Внеурочная деятельность в начальной школе

Демьяненко Оксана Владимировна

Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_po_fgos_v_nachalnoy_shkole.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе

    Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.  

         Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и учреждение дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.

     Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

     Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стал:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности:

  • Спортивно-оздоровительное
  • Духовно-нравственное
  • Социальное
  • Общекультурное
  • Общеинтеллектуальное

Задачи:

  • Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций
  • Развитие инициативы и творчества детей
  • Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества
  • Пропаганда здорового образа жизни

Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности: создание оптимальных условий для развития и отдыха детей ; творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности ;психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка; реализация игрового сюжета в деятельности в деятельности детей.

Общаясь с детьми, родителями отмечают, что это даёт положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды.

Внеурочная деятельность входит в учебный процесс, но не является уроками. Был проведён опрос, который показал, что 80% родителей учащихся начальной школы положительно относятся к внеурочной деятельности детей в школе. Ведь это развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить ин инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.

Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания отдельных мероприятий, но и чёткости, выразительности организационных форм. Они должны быть гибкими, простыми, помогающими делать жизнь детей радостной, интересной. Особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы. Самыми любимыми из них остается игра. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Организация внеурочной деятельности на базе школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.

 

      Программа разработана на основе ФГОС, программы А. И. Шамшуриной «Этическая программа в начальных классах», программы духовно – нравственного воспитания младших школьников. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование. Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми. Программа курса «Путешествие по стране Этикета» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности 2 -  4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы. Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.

Смыслообразующие идеи программы:

1. наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

2. умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

 3. умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

4. осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

5. умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

 6. углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми. Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности. Основным методом реализации программы является познание самого себя, умение договариваться и жить в коллективе, быть коммуникабельным человеком, изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решение проблемных ситуаций.

Цель программы: воспитание грамотной культурной личности. Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

1. Ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

2. Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться.

 3. Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания. Дети будут учиться слушать, говорить, сочинять.

4. Развивать чувство уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.

5. Разбудить творческое воображение учащихся. На занятии должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии.

 6. Развить навыки общения и сотрудничества;

 Воспитательные идеи программы:

1. Старайся делать добро.

2. Бойся обидеть человека.

3. Люби и прощай людей.

4.Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

 При изучении курса «Путешествие по стране Этикета»», учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала: на каждом занятии разыгрываются сценки из жизни с участием самих ребят, предлагаются просмотры выпусков тележурнала «Ералаш», отрывков из любимых мультфильмов по теме занятия. Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций). Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы. Речевая культура – неотъемлемая часть культуры поведения. На каждом занятии вводятся слова, на произношение и употребление которых необходимо обращать особое внимание. Учащиеся ведут словарик таких «трудных» слов и выражений. К некоторым занятиям, по просьбе учителя, ребята сами подбирают такие слова на основе наблюдений за речью окружающих людей. На многих уроках учитель обращает ребят к толковому и этимологическому словарю. Занятия по программе «Путешествие по стране Этикета» предусматривают и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини – рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством учителя пробуют составлять «невредные советы», их которых в конце года собирается «Справочник правил поведения». Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

 Программа рассчитана на 94 занятия, которые проводятся 1 раз в неделю. Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать: 1. значение этикета и навыков правильного общения; 2. культуру внешнего вида, правила гигиены; 3. правила жизни в обществе; 4. правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми; 5. культуру поведения в общественных местах; 6. особенности поведения в школе; 7. правила гостеприимства; 8. правила дарения и получения подарков Учащиеся должны уметь: 1. вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте. 2. следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену; 3. правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону; 4. вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами; 5. общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации.

Воспитательные возможности этики

     Учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения – системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, и их воспитание должно стать его органичной составной частью. Важное значение в педагогической практике воспитания приобретает обращение к этике как науке о нравственной жизни человека, поскольку в ней сосредоточены глубинные истоки и основания морального совершенствования личности.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.02.96 № 21 "Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений" позволяет сегодня полноценно и качественно использовать региональный и школьный компоненты в воспитательном контексте.

     Именно в этике, в истории развития этической мысли заложены, истоки и основания нравственного становления и внутреннего совершенствования личности. Смыслозначимые ценности человеческой жизни и жизни общества отрабатывались в этических учениях мыслителей веками и при богатом разнообразии критериальных подходов и приоритетов сводились к нравственным постулатам, утверждающим жизнь и человека наивысшей ценностью, а все значимое для их развития основополагающим смыслом.

      Этическая мысль, рассматривая нравственные основания жизнедеятельности людей, выделила и обосновала понятие "простые нормы нравственности", преобразованное сегодня в "общечеловеческие ценности". Данное понятие отражает нравственное значение и достоинство личности, ее ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, – моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Это то, что выделяется человеком в качестве наиболее значимого, что он вложил в основу представлений о должном относительно своего Я, нормах отношений с людьми и окружающим миром, собственного жизнеосмысления и жизнедеятельности. Это тот ценностный смысл, который существует для необходимой ориентировки каждого в своей жизнедеятельности. В основе его лежит нравственный выбор самой личности, требующий напряжения сил собственного разума и чувств и стремления понять сущность общечеловеческих законов в каждом конкретном случае. Эту сущность и ценностный смысл собственной жизни важно постигнуть и растущему, взрослеющему человеку.

Педагогическая практика свидетельствует, что потребность в специально организуемом, продуманном нравственно-этическом воспитании школьников велика. Практическое воплощение в режиме образовательного учреждения этики как специализированного предмета воспитания давно назрело, а выдвинутая сегодня парадигма классного руководства в качестве приоритета воспитательной деятельности позволяет реализовать данную потребность в качестве предмета классного руководителя.

Главной задачей в воспитательном процессе является создание педагогических условий для включения учеников в осознание и переживание нравственных ценностей как важнейшей потребности личности, как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров. В соответствии с этим, этика, введенная в учебно-воспитательный процесс школы как его органичная часть, наполнит все его составляющие этическим смыслом и обеспечит непрерывный процесс нравственно-этического воспитания детей.

Для этого школе сегодня необходима целостная непрерывная система нравственно-этического воспитания учащихся с 1-го по 11-ый класс, посредством которой ученик мог бы постигнуть важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении. Введение этики как предмета воспитания, адресованного классному руководителю, включается в модель целостной воспитательной системы, содержание и технология которой повысит гуманистический потенциал образовательного учреждения, обеспечит субъектную основу воспитательного подхода к ребенку и психолого-педагогические условия нравственного развития личности.

Модель этического воспитания

Модель системы непрерывного этического воспитания школьников построена на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:

-этический курс теоретико-практических занятий с детьми как специализированный предмет воспитательной ориентации, построенный на принципах диалогового взаимодействия педагога с учащимися о сущности и ценностных смыслах нравственной сферы жизнедеятельности человека. Он построен в контексте сюжетно-игровой технологии с разнообразной палитрой форм и методов включения учеников (с учетом их возрастных особенностей) в непрерывный процесс познания, освоения и присвоения этических знаний и смыслов.

-повседневная педагогически инструментированная методика "этического заряда", основанная на сочетании этической установки на доброжелательность и уважение в отношениях с другими с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них.

  Этический заряд - в организации доброжелательного климата взаимоотношений детей в поле их жизнедеятельности в школе через психологическую установку на эмоциональное тепло и взаимопонимание, которая воплощается в методике убеждения, что никто не будет обижен и обделен вниманием.

  Этический заряд – в инструментированной методике "пятиминутка", которая направлена на совместный поиск путей предотвращения конфликтов и определения достойных способов выхода из создавшихся конфликтных ситуаций, в результате чего закрепляется нравственный статус таких проявлений воспитанников как сдержанность, снисходительность, терпение, умение простить, незлопамятность. Рекомендуется проводить в конце дня у младших школьников, в конце недели – в среднем и старшем звене,

-общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью, логически вплетенная в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. Главное здесь – организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния детей, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии.

Композиционно такая деятельность построена как театрализованное представление-диалог и осуществляется в разных возрастных группах в соответствии с особенностями возраста, интересами детей, возможностями и поставленными воспитательными задачами ("школа вежливости"– начальная школа, "этические диалоги о главном"– подростки, "вечера этических раздумий"– старшеклассники). Деятельность направлена на познание другого человека и самого себя, развитие средств такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его.

Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определенную часть общей педагогической задачи, предусматривающей охват всей жизнедеятельности детей в образовательном учреждении гуманистическим влиянием на них.

Реализация модели этического воспитания школьников, взаимодействие ее компонентов со структурными компонентами образовательного учреждения (урок, внеурочная воспитательная деятельность, межурочное пространство), актуализирует психолого-педагогические условия нравственного развития личности, рост ее этического самосознания, этической культуры.

Этический диалог и его значение

Результатом этических занятий должно стать создание педагогических условий для последовательного и непрерывного диалога с учащимися, посредством которого школьник через самооценку, самоопределение, самопознание, саморегулирование выходит на моральную позицию и поведение.

Диалогические отношения в воспитательной палитре средств предполагают готовность педагога слушать и адекватно понимать ученика-собеседника, выражать эмоционально позитивное восприятие школьника и быть искренним в этом. Организация диалогового пространства требует от педагога коммуникативного опыта и культуры постановки вопросов, предвидения обратной связи, где востребованы интуиция и импровизация. При этом главное в диалоге – организация дискуссии, пробуждающей мысль и обучающей мыслить.

Нравственное воспитание конструктивно в вопросно-ответной логике взаимодействия педагога и школьников. Она стимулирует конкретное действие ученика, создает индивидуальный нравственный опыт поведения и отношений формирующейся личности.

В этом контексте диалог следует рассматривать в качестве педагогического принципа и условия эффективного взаимодействия воспитателя с воспитуемымиориентируясь на то, что "жизнь по природе своей диалогична" (М.М. Бахтин). В этом значении диалог имеет многоаспектное звучание в интегративных процессах педагогического взаимодействия взрослых и детей, а именно:

-диалог реализуется как метод мышления, проникающий в ценностное содержание жизнедеятельности человека.

Процесс этического воспитания в этом ракурсе предусматривает диалогическое взаимодействие педагога с учениками как совместное проникновение в сущностные, смысловые вопросы человеческого бытия, реализуя субъектную основу и личностное начало каждого участника.

-диалог выступает и как педагогический принцип и средство гуманистического воспитания, в основе которого заложено уважение и доброжелательное отношение к каждому человеку, как способ построения равноправного взаимодействия педагога и учащихся по смысложизненным вопросам.

диалог выступает и как психологический механизм актуализации самосознания школьников, выстраивания Я-концепции, развития рефлексивных способностей.

В соответствии с этим диалогическое взаимодействие педагога и учащихся рождает эмоционально прочувствованную мысль, определяющую последующие действия, что проясняет и оттачивает индивидуальную позицию ученика, рождает рационально осмысленную аргументацию.

-в методическом ключе диалог представляет воспитательную технологию, позволяющую выстроить поэтапный процесс сомышления педагога и учеников по совместному поиску нравственной истины.

- социальная природа диалога реализует фундаментальную потребность человека в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве, т.к. мысль не рождается и не находится в голове отдельного человека. Она рождается между людьми, совместно ищущими истину (М.М. Бахтин), в данном случае между педагогом и учащимися.

Таким образом, в процессе этического диалога воспитанник, если он "ожидаемый собеседник" (А.Ухтомский), получит опосредованно выраженную помощь в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека.

Эмоционально-образное сосредоточение учащихся начинается с вывода школьника на этическую проблему.

Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, предложенной для анализа ситуации, реплики вкрапленных в сюжет урока героев, игры, незаконченного сюжета, адресованного детям письма и т.д.

   Далее разворачивается обозначенная тема, которая требует построения логической цепочки развития мысли. Основным побудителем данного развития служат вопросы "почему?", "как вы думаете?" и т.д. Последовательные, углубляющие проблему вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают ее пошаговую структуру. Это наиболее сложный для педагога конструкт построения диалога, поскольку все время должна пульсировать пробуждающая общие размышления мысль. А чтобы она не увядала необходимо очень точно ставить вопросы и отбирать в развитии сюжета диалога только те формы, методы и средства стимулирования мысли, которые наиболее точно связывают звенья цепочки и обеспечивают ее эмоциональное насыщение.

Так цепочка последовательных вопросов, конституирующих ход размышления детей и углубляющих его, приводит учащихся к основе проблемы, необходимости не абстрактного ее осмысления, а в конкретном аспекте сопричастности с собственной жизнью и индивидуальностью.

Нить рассуждений учащихся приводит их с помощью педагога к осмыслению собственной личности, своего опыта. И проблема становится личностно значимой, требующей ответа на свои вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций. Обращение к личности ребенка в соответствии с этим служит непременной смысловой составляющей диалога с детьми по этическим проблемам.

Поворот "на себя" обязателен в этическом диалоге, так как он создает условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование. Такой поворот ведет к необходимой в дискуссионных суждениях точке наивысшего напряжения, сопряженной с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту. Напряжение мысли и чувства ученика связано с необходимостью принятия им решения, выхода на прогнозирование дальнейшей линии своего поведения в той или иной социальной ситуации, жизненной коллизии, сложившейся сфере его взаимоотношений с окружающими. Чтобы это произошло, важно, чтобы проблема, сколь глобальной она ни представлялась, могла быть конкретизирована в важном для нравственно-этического осмысления школьниками аспекте и вылилась в ясную для него дилемму. Осмысление и разрешение возникшей дилеммы и предстанет перед учеником квинтэссенцией, сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.

Результат размышлений, самоанализа или принятие решения в обсуждаемой ситуации, есть нравственный выбор ученика в ракурсе проблемы. Обозначение выхода на нравственный выбор есть еще одна смысловая составляющая этического диалога. Рядом с ним резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме.

Смысловые составляющие этического диалога, превращающие его в глубокий содержательный сюжет с нравственно развивающимся человеком, содействуют оптимальному раскрытию воспитательных функций этики.

Эти составляющие позволяют добиться главного – проживания школьником поднятой проблемы. Нравственное чувство и нравственное сознание детей при этом выступают в роли опосредствующих духовных звеньев, содействуя обеспечению максимального взаимодействия и общения.

Принципы построения диалога

Подбор и использование методических средств, обеспечивающих развитие воспитательной канвы диалога на этическом уроке, определяется следующими принципами его построения:

  • педагогические приемы, средства и методы построения диалога с детьми ориентированы на возрастные особенности детей;
  • процесс диалогического взаимодействия педагога с детьми построен на восприятии ребенка как субъекта воспитания;
  • воспитательное действие организуется средствами опосредованного влияния на учащихся;
  • сюжетная канва диалога предполагает включение диагностических методик, направленных на изучение педагогом нравственного развития учеников, а также на осмысление школьниками собственных нравственных оценок и самооценок.

Кульминационный момент ведущегося диалога с детьми предопределяет его сюжетную развязку, завершающим аккордом которой служит так называемый "открытый финал", который не ставит точку по обсуждаемой проблеме, а как бы оставляет размышление на потом для индивидуального раздумья учеников.

Этим финалом педагог побуждает растущего человека к процессу рефлексии и самоосмысления, что и ведет к нравственному развитию детей.

Таким образом, этический диалог – это сюжет, развитие которого опосредованно влияет на школьников через эмоциональное насыщение разнообразными методическими формами включения их в размышление, через альтернативные суждения, погружение в исследовательский поиск, через игру, творчество, деятельность, упражнения, педагогические задачи, тесты, эксперименты, диагностические методики, раскрывающие личностный опыт, пробуждающие чувства и собственные суждения.

Роль диагностики в построении этического диалога

Для того, чтобы в диалоге на этических занятиях каждый собеседник выступал как равный в позиции «личность – личность», а не «учитель – ученик», нам, педагогам, необходимо знать, а главное, понимать каждого ученика, учитывать индивидуальность развивающейся личности, а значит, её непохожесть, своеобразие, отличие от других. Учитель, проработавший в школе даже один год, знает, что каждый ребёнок – новый характер, требующий к себе определённого подхода. Именно поэтому, строя диалогическое общение, большое внимание важно уделять диагностике нравственного развития ребёнка.
Какова внутренняя картина мира ученика? Каково его представление о себе? Что он думает об окружающих его людях?
На эти и другие вопросы нам помогут дать ответ результаты диагностических методик, включённых в этическое занятие. Эти методики помогут выявить ориентацию ребёнка на нравственные ценности, определить приоритеты тех качеств, которые дети ценят в другом человеке и в самом себе, степень адекватности эмоциональной реакции школьника на состояние другого человека, способность к нравственной самооценке.
Результаты диагностических методик позволят учителю увидеть и перспективы собственной педагогической деятельности.
Рассмотрим это более внимательно на примере ряда диагностик в палитре этических диалогов с младшими школьниками.
Так, для определения нравственных представлений детей о себе и других людях можно использовать методику «Цветочек», которая
гармонично вплетена в этическое занятие «вглядись в себя –сравни с
другими» в третьем классе. В ходе этического диалога, когда дети,
задумываясь о себе, анализируют, рассуждают, пытаются ответить
на вопросы – каким должен быть человек, чем он руководствуется в отношениях с другими, учитель обращается к ним со следующим предложением:
-Человек, как красивый цветок, может радовать тех, кто общается с ним. Перед вами на партах цветки. На белой сердцевинке цветка напишите своё имя и фамилию, затем переверните цветной сердцевинкой кверху. На белых лепестках цветка напишите пять качеств, которые вы считаете самыми важными, ценными в других людях. А на сердцевинке – фамилии тех одноклассников, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени обладают этими качествами.
После этого дети вновь переворачивают цветок и рядом с фамилией пишут те ценные качества из названных ими, которые они ценят в самих себе.
Приводим пример результатов одного из третьих классов, которые позволила выявить данная методика. Дети назвали довольно широкую палитру нравственных качеств. Из них –62% в самом себе, 67% - в других людях. Такое процентное соотношение объясняется тем, что дети включены в систему этического воспитания и уже могут видеть и оценивать и себя. В младшем школьном возрасте ребёнку легче увидеть нравственные проявления в другом человеке, судить о них с большей лёгкостью, чем о собственных сторонах характера.
Какое качество обозначено детьми как наиболее значимое?
Доброта. Вот какой смысл вкладывают дети этого класса в данное понятие:
«Доброта – это когда уважаешь не только себя, но и других».
«Доброта – это добросовестная работа, которая не требует поощрений».
«Доброта – это помощь в беде, миролюбивый характер».
«Доброта – это солнечный лучик, который дарит тепло людям».
Такие ответы свидетельствуют о том, что есть у детей стремление вникнуть в существо понятия, есть и понимание доброго поступка.
На второе место по иерархии качеств дети поставили вежливость, честность. На третье – трудолюбие, смелость. На четвёртое – ум, дружелюбие, радушие.
Интересно, что некоторые ученики к положительным качествам отнесли хитрость. Почему?
Сказывается веяние современной ситуации общества, которая не может не отражаться и на детском восприятии жизни. Хитрость – это качество, помогающее человеку жить при отсутствии нравственных установок, добиваться своего, приспосабливаться. И для детей, которые выделили это качество, оно значимо. Отсюда видна перспектива дальнейшей педагогической работы, которая может быть осуществлена и в этическом диалоге, когда школьники, общаясь, получают критерии положительного и отрицательного в процессе суждений.
Педагогу важно учитывать, что у маленьких детей критерии ещё нечётки. Так, в описываемом классе к нравственным качествам некоторыми детьми были причислены и такие характеристики, как: хороший, хорошо занимается, весело смеётся, хочет учиться. Это ориентирует учителя на работу с этическими понятиями.
Картина внутреннего мира ребёнка значительно обогащается в занятиях по этике, чему помогают так называемые «мини диагностики» нравственного развития детей. Приведём пример такого занятия во втором классе по теме: «Секреты доброты».
Хочется сразу обратить внимание на необходимость эмоционального включения детей в проблему, помогающего детскому восприятию сложных нравственных процессов, детскому воображению.

Только через мир эмоций мы можем преподнести ребёнку этические знания.
Эмоциональная атмосфера создаётся сразу в начале занятия. Звучит мелодия П.И. Чайковского «Апрель».
-Как вы думаете, ребята, почему наше занятие началось с этой мелодии? Что вы представляли себе, когда слушали музыку?
-Верно, наступила весна. Чувствуется пробуждение от зимнего сна. Вот уже ярко светит солнце, открылись серенькие глазки лужиц, всё ожило. Распускаются первые листочки, жужжат шмели…
-Скажите, какие чувства возникают у вас при видении такой картины? (Теплота, радость).
-Какие это чувства?
-Добрые. А что такое доброта?
-Кого мы называем добрым человеком?
-Чтобы ответить на эти вопросы, постараемся сегодня открыть несколько секретов доброты. Чтобы нам было уютно, я предлагаю вам мысленно отправиться на весеннюю полянку.
-Давайте закроем глазки и представим: мы дружно идём к завет-ной полянке. Нас согревают лучи весеннего солнца, радуют своим пением птицы, ветерок ласкает и гладит наши лица.
Ой, что это? Вокруг нас порхает что-то лёгкое, неуловимое. Это же бабочка, и она такая нежная, ласковая, как сама доброта. Вы представили себе ту единственную, неповторимую бабочку? К вам на парту прилетела такая бабочка. Сделайте её красивой.
Дети работают под музыку.
-Какие получились замечательные бабочки! Они по-настоящему радуют глаз!
-У нас сегодня, ребята, на уроке много гостей. Вы согласны подарить этих бабочек нашим гостям?
-Скажите, что вы почувствовали, когда дарили бабочек? Вам не жалко было?
-Как вы думаете, что почувствовали ваши гости?
-Мы сейчас с вами, сами того не предполагая, сделали доброе дело – подняли настроение нашим гостям. Тем самым открыли один из секретов доброты – доброта всегда от чистого сердца и не требует никаких наград.
-Посмотрите, как ожила наша полянка (открывается доска, на ней - сказочная поляна). Приятно находиться на такой полянке! Давайте разместимся поудобнее и продолжим наш диалог.
-Один секрет мы с вами уже открыли, а можно я вам открою второй секрет?
-Вы сделали доброе дело, и доброта к вам обязательно вернётся, только ещё больших размеров.
Учитель дарит детям бабочек больших размеров…
Постепенно дети, рассуждая, играя, выполняя творческие задания, открывают секреты доброты. Они приходят к таким понятиям как внимательность по отношению друг к другу, заботливость. Каждый раз, когда ученики выходят на нравственное качество, учитель предлагает им оценить себя: «Всегда ли вы внимательны друг к другу, всегда ли заботливы». Если «да», то в своей тетради по этике ребёнок ставит «+», если «нет» – «-». Характерным является то, что не каждый школьник готов к такой оценке, но положительный результат работы заключается в том, что ребёнок может быть впервые задумался над собственной характеристикой с тех или иных позиций.
Для учителя анализ самооценок детей – материал для дальнейшего построения этических занятий.
В процессе урока можно проследить, насколько ребёнок способен к анализу своего внутреннего «Я». Нравственная самооценка очень важна. Именно она стимулирует выбор человека в различных жизненных ситуациях, сказывается в критичности, требовательности к себе, отношении к успехам и неудачам. Иными словами, это видение ребёнком самого себя.
Одним из показателей сформированности нравственной само-оценки младших школьников является наличие у них адекватной эмоциональной реакции на состояние другого человека. Для диагностики этого параметра мы использовали метод неоконченных предложений, который также может быть включён в занятие по этике. Приведём фрагмент этического диалога по теме: «Не стесняйся доброты своей».
-На прошлом занятии, ребята, мы сделали очень важные выводы. Какие?
- Живя среди людей, мы постоянно испытываем на себе внимание, заботу, доброту других людей.
-: Получая заботу и доброту, мы должны стараться и сами отдавать тепло, внимание. В связи с этим у меня возник вопрос: «Как это можно сделать?»
- Ребята, попробуем ответить на поставленный вопрос.
Маленьким детям ещё трудно проанализировать в полной мере, что такое доброта. Ответы были таковы:
Даня: Добрым словом.
Вера: Добрым, внимательным взглядом… и т.п.
Учитель: Чтобы вам было проще, и вы все смогли ответить на вопрос, я хочу дать вам следующее задание. У вас на партах на листах написаны предложения, но они не закончены. Подумайте и допишите их. Может быть, это наведёт вас на какие-то мысли.
Предложения следующие:
1. Если я увижу, что на моих глазах обижают малыша, я…
2. Если я увижу, что на моих глазах с одноклассником поступили несправедливо, я…
3. Когда обидят меня, я…
После того, как дети закончили работу, диалог продолжается.
Предложения закончены по-разному. Детьми избраны: уход от решения, жалоба взрослому, эмоциональная реакция сочувствия, воздействие словом, действенная помощь и защита, агрессивная реакция, угроза применения силы. Данные решения можно объединить в следующие группы:
1) Пассивно-созерцательная реакция.

Это, конечно, не может считаться адекватной нравственной реакцией на ситуацию.
2) Активно-действенная реакция. Это разумный выбор в заданной ситуации.
3) Агрессивно-защитная реакция. Она неприемлема для нравственного решения в данной ситуации.
В своей работе по этическому воспитанию школьников мы пытались выявить их способность к самооценке. Очень важно, чтобы ребёнок сам задумывался над своими поступками и старался анализировать свои действия. Необходимо научить и дать возможность школьнику вести внутренний диалог с самим собой. С этой целью в этические занятия включаются методики самоанализа. Детям предлагается оценить себя по трём позициям:
- Всегда ли ты добр;
- всегда ли ты держишь данное слово;
- всегда ли ты доволен собой и своим поведением.
Перед учениками лежат листочки с лесенкой из 12-ти ступенек, на которую они должны поставить себя по оцениваемым позициям: 12-я ступень – самая низкая самооценка, 1-я – самая высокая.
Известно, что такое качество личности как доброта высоко ценится младшими школьниками. Это может послужить исходной позицией для выявления самооценки учеников. Ощущение «Я хороший» сохраняется в начальной школе. Отталкиваясь от этого, типичным можно считать случай, где присутствует большое число детей, поставивших себя на первую, вторую, третью ступени. Там, где школьники не дали себе высокую оценку, где присутствует критичность по отношению к себе, более скромные самооценки, можно говорить о попытке детей оценить себя адекватно.
Результат последовательной работы по этическому воспитанию детей с первого класса в логике этического диалога позволил систематизировать и обозначить в следующей таблице диагностику способности младших школьников к самооценке.
В таблице обращает внимание маленький процент детей (5%) данного класса, довольных своим поведением в целом и большой процент (38%) заниженных самооценок по этому же параметру. На наш взгляд, это объясняется тем, что школьники, находящиеся в системе этического воспитания, более осмысленно анализируют своё поведение. Ведь, чтобы быть довольным собой, надо соответствовать определённым требованиям, которые предъявляются ребёнку. Для полноты картины мы поинтересовались у детей: что им мешает быть довольными своим поведением. Получили следующие ответы:
Маша: Я неплохой человек. Во мне есть хорошие качества, такие как доброта, дружелюбие, ответственность, но, к сожалению, я вспыльчива. Если мне что-то скажут, что мне не понравится, то я не скажу: «Спасибо за замечание», а буду дуться на этого человека. Иногда я очень страдаю от этого, и знаю, что другие люди ещё больше меня страдают. Поэтому я не довольна собой.
Ваня: Я не собран. К тому же мне надо стать более аккуратным. Когда я делаю какое-то дело – сосредотачиваюсь только на нём.
Коля: Мне не хватает уверенности в себе. Иногда я не сдержан. Это портит мои отношения с друзьями и взрослыми.
Максим: Я общительный, не заносчивый. Но не доволен я тем, что не собран, не всегда аккуратен, бываю раздражённым.
Анализируя ответы детей, мы делаем вывод, что заниженная самооценка идёт не от того, что ребёнок в себя не верит, не от тревожности за последствия своих действий, а от углубления в нравственный смысл жизненных ситуаций, вдумчивого и критичного подхода к собственным поступкам.
Таким образом, включая диагностические методики в диалог на этических занятиях, можно наблюдать внутреннюю картину мира каждого ребёнка. Исходя из этого, строить диалог так, чтобы обсуждаемые проблемы были близки детям. Это обязательно приведёт к нравственному росту ребёнка, углублению его этических знаний, обретению опыта поведения, проникновению моральных ценностей в эмоциональную сферу, мир чувств ребёнка.

ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – ЭТО…

Курс этической грамматики включает четыре раздела. В учебном заведении они равны четвертям учебного года и включают все аспекты человеческих отношений с окружающим миром: этика общения, этикет, этика человеческих отношений, этика отношений в коллективе.
1-ый раздел посвящён этике общения. Он вводит ребёнка в богатую палитру норм человеческого общения, способствующих взаимодействию, взаимопониманию и взаимоуважению. 
     Различные формы практического включения детей в упражнения, игру, творчество, эксперимент, деятельность приобщают растущего человека к нормам воспитанности.
2-ой раздел тесно соприкасается с нормами воспитанности, знакомя воспитанников с этикетом и приучая их следованию разумным этикетным правилам. Это так называемые правила «хорошего тона», т.е. специальные нормы поведения в гостях, общественных местах, нестандартных ситуациях, принятые в обществе знаки внимания к младшим, старшим, женщине и т.д.
3-ий раздел – о нормах этики в отношении к широкому кругу окружающих нас людей и миру в целом. Его содержание и технология побуждают развитие эмоциональной отзывчивости детей на переживания другого человека, создают условия для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявления чувства эмпатии.
4-ый раздел – об этике отношений в коллективе, поскольку человек всегда находится в социальном взаимодействии того или иного коллектива. Так как основой взаимодействия детского коллектива служит стремление общаться со сверстниками, содержание и методика данного раздела направлены на морально окрашенное построение отношений, способствующее пониманию другого и реализации себя каждому ребёнку.

Этическое воспитание младших школьников

Каждый возраст требует на этических занятиях с детьми своей палитры средств и методов построения этического диалога.
С младшими школьниками акцент делается на их желании быть хорошим, свойственное детям данного возраста, на характерное для них внимание к нравственной стороне поступка, его моральной оценке, получение для себя оценки окружающих.
Педагог строит диалог с детьми как сюжетный рисунок сказки, приключения, совершаемого путешествия, открытия тайны, проведения коллективной игры, общего размышления над проблемой. В канву сюжета вплетаются разнообразные методики, которые позволяют ненавязчиво и незаметно корректировать поведение ребят, их взаимоотношения в коллективе и в то же время изучать индивидуальные особенности, динамику нравственного развития. Так, например, это могут быть сокровенные желания ребёнка, посланные Гудвину в Изумрудный город, опосредованные высказывания о себе и своих проблемах через введённых в диалог нарисованных человечков, через продолженные предложения или составление концовки сказочного сюжета. Нравственный выбор ребёнка может быть осуществлён в процессе игры, анализа ситуаций, решения педагогических задач. Своё самочувствие в коллективе маленький школьник может выразить в символизирующих настроение цветных квадратиках. Атмосфера в семье проявится для педагога в серии рисунков, самооценка – в специально введённых символических знаках.
Такое занятие ориентировано на психолого-педагогический уровень этического воспитания и творческое личностное осмысление ребёнком нравственных проблем человеческой жизни. Это достигается путём создания многообразной сферы включения детей в практику нравственной жизни человека, приёмов стимулирования усилий детей в моральном самоопределении и самовоспитании, через активизацию природных, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов школьника, организацию тонкой рефлексивной работы детской души.
Проводя занятие, педагог учитывает возрастные особенности детей, для которых характерно конкретное мышление, способность к воображению, яркой фантазии, любовь к игре, склонность видеть в людях хорошее, доброе. Выстраивая сюжет, педагог отталкивается от того, что более близко и знакомо маленьким детям. Дети легко включаются в процесс «думания», который лежит в самом процессе этического занятия. И чтобы он был активным, важно вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир их чувств. С этой целью педагог предлагает детям вообразить, например, красивую волшебную полянку, освещённую солнцем. Её можно изобразить на детских рисунках, на полотне, на доске, которую учитель открывает в нужный момент. Она создаётся творческим воображением детей.
Важно, чтобы педагог не объяснял детям нравственные истины, а выводил к ним их мысль в процессе совместного поиска. Именно поэтому этическое занятие – не беседа, а именно занятие, в основе которого лежит не только просвещение, а и деятельностная форма усвоения этических понятий.
Чтобы эти понятия были не только усвоены, но и присвоены ребёнком, т.е. стали личностно значимыми, необходимо включить их в сферу подсознательной деятельности, формирующей опыт поведения. И сделать это надо на самом этическом занятии с помощью разнообразных игровых и тренировочных методик, позволяющих вывести ребёнка на положительный опыт доброго отношения к другому человеку и закрепить этот опыт в реальных детских взаимоотношениях.
Важно, чтобы каждый ребёнок мог стать объектом чьего-то внимания, испытал положительные эмоции, ситуацию успеха и в то же время ощутил себя субъектом, действия которого дарят эти эмоции другим участникам проводимого занятия.

Смысловые составляющие этического диалога

Эмоционально-образное сосредоточение школьников в процессе диалога на этически выверенных ориентирах человеческой деятельности предполагает овладение педагогом, воспитателем педагогической технологией построения диалогического общения. Здесь важно, чтобы ценностное ориентирование личности проходило через широкий спектр насыщения детей этическими знаниями, эмоционально и действенно окрашенными формами их включения в игру, упражнение, размышление, практическое действие с учётом возрастных особенностей, уровня нравственного развития, осуществлением субъектного подхода в воспитательной палитре приёмов и средств.
Что имеется в виду под технологией?
Технология понимается как совокупность психолого-педагогических методов, приёмов и способов побуждения детей к мысли, действию, решению, поступку, воспитательная канва и целесообразное сочетание которых способствуют актуализации субъектного основания личности, её нравственного потенциала.
В этическом диалоге технология направлена на стимулирование этических суждений ребят, самостоятельного, обоснованного рассуждения, актуализацию ценностно значимых устремлений школьников, эмоциональное наполнение канвы диалога, выход на личностную позицию ребёнка в его нравственном выборе.
Накопление эмоциональных реакций, проявлений, действий, утверждающих нравственное основание личности, начинается с ВЫВОДА ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ, обозначения её как первой смысловой составляющей диалога.
Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, предложенной для анализа ситуации, реплики вкрапленных в сюжет диалога героев, игры, незаконченного сюжета, адресованного детям письма и т.д.
Конкретным примером может здесь служить приведённое ранее занятие для маленьких детей «Вежливо – невежливо».
В игровой ситуации встречи с куклами, Крохой и Вихрастиком, дети незаметно для себя вышли на тему занятия. Так был создан эмоциональный настрой, нравственное поле для добрых взаимоотношений. И здесь уже можно было углублять проблему через конкретные игровые ситуации, выявляющие и формирующие опыт вежливого проявления маленького ребёнка.
А вот занятие с младшими школьниками:
Чтобы быть коллективом:
-Мы опять вместе. Вы рады этому?
-Хотите рассказать, что интересного было у вас во время каникул?
-Представим, что к нам сегодня случайно попало волшебное наливное яблочко, которое катится по тарелочке и показывает каждого из вас на каникулах. Кто хочет, чтобы яблочко показало его и о нём рассказало?
Желающие как бы катят яблочко по тарелочке и рассказывают, что интересного было на каникулах.
-Видите, прокатилось яблочко и собрало нас всех опять вместе. Как вы думаете, для чего?
-Чтобы почувствовать, что мы – это коллектив, и это, конечно, очень важно. а ещё?
-А ещё мы живём общей жизнью и интересами. Как вы думаете, что такое коллектив?
Как видим, здесь выход на проблему через сказочный приём, интригующее начало диалога.
У подростков по-другому.
Занятие: Родительский дом.
-Мы с вами, ребята, ведём большой диалог о понятии «добро». На прошлых занятиях мы разбирались в том, что значит добро, доброта, доброжелательность, добрый поступок. Поняли мы с вами также и то, что добро должно быть активным противопоставлением злу.
А сегодня мы уже с запасом всего, что узнали, поняли, прочувствовали, войдём в собственный дом. И это мы сделаем со всей добротой, на которую способно ваше сердце и которой помогает ваш ум.
-Как вы думаете, почему переступать порог своего дома надо именно с добрыми чувствами?
-Помните песню «Родительский дом». Там есть такие слова: «Родительский дом, начало начал, ты в жизни моей надёжный причал». Как вы понимаете эти слова?
Здесь выход на проблему идёт от предшествующего обобщения, так как это уже возраст, способный к синтезу и анализу постигнутого и прочувствованного. Эмоциональным штрихом от общего размышления к конкретному углублению в проблему служит переход к песне, так чётко передающей суть поставленной темы.
Эти приёмы с увеличением возраста школьников расширяются и углубляются, чему служит пример диалога со старшими подростками по теме: «Отойди от зла и сотвори благо»:
-Мы много говорили с вами о чувстве, способах его выражения, необходимости это делать. Согласились с тем, что выражение чувства, про-явление сочувствия другому – благо для человека. Как вам кажется, творить благо легко?
-Что в нашем проявлении может быть благом для другого человека?
-А какие наши проявления могут обратиться во зло для другого?
-Скажите, помощь в виде подсказки, списывания – благо или зло?
-А подать милостыню просящему на улице или в метро?
-Сказать смертельно больному человеку, что всё будет благополучно?
-Стремиться оградить от всех трудностей и неприятностей брата или сестру?
-Как видите, жизнь предоставляет нам решать много очень непростых вопросов.

Принимая то или иное решение, поступая тем или иным образом, мы должны думать, чем обернётся наш выбор для другого: благом или злом. О. Бальзак говорил: «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло сосуществуют в ней». Что же должно помочь нам не сотворить зла другому?...
Важной смысловой составляющей этического диалога является ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ РАЗВИТИЯ МЫСЛИ.
Основным побудителем данного развития служат вопросы «почему?», «как вы думаете?» и т.д. Последовательные, углубляющие проблему вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают её пошаговую структуру. Это наиболее сложный для педагога конструктор построения диалога, поскольку всё время должна пульсировать пробуждающая общие размышления мысль. А чтобы она не увядала, а, наоборот, набирала новые высоты и всё время обеспечивала процесс напряжённого «думания», необходимо очень точно ставить вопросы и отбирать в развитии сюжета диалога только те формы, методы и средства стимулирования мысли, которые наиболее точно связывают звенья цепочки и обеспечивают её эмоциональное насыщение.
Проследим это смысловое построение на примере диалога по теме: Зло надо зажить. (П.Л.Лавров):
-Продолжите, пожалуйста, предложение:
Зло как этическое понятие...
Работа проводится методикой «свитка».
-Сравним ваши определения, постаравшись выделить сущностное содержание.
Зачитывается «свиток» и на доске, стенде или листе выписывается главное, относящееся к определению самого понятия.
-Сравним ваши размышления с определением в этическом словаре: зло – категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру. (Словарь по этике, под ред. И. Кона, М., Изд-во Полит, лит-ры, 1983, с.95). О чём свидетельствует это сравнение?
-А вот как это определение даёт А. Швейцер: «Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». (А.Швейцер. Культура и этика, изд-во Прогресс, М., 1913, с.307). В чём оно перекликается с предыдущим?
-Сравните все названные сегодня определения. Есть связь, нечто общее между ними?
-Обратите внимание на следующие два аспекта в понимании зла как категории и как жизненного явления:
-как явление, не зависящее от человека, но существенно порой влияющее на его судьбу – катастрофа, стихийное бедствие. Оно рассматривается в основном в контексте судьбы человека.
-как категория, имеющая непосредственное отношение к личности человека, которая рассматривается в контексте с его жизнью.
Как оба аспекта соприкасаются с жизнью человека?
-Почему же зло, как и добро, замыкается на человеке, его жизни и судьбе, как вы думаете?
Так цепочка последовательных вопросов, конституирующих ход размышления детей и углубляющих его, привела воспитанников к глобальной основе проблемы, необходимости не абстрактного её осмысления, а в конкретном аспекте сопричастности с жизнью любого человека, а значит, и с их жизнью тоже.
-А человек, соприкасаясь со злом в каком бы то ни было аспекте, может не быть пассивным участником данного явления, его безмолвной жертвой?
-Следовательно, пока он жив, человек имеет возможность выбора. Какого и в чём?
-Значит, для человека естественно в своей реакции на проявление зла стремиться противостоять ему, так?
-Можно ли противостоять злу?
-Как?
-Есть выражение «злая судьба», «злой рок». Что здесь имеется в виду?
-Что-нибудь при этом зависит от самого человека?
-Что?
-А если зло всё-таки произошло, как быть?
-Есть такое выражение: «зло надо зажить». Как вы его понимаете?
-Пережить, совладать с собой, укрепить свои внутренние силы. Всё ли можно «зажить»?
-Зло как несчастье и зло как человеческое деяние, направленное на вас. Попытайтесь представить, как вы это будете «заживать»?
-Что труднее «зажить»?
-Почему?
Нить рассуждений учащихся важно привести к осмыслению ими собственной личности, своего опыта, чтобы проблема стала личностно значимой, требующей ответа на свои вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций. ОБРАЩЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА служит непременной смысловой составляющей диалога с детьми по этическим проблемам. Поворот «на себя» обязателен в этическом диалоге, так как он создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование. Такой поворот ведёт к необходимой в дискуссионных суждениях ТОЧКЕ НАИВЫСШЕГО НАПРЯЖЕНИЯ, сопряжённой с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту. Напряжение мысли и чувства воспитанника связано с необходимостью принятия им решения, выхода на прогнозирование школьником дальнейшей линии своего поведения в той или иной социальной ситуации, жизненной коллизии, сложившейся сфере его взаимоотношений с окружающими.

Чтобы это произошло, важно, чтобы проблема, сколь глобальной она ни представлялась, могла быть конкретизирована в важном для нравственно-этического осмысления школьниками аспекте и вылилась в ясную для него дилемму. Осмысление и разрешение её и предстанет перед учеником квинтэссенцией, сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.
Проследим это на примере развития сюжета уже приведённого диалога:
-Следовательно, человеку понятнее зло, соотнесённое со стихией, несчастным случаем. Здесь он может опереться на какое-то естественное объяснение случившегося, на сопереживание других, на поддержку конкретного человека или даже незнакомых людей. А зло, проявленное человеком, особенно близким, лишает его такой опоры как понимание, рождает нестерпимую боль, последующее недоверие, разочарование, жгучую обиду – целый комплекс негативных чувств, с которыми трудно справиться. Как же быть?
-Что вы могли бы посоветовать человеку в такой ситуации, исходя из своего опыта или опыта других, почерпнутого из книг, размышлений мудрых?
Напишите свой совет, и у нас получится важная копилка советов, лечащих душевную боль, причинённую людьми.
По мере прочтения наиболее значимые советы записываются на доске, листе, в альбоме…
-Дополним копилку следующими изречениями народной мудрости:
Лучше зажечь маленькую свечку, чем проклинать тьму.
Не будь зла, мы просто не смогли бы узнать, а что же такое добро.
Благодаря злу добро становится видимым, но и зло не может существовать без добра.
-На какой мысли вы бы сосредоточились?
-Почему?
-Скажите, раскаяние в злых проявлениях – закономерное явление или нет?
-Какая разница в следующих определениях: раскаявшийся в злодеяниях, злой, злобный?
-Поставьте в ряд по восходящей характеристике с точки зрения зла следующие определения: злой, злобный, грубый, враждебный, несдержанный, опасный.
-Обоснуйте получившийся результат.
-Подумайте, какое из данных определений вы могли бы отнести к себе.
-А какое из этих определений могли бы к вам отнести другие?
-Есть опасность движения к злу?
-А желание раскаяться?
-Отчего и при каких условиях может проявиться раскаяние?
-Значит, человек, совершивший зло, в какой бы степени оно ни было, не свободен от укоров совести. Как вы думаете, почему?
-Какова же мера власти совести над человеком?
-Как активизировать её в себе и других?
-Обратитесь мысленно к своей совести, попытайтесь услышать, в чём её главный укор.
Учащимся надо дать время побыть наедине с собой. При этом может звучать тихая музыка, соответствующая состоянию детей.
-Запомните укор своей совести, и пусть это поможет вам предотвратить зло в себе, а ваше раскаяние поспособствует другим его «зажить». Наметились ли какие-то решения?
-Запишите их как результат размышлений.
Результат размышлений, самоанализа или принятие решения в предлагаемой в процессе диалога ситуации, наметившиеся и обозначенные школьником направления в собственном поведении есть его нравственный выбор, сделанный в соответствии осмысления себя в ракурсе проблемы. ОБОЗНАЧЕНИЕ ВЫХОДА НА НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР есть ещё одна смысловая составляющая этического диалога. Рядом с ним РЕЗЮМЕ ДИАЛОГА как смысловое заключение или переход к следующей проблеме.
Вот как он выглядит в рассматриваемом диалоге:
-На какой вывод наводят вас результаты ваших размышлений?
-А вот несколько мыслей Чабуа Амирэджиби, грузинского писателями. Сравните их со своими:
«Каждый человек понимает, что рождён для добра, а не для зла. Другое дело, что добро требует усилий, а зло сделаешь и не заметишь. Так было всегда: зло прикидывалось добром. Обычный способ приспособляемости. Иначе как, скажите, злу выжить?»
«Общество всегда делилось на тех, кто трудности времени выносит на своих плечах, и тех, кто на этих трудностях пытается нажиться. Ну и что же, разве порядочный человек должен отказываться от своей потребности добротворчества только на том основании, что в обществе существуют прилипалы и паразиты?!»
«Жизнь нельзя отложить на потом. В жизни всегда есть главное, а есть второстепенное, и различать это нужно сегодня, каждый день, и надо же понимать, что кусок своего духовного хлеба не урвёшь из чужих рук, не достанешь с чёрного хода».•
-Что вы можете сказать по поводу размышлений писателя?
-Значит прав был Чабуа Амирэджиби, когда в своём романе «Дата Туташхиа» говорил: «назначение человека не только в том, чтобы победить зло, но и обратить его в добро!»
-Согласны вы с такой итоговой мыслью нашего диалога?
Смысловые составляющие этического диалога, превращающие его в глубокий содержательный разговор с развивающимся и растущим человеком, содействуют оптимальному раскрытию воспитательных функций этики. Эти составляющие, а именно: вывод школьников на этическую проблему; построение логической цепочки развития мысли; обращение к личности ребёнка; выявление точки наивысшего напряжения; обозначение выхода на нравственный выбор, резюме диалога, – позволяют добиться главного – проживания школьником поднятой проблемы.

Нравственное чувство и нравственное сознание детей при этом выступают в роли опосредствующих духовных звеньев, содействуя обеспечению максимального взаимодействия и общения детей. Усиление эмоционального начала в реакциях детей на другого человека, окружающих людей, культивируют гуманистический потенциал этического диалога.
Концентрация развившихся этических представлений, чувств школьников на нравственном выборе стимулируют внутренние усилия детей на этически верном решении в ситуациях, включённых в этические занятия и естественно возникающих в повседневной жизни. Происходит как бы саморазвёртывание нравственных свойств личности, формируются и развиваются движущие силы её субъектного основания.
Создание педагогических условий для морального самоопределения школьников, этической самооценки позволяет через актуализацию нравственного потенциала ребёнка утвердить и закрепить в нём уверенность в положительной основе собственной личности. В результате у школьников в ценностном отношении к самому себе закрепляется уважение к своим человеческим достоинствам, а с ним и чувство ответственности за своё поведение.
При диалоговом построении этического занятия с творческим использованием педагогом его смысловых составляющих создаются условия для постоянной рефлексии воспитанников относительно своих проявлений, сделанного нравственного выбора, анализа ситуации, предложенного решения. Это развивает формирующуюся в этических диалогах потребность детей в нравственном самосовершенствовании. Будучи прочувствованными интеллектуальной и эмоциональной сферой личности, опробованными на себе в процессе длительного периода этических диалогов, этические нормы становятся устойчивым требованием школьников к себе, убеждением. А это цель и результат воспитательной направленности этических диалогов со школьниками.