Поздравляю с праздником ВЕСНЫ!
Весеннее яркое солнышко, веселое журчание ручья и задорное щебетанье птиц красноречиво говорят, что на пороге 8 Марта – Международный женский день! Милые и очаровательные женщины, дорогие учителя, позвольте от всей души поздравить вас с этим замечательным праздником и пожелать, чтобы ученики всегда вас любили и уважали, а руководство ценило ваш нелегкий, но такой благородный и важный труд! Берегите здоровье и почаще улыбайтесь! Пусть в вашей жизни будет море радости, а грусти – лишь короткие мгновенья!
©http://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/pozdravleniya-s-8-marta-uchitelju.html
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Одна из наиболее сложных задач начального обучения – формирование грамотного письма на уроках русского языка. Кого из нас, учителей, не волнует эта задача? Ведь мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. И чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная систематическая работа с первого года обучения ребенка в школе. Ведь именно в начальных классах закладываются основы грамотного письма. И от того, насколько полно будут сформированы в этот период навыки грамотного письма, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программу по русскому языку. Сформировать грамотное письмо уч-ся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать. Считается, что одна из главных целей научить ребенка безошибочно определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Поэтому огромное внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической зоркости /умение видеть орфограмму в слове/ и орфографического слуха /умение слышать орфограмму в слове/. Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный результат.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы.
Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо уч-ся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать. Считается, что одна из главных целей научить ребенка безошибочно определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Поэтому огромное внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической зоркости /умение видеть орфограмму в слове/ и орфографического слуха /умение слышать орфограмму в слове/. Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный результат.
Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаю в определенной последовательности в зависимости от сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо по памяти, творческие работы. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра « Исправь ошибки». Текстовый материал для диктантов – это рассказы и сказки Н.Сладкова, М.Пришвина, К.Ушинского, И.С. Соколова – Микитова. В. Бианки.
Дидактический материал к урокам русского языка
« Поработай корректором»
На охоте.
У ног тинулась уская долина. Прямо крутой стиной возвышался чястый осинник. Я оглинулся и спустился с халма. Густая, высокая трова на дне далины билела скатертью. Хадить по ней было жутко. Я вскарабкался на другую сторану и пашел по опужке. Литучие мышы насились и кружылись. Резво пролител в вышыне запаздалый ястреп.
Ураган.
Нависли тижелые гразовые тучи. Ураган с ревом напал на карабль. Он срывал вирхушки волн и пакрывал все вокруг сидой пылью. Палил страшный ливень. Засвиркала яркая молния. Из аблаков стали падать огненные шары. Возле мачт стаяли матросы с топарами. Вдруг самая бальшая мачта повалилась и накланила карабль. Громадные волны были гатовы залить его. Прашол час, другой, третий. Эти чясы казались виками. Наканец ураган стал затехать.
Гроза.
Сильный ветир загудел в вышыне. Диревья забушевали. Крупные капли даждя реско застучяли, зашлепали по листьям. Сверкнула молния, и граза разразилась. Дожть палил ручьями. Я приютился к шырокому кусту и ожидал канца ненастья. Вдруг на дароге пачудилась мне высокая фигура. Это был лисник.
В тундре.
Летом ехали мы ночъю по тундре. Под полозьями саней милькали разнацветные мхи и кочьки. На них росли цвиты, ягоды. И вдруг видим, над палзучими бирезами торчат шляпки гребов. Харошие гребы! Остановились мы, сарвали гребы и принялись искать еще. Набрали полную карзину. Смотрим на чясы. Позтно. Полначь. А сонце светит. Паложили мы свои спальные мишки на бирезы, забрались в них с галовой и крепка заснули.
Весна.
На горке паявились первые белинькие цвиточки. Кусты и диревья еще голые, но на ветке орешника ведны желтенькие пушынки. За орешком зацвитет ива, ольха и осина. На бирезе вьют гнёзда грочи. Бальшой черный грач бродит на огороде. Он ищет в грятках чирвяков. Механизаторы гатовят машыны к севу. В поле уже зелинеет озимая рож. Висна в разгаре.
Ночью в лесу.
