода проектов лежат:
*развитие познавательных умений и навыков учащихся
*умение ориентироваться в информационном пространстве
*умение самостоятельно конструировать свои знания
*умение интегрировать знания из различных областей наук
*умение критически мыслить
Проектная деятельность в нашей классе осуществляется на уроках и во внеурочной работе.
За три года работы ученики приняли участие в осуществлении коллективных и индивидуальных проектов.
Работа начиналась с коллективных творческих работ
1. Мой любимый питомец.
3. Зима в произведениях поэтов.
4. Рождественские стихи.
Когда ребята научились подбирать информацию на заданную тему и пользоваться разными средствами информации мы создали коллективный проект «Народные приметы о погоде».
Продуктом этого проекта стал сборник «Народные приметы». В год олимпиады мы с ребятами выполнили коллективный проект «Дневник олимпиады».
Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, я выбираю либо жесткий, либо скрытый характер координации. Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. В зависимости от этого помощь учителя может состоять:
• в подборе литературы и других источников информации по теме;
• в формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь;
• в показе способов и приемов работы с найденным материалом;
• в обсуждении собранного материала;
• в подготовке текста выступления;
• в моделировании, в том числе и компьютерном.
Кому-то из ребят нужна большая помощь, а кто-то готов к более самостоятельной работе. Тем самым реализуется принцип индивидуализации обучения и достигается наилучший результат.
Работу над проектом я провожу по следующему плану:
Шаг 1. Погружение в проект (определение темы, целей, вопросов для обсуждения, проблема, выбор тем учащихся).
Шаг 2.Организация деятельности (формирование групп, обсуждение плана работы, источники информации).
Шаг 3.Осуществление деятельности (самостоятельная работа групп, подготовка необходимых материалов).
Шаг 4.Презентация (защита своих работ).
Темы могут меняться в зависимости от целей и задач обучения, от уровня развития детей класса.
Первый проект, который я провела с детьми в 1 «А» классе, назывался «Я и моя семья». Эта тема близка каждому, поэтому она была выбрана в качестве начала. Второй проект на тему «Карнавальная маска» ребята выполнили на уроке технологии.
После создания коллективных проектов дети выбрали наиболее интересующие их темы и создали свои проекты. В работе над проектом им помогали родители.
Проекты учеников 3 «а» класса.
1. Дед Мороз в разных странах. Левашова Дарья
2. Кошка – спутник человека. Сутягина Дарья
3. История коньков. Осипов Никита
4.Дикие и домашние кошки. Донскова Вероника
5. Новый год в разных странах. Исаев Илья
6. Поделка к Рождеству. Забелина Анастасия
7. Собака в жизни человека. Донскова Наталья
8.Сабантуй – национальный
татарский праздник. Садеков Дамир
9.Принцессы Диснея и их наряды. Наумова Маргарита
Наблюдения, проводимые за учащимися в ходе групповой и индивидуальной работы, показали, что от занятия к занятию растет самостоятельность детей в проведении исследований, в осознании проблем, формулировании целей, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной.
Таким образом, использование метода проектов в начальной школе – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.
.
Комментарии
Проектная деятельность
Спасибо. Проектной деятельностью начинаю заниматься в 1 классе на уроках окружающего мира, литературного чтения,а также на внеурочной деятельности.