К вечиру пришла граза. Она долго ворчала в лисах. Потом поднялась к югу. Молния хлестнула в долекие стога. Мы проседели в палатке до ночи. В полначь дожть стих. Мы разожгли бальшой костер и обсохли. В овраге пичально кречали ночьные птицы. Белая звезда переливалась в небе. Я задримал. Разбудил меня крик перепела. Он кречал в зарослях шыповника и крушины. Мы спустились к рике. Вода блистела, как черное стикло.
Дождь.
Поднялась бальшая темная туча. Панесся по лисным макушкам сильный вихрь. Зашумели, закачались диревья, закружились листья. Упали первые тижелые капли. Свиркнула молния, ударил гром. Хлынул пралевной дождь. После дождя сильно пахнет в лису гребами. В траве прячутся крепкие боровики и мокрые сыроешки. Краснеют мухоморы. Талпятся черноголовые подбирезовики. В ельнике скрываются душыстые грузди и красноголовые подосиновики. На лисных палянах показались рыжыки. Желтеют залотые лисичьки.
Ночью в лесу.
Ночью жытели леса спишат на добычу. Серый волк вышел из лисной чящи. Он побрел к диревне. Из нары вылизла леса и пошла по трапинке к паляне. На опушке леса сабрались зайцы. Кругом была тешина. Легкий мароз шумел по диревьям. Вдрук с елки упал ком снега. Зайцы испугались и скрылись в лисной чяще.
Ёж.
Осинью у ежа мало корма. Спрятались в землю черви, не найти жуков и лягушик.
В асенние дни еж гатовит себе жылище. Днем и ночью он тащит в нору душыстые сухие лисьтья и мох.
Скора еж ляжет спать. Больше не станет он бегать по лесу. Накроет его нару снежный сугроп. Не найти логова ежа. До висны проспит он в теплой наре.
В горах.
Харошо висной в гарах. На зиленых склонах пистреют ранние цвиты. Они тянут свои галовки к склону и жадно пьют его лучи. Встали пучьки сухих трав. Вот из серых скал выпалзла тучя. Потимнела местность. Пасыпал калючий снег и грат. Прошла туча. Сонце съело снижок. Запели птицы. Цвиты раскрыли свои вазочки. Весило зажужжали жуки и пчелы.
Гнездышко.
Птичка вспорхнула из куста и закружылась над нашими галовами. Мы осторожно раздвинули зиленые ветки. Там было гниздо. Мы не тронули гнезда, даже не коснулись его.
Поевились птинцы. Мы чясто приходили к гнезду. Птицы к нам привыкли. Они нас не баялись.
Птенцы выросли и улители. Мы уехали в горад. Дома чясто вспоминали теплое лето и наших даверчивых птичек.
Осень в лесу.
Наступила золатая осень. По опушкам лисов растут подосиновики, скольские грузди и душыстые рыжыки. В моховых балотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лисных палянах пакраснели гроздья рябины. В осение дни улитают на юг певчие птицы. Уже улители ласточьки и стрежи. В шумные стайки собрались скварцы. Пакидают родные балота журавли. Остались зимовать рябчики. Долеко слышны в лису прощяльные галоса птиц.
Скворцы.
Мы работали на беригу Волги. Я жыл в избе лисника. Из маих окон была видна старая биреза. Наступила ранняя висна. Подул теплый ветир. Прилители скварцы. Они устроились в дупле бирезы. Весь день работали птицы. Скварцы насили в гниздо перья, трафку, сухой мох. Вечиром они садились на ветку и пели. Я любил слушать их песни.
В ельнике.
Наступило ранее утро. Тиха в еловом лису. Густые громадные ели создают прахладу. Под диревьями царит полумрак. Лучи солнца ретко праникают в чащу. Не порхают бабочьки. Не прыгают кузнечики. Но вот с шумом пралитела стайка клистов. Они размистились на бальшой елке. Тижелые шышки свисали с дерева. Клест лапой прижал шижку к ветке. Клювом он дастал крылатые семечьки.
Весной.
Наступил март. Марозы утихли. Старые сугробы асели и стали плотными. По таким сугробам лигко хадить. С каждым днем висеннее солнце ярче светит. Его ласковые лучи согривают землю. Ива распустила сваи нарядные барашки. Гипкие веточки бирез покрылись смалистыми почьками. Весило бежит ветирок по лесу. Прилители грочи -вестники висны. Они начали строить гнезда. Скора в лису все зазиленеет, зацвитет, зазвенит.
Скоро зима.
Пирнатое царство затихло. Нет звучьных песен. Пичальная песенка синичьки. Реский ветир больно бьет гибкие веточки рибины. Ночью бывают заморазки. Они пытаются скавать землю. Льдом затинулись лужи. Вот и первый снек. Белые шапки быстро одели старые пни. Ель накинула снежную шаль. Наступает руская зима.
В пустыне.
Висной в пустыне на гипких веточках седят ящерки. Их спинки обшыты голубым бисером. Висеннее солнце припикает. Они закрыли гласки от тепла. Ящерки слились с ветками и повтарили каждый их изгиб. Налител легкий ветирок. Закачались веточьки кустов. Они все были пакрыты тонкими ящерками. Ящерки не пают, как птицы висной. Но появление их на ветках говарит о весне.
Первые цветы.
Я люблю радной край. Наступает ранняя висна. Солнце льет на землю теплые лучи. Паявились первые висенние цвиты. Есть любители сабирать их в бальшие букеты. Из года в год все меньше цвитов распускает свои пышные галовки.
Наш класс правел беседу со всеми учениками школы. Рибята стали сохранять и обирегать первые цвиты. Многие школьники разбили цветники и клумбы у сваих домов.
Зима.
Стоят суровые марозы. Реки и азера одеты плотным лидяным покровом. Январский лес спит под теплай шубой. В глубокий снег спрятались маленькие ёлочки. Диревья наряжены узорчатым инеем. Но и в студеное время кепит в лису жызнь. Слиды рассказывают о ней. Под шыроким кустом начевал заяц. На палянке ныряли в пушыстый снег тетерева. Здесь прашёл величавый лось. У медведицы в январе паявляются крошечьные медвижата.
На вастоке высилась сниговая гара. У её подножия талпились невысокие халмы. Они заросли дримучими мрачьными лесами. На виршинах деревьев диржались длинные поласы бледного тумана. Но края их уже таяли в празрачном воздухе. А на виршине сниговой гары день уже наступил.
Зима.
Зима пакрылась белым снежным кавром. Ранним утром я и мой товарищ Андрей атправились в зимний лес. Ночью вьюга вынесла все дарожки и трапинки. Мы скальзили на лыжах по лисным палянам. Вокруг стаяли красивые диревья в зимнем убранстве. Стройные бирезы и осины пакрыты пушыстым снегом. С ветки литит на шапки мягкий снижок. Мы подъехали к избужке лисника. Она стаит на опушке бальшой сасновой рощи.
Вдруг выглинуло зимнее сонце. Яркий лучь его освитил стройные диревья.
В лесу
Утренняя заря освитила местность. Яркие звезды на небе стали блиднеть и скоро пагасли. Первый золотой лучь солнца заиграл на виршине магучего дуба. С рики потинул легкий свежий ветирок. Задражали листья на осине. Засверкала на траве серибристая раса. В густой зелени диревьев зазвенели виселые птичьи галоса. Харашо идти по уской лисной трапинке. Длинные тени лижат под нагами. Тешина. Только пестрый дятел стучит на каре белой бирезы.
Снегирь.
Снигирь чуть бальше воробья. С черной шапочькой на галове и серой спинкой.
Снегиря можна наблюдать на опушке леса, в саду, в парке, на бульваре. Снигирь харошо лазает по витвям дерева.
На рябине или клене снигири седят часами. Могут седеть и весь кароткий зимний день. Эти птицы едят симена хвойных и лиственных диревьев.
Висной снегири литят в чащу и устраивают гнезда в густых лапах елей, на ветвях берез и сосен.
Наблюдай за этими интиресными птицами.
В зимнем лесу.
Солнце освитило виршины деревьев. Тихо в зимнем лису. Пушистым снегом пакрыты ветви елей. Тонкие ствалы. Малодых берез прагнулись под тяжестью снега. Вот прастучал дятел. С шырокой еловой ветви упал снежный ком. Тихо шуршат по пушыстому снегу лыжи. Вдруг лисную тишыну нарушили виселые птичьи галоса. Это стайка клистов пранеслась над головой. Удевительно красивы эти птичьки. Словно яркие красные бусы обсыпали они виршину ели . Ловко и быстро добывают клисты симена из тижелых шишек.
В зимнем лесу.
На мерзлую землю лигла зима. Гипкие ствалы над лисными дарогами согнулись кружевными арками. В зимнем лису много звириных и птичьих слидов.
По краю глубокого оврага стаят огромные осины. Давно лигли ярким кавром их трепетные листья. По свежей пороше протинулись ципочки слидов рыжих полевок. В мягких осиновых ствалах устраивают свои дупла дятлы.
Вот над речькой скланилась ива с тонкими длинными ветвями. На снигу видны слиды бабров. Ива вместе с осиной служат им главным зимним кармом. Сережки ивы – любимое висеннее лакомство тетеревов.
Загадки леса.
В лес пришел Новый год. Лисные ребята – звирюшки и птицы - сбигались к елкам за подарками. Елки дарили им вкусные еловые шышки.
Рады лисные ребята, прыгают, скачут, играют в пятнашки. Вкусные симена они съели, а пустые шишки бросили. Насорили и разбижались, разлителись лисные жители.
Пришел лисник и узнал, кто тут насорил. Побывайте и вы на елке в лису. Отгадайте интересные загатки. Кто брасает шишки с чешуйками? Кто втискивает шижки в щелку и носом вытаскивает симена? Кто отгрызает чешуйки?
Систематически проводя указанные выше виды работы, формируют у обучающихся орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.
ЛИТЕРАТУРА:
- Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М.: Дрофа. 2000.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: 1987.
- Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1994.
- Бакулина Г.А.интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – Владос, 2001.
Предварительный просмотр:
Развитие у детей навыков контроля и самоконтроля в начальной школе
Актуальность
Начало школьного обучения и воспитания ребенка является существенным переломным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента обнаруживаются в ее организации, в новых обязанностях ребенка как ученика. Однако этот переломный момент имеет глубокое внутреннее основание - с приходом в школу ребенок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания - науки, искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей. Усвоение азов этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми такой деятельности, которая адекватна исторически воплощенной в них человеческой деятельности. Этой деятельностью детей является их учебная деятельность.
В настоящие время на первый план выдвигается развивающая функции обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей.
В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребенка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к развитию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной. Самоорганизация и саморегуляция учения обеспечиваются контрольной частью учебной деятельности и именно с формирования самоконтроля рационально начинать процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления.
Понятия контроль и самоконтроль
Условием нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением. Функция контроля заключается в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении различных, больших и малых погрешностей в их выполнении, а так же внесении необходимых корректив в них. Без такого прослеживания и таких корректив деятельность может существенно отклониться от своего русла, что, в конечном счете, станет препятствием для решения учебной задачи.
Особенности действия контроля у разных учеников могут быть различными, и эти различия могут проявляться в степени автоматизированности его протекания (представляет ли он собой развернутое самостоятельное действие или включен в процесс выполнения учебных действий), в его направленности (контролируется процесс выполнения действий или лишь его результаты), в критериях, на основе которых строится контроль (материальное или идеально представленная схема - образец), во времени его осуществления (после действия, в процессе действия и до его начала) и т.п. Эти и другие характеристики контроля и составляют предмет его диагностики.
Оценка выполняет функцию подведения итогов выполненной системы действий и определению того, правильно или неправильно они совершены, а так же функцию определения перед решением задачи возможности или невозможности ее решить. Итоговая оценка как бы санкционирует факт совершения действий (если она положительная) или побуждает ученика к углубленному анализу условий задачи и оснований своих действий (если она отрицательная).
А оценка, выносимая учеником перед решением задачи, позволяет ему адекватно определить свои возможности в ее решении и в соответствии с этим спланировать свою деятельность.
Каждый из описанных выше основных компонентов учебной деятельности может характеризоваться различными качественными особенностями, которые позволяют судить о степени его сформированности у ученика. Так, компонент может практически полностью отсутствовать, не проявляться при решении учебных задач, - в этом случае можно говорить о его несформированности. Или он может проявляться лишь в элементарных своих формах, которые свидетельствуют лишь о начальных этапах его формирования. Наконец, он может обнаружиться в относительно совершенной, развитой форме, являющейся показателем достаточно полной его сформированности.
Наряду с формированием действий оценки и действий контроля имеет смысл говорить о развитии навыков такого особого структурного компонента учебной деятельности, как самоконтроль.
Если педагоги обещают воспитать у учеников умение учиться, они тем самым обещают воспитать у детей умение контролировать свои действия, спокойную уверенность в себе (без самолюбования), сочетающуюся со спокойной самокритичностью (без самоедства).
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.
Выполнение готовых, однородных заданий одинаковыми приемами в течение длительного времени вырабатывают у учащихся привычку механически производить заученные преобразования в прямом порядке. Погоня только за количеством выполненных заданий приводит к недооценке теоретического обоснования производимых действий. Поэтому, я пришла к выводу, что особое место в структуре учебной деятельности должны занимать действия самоконтроля, имеющие специфические функции. Они должны быть направлены на саму деятельность, фиксировать отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности, и лишь вследствие этого их направленность на решение учебной задачи будет носить опосредованный характер.
Самоконтроль - осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека.
Самоконтроль начинается там, где ребенок сам участвует в производстве контроля - в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.
Поэтому контроль и самоконтроль навыков следует выстраивать на следующих принципах:
1. Содержательный самоконтроль работы должен быть предельно дифференцирован, чтобы каждое усилие ученика контролировать отдельно.
2. Контрольные шкалы должны быть все время разные, чтобы система контроля обладала гибкостью, могла тонко реагировать на процесс (или регресс) в успеваемости ребенка.
3. Контроль учителя - это прежде всего средство выращивания здорового самоконтроля ребенка, следовательно ученики должны:
· получить от учителя однозначные, предельно четкие критерии контроля;
· участвовать в разработке шкал контроля вместе с учителем.
4. Самоконтроль ребенка должен предшествовать контролю учителя, лишь тогда отношения перестанут быть односторонними.
Отношения с самим собой, меняющимся в результате приобретения нового опыта, - стержень самооценивающих взаимоотношений. Задача взрослого - обеспечить ребенка средствами фиксации и контроля собственных изменений на каждом шаге приобретения новых знаний и умений.
И если мы хотим сделать ученика субъектом собственного научения (изменение собственных возможностей), необходимо насытить учебной деятельности средствами, с помощью которых ученик может объективировать те изменения, которые происходят с ним в процессе обучения.
Психические особенности развития навыков самоконтроля у младших школьников
Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в контроле своих усилий. Как сделать, чтобы ученик совершал усилия не ради учительской похвалы или хотя бы не только ради нее? Зависимость от внешнего контроля снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя контролирующая инстанция - самоконтроль.
В ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы, овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того, самоконтроль способствует развитию мышления.
В свою очередь самоконтроль опирается на мышление и другие психические процессы. Большое значение для поведения человека, его самооценки и саморегуляции имеет речь. Особенно велика роль внутренней речи, являющейся механизмом самосознания. Самоконтроль также тесно связан с памятью и вниманием. Так, память обеспечивает закрепление образца, чтобы можно было сравнивать с ним ход и результаты выполняемой работы. Большую роль в реализации самоконтроля играют ощущения и восприятие.
"Генеральной линией" психического развития младших школьников в условиях учебной деятельности является становление рефлексии - способности человека обращаться к основаниям своих и чужих действий.
Рефлексия включает в себя эмоционально-волевую регуляцию.
Волевая регуляция основана на самоконтроле человека, как компонента саморегуляции, в то же время самоконтроль может быть объектом волевой регуляции.
Под волевой регуляцией поведения (или волей, волевыми проявлениями - все эти термины применяются как идентичные) понимается сознательное саморегулирование человеком, в данном случае, младшим школьником, своего поведения в затрудненных условиях, когда нужно прилагать инициативные сознательные усилия, чтобы не отступить от поставленной задачи.
К концу дошкольного возраста у ребенка появляется способность к волевому усилию. Эта возможность проявления произвольности поведения формируется под воздействием включения ребенка в ведущую деятельность этого периода развития - сюжетно-ролевую игру. Но в отличие от нее учебная деятельность обладает целенаправленностью, которая формируется под влиянием внешних требований к ребенку, его общего психического развития, совершенствования и усложнения самой деятельности и к началу школьного обучения проявляется в способности неуклонно следовать цели - выполнению задания или решению задачи - на всем пути ее достижения. Именно в условиях целенаправленной деятельности проявляются организованность, настойчивость, упорство, самостоятельность, поскольку цель как потребностное будущее определяет поведение. Способность к целенаправленности в деятельности характеризует волевую готовность ребенка к школе. Степень развития этой способности, а, следовательно, и уровень волевой готовности к школе, определяется воспитательной работой в этом направлении, в которой должны быть учтены возрастные и индивидуальные факторы.
Возрастные особенности сказываются в том, что деятельность ребенка приобретает характер целенаправленной не при всяких условиях. Так, известны необычайное упорство, терпение и изобретательность дошкольника в достижении привлекающей его цели. Это сохраняется и при поступлении в школу, выражаясь в интенсивной настойчивости и терпеливости маленького ученика при положительной эмоциональной настроенности к деятельности и в отказе от выполнения неинтересных заданий. Лишь по мере становления учебной деятельности как таковой и осознания школьником обязательности учебных заданий фактор интересности постепенно утрачивает самодовлеющее значение, тем не менее, не теряя обычно свойственной ему в любой деятельности мотивирующей силы.
Очень важна для младшего школьника доступность цели. Она обусловливает уверенность и стимулирует усилия. С доступностью цели непосредственно связана разрешимость задачи. Деятельность, направленная на решение учебных задач, приобретает целенаправленность, когда задачи разрешимы. Разрешимая задача, создавая объективную вероятность успеха, заставляет ребенка мобилизовать силы для достижения цели, проявлять организованность, терпение, настойчивость. Для начинающего школьника разрешимость задачи часто определяется не только тем, в какой мере он владеет средствами для ее решения, но и тем, насколько ему видна цель. Цель должна как бы маячить впереди. Поэтому ребенок не безразличен к тому, где начало и конец задания. "Открытость" цели в наибольшей мере обеспечивается таким ограничением объема работы, который создает возможность обозрения всего пути к цели. Обозначение каких-либо вех на этом пути, указание конечной цели при наличии промежуточных и четкое определение последовательности отдельных шагов к решению являются необходимыми условиями придания деятельности школьника целенаправленности. И наоборот, "размытость" границ видения, неочерченность задачи становится препятствием для ее решения.
Разрешимость задачи, как известно, во многом определяется степенью ее трудности. С точки зрения волевой регуляции поведения и деятельности младшего школьника важно, чтобы задачи (задания) предъявлялись по возрастающей сложности. Это обеспечивает переживание успеха вначале и тем самым делает более доступной цель, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия для ее достижения. Слишком трудные задачи, вызывая негативные эмоциональные реакции при решении и не принося радости достижения, могут привести к деструктивным тенденциям: отказу от усилий, унынию, пассивности. Однако и слишком легкие задачи, лишая необходимости приложения усилий, могут демобилизовать ребенка, сделать чуждым ему чувство напряжения, внутренней готовности к трудностям.
И, наконец, необходимым условием проявления детьми элементов организованности, упорства и других волевых качеств является такая организация деятельности, при которой исполнение приближено к достижению цели. Если ребенок видит свое продвижение к цели и осознает его как следствие собственных действий и усилий, то он максимально устремлен к цели, а его деятельность носит результативный характер. Отсутствие такого осознания сбивает на поглощенность самим по себе процессом исполнения.
Индивидуальные особенности волевого поведения также оказывают свое воздействие на учебную деятельность, определяя ее своеобразие и результативность в целом. В наибольшей мере варьируют реакции детей на трудности. Одни идут им навстречу, мобилизуются для их преодоления. Другие отступают, едва попытавшись взять преграду или даже не проявив малейшего усилия. Тем самым у первых есть стимул для проявления выдержки, упорства и других волевых качеств, а в поведении вторых для них не остается места. Хотя причины подобных тенденций коренятся во всей истории психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве, эти тенденции нелегко преодолеваются (имеются в виду отрицательные) в процессе учения, т.к. за ними стоят определенные мотивационные установки и привычные способы поведения.
Значение волевой регуляции поведения в процессе учебной деятельности особенно возрастает в свете все большего утверждения проблемного обучения в начальной школе.
Таким образом, уровень сформированности и частоты волевых проявлений можно рассматривать как необходимое условие для развития самоконтроля младших школьников. Только ученик, обладающий способностью к регуляции своей деятельности и поведения, будет не только стремиться к достижению поставленной цели, например к решению учебной задачи, но и контролировать выполнение каждого своего учебного действия и предвидеть возможные ошибки.
Таким образом, если учащийся владеет актуальным рефлексивным контролем, может самостоятельно обнаруживать и исправлять ошибки, отслеживать и контролировать свои действия, если он может проанализировать деятельность с точки зрения полноты ее компонентов и вычислить, каких именно звеньев не хватает в составе его умений, то можно сказать, что у учащегося происходит формирование одного из компонентов учебной деятельности, ведущей деятельности младшего школьника, - самоконтроля.
Формирование навыков контроля и самоконтроля в учебной деятельности
Процесс формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности я представила в виде схемы:
Реализация указанных направлений, осуществляемых параллельно и одновременно, организуется по концентрическому принципу с первого по четвертый класс.
Так в 1 классе дети учатся:
- сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
- воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;
- выполнять действия по развернутой инструкции;
- осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;
- использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.
Во 2 классе ученикам предлагается:
- сравнивать промежуточный результат с эталоном;
- перечислять последовательность действий и операций контроля;
- корректировать памятки;
- выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;
- осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;
- участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.
В 3 классе ученики тренируются в:
- сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;
- составлении проверочных заданий для самоконтроля;
- коллективно-распределительном составлении алгоритмов;
- выполнении действий по инструкции с ограничениями;
- самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;
- составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.
В 4 классе школьники упражняются в:
- сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;
- определении состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей;
- выполнении действий по общей инструкции;
- самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;
- самостоятельном корректировании плана проверки;
- целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.
Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, ИЗО, природоведение) способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.
Выполнение различного рода заданий на уроках я организую так, что ученик, сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив таким образом задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля.
Чтобы работа по воспитанию навыка самоконтроля была более эффективной, прежде всего я стараюсь убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показываю, как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ, например при решении задачи, не удовлетворяет ее условию. Конечно, нужна систематическая работа в этом направлении. Я систематизировала работу следующим образом:
1. Создаю потребность в самоконтроле. Подбираю ситуации, в которых учащиеся встречаются с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа.
2. Предлагаю учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.
3. Сообщаю учащимся способ проверки выполняемого задания. Разъясняю, что проверять надо не только окончательный, но и промежуточные результаты.
4. Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда сначала предлагаю рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путем проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.
5. Иногда преднамеренно допускаю ошибки на доске.
6. В тех темах, в которых это возможно, провожу наблюдения и практические работы по предмету изучения.
7. Предлагаю учащимся самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.
8. Предлагаю учащимся проверить и оценить работу товарища.
Степень или мера обобщения действительности является одним из важнейших параметров самоконтроля, отработка которого необходима для получения полноценного умственного действия. Поэтому я считаю, что обучение самоконтролю следует начинать еще в дочисловой (на уроках математики) и добукварный (на уроках обучения грамоте) периоды, используя следующие задания:
- Проверь, правильно ли срисован (заштрихован) узор (правильно ли срисовано положение фигур на шахматной доске).
- Найди такую же картинку.
- Что неправильно нарисовано на картинке?
- Позднее можно включать в работу задания с цифрами и буквами:
- Проверь, одинаковые ли цифры (буквы) вычеркнуты на карточке и на образце.
- Найди цифру (букву) среди многих, изображенных в беспорядке.
Также использую упражнения, которые больше подходят для развития внимания детей, но их тоже необходимо использовать при формировании навыка самоконтроля, т.к. при отсутствии внимания не может быть речи ни о самоконтроле, ни о контроле вообще.
Например:
- предлагаю готовое решение какой-либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить ученикам;
- привожу неполное решение задачи, а ученикам предлагаю завершить его;
- для решения предлагается задача с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это;
- предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.
Одним из средств обучения самоконтролю являются указания учителя о порядке его проведения при выполнении задания, которые даются в процессе инструктирования учащихся. Для этого используются карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки. В указаниях содержатся разъяснения о том, когда и какими способами учащемуся следует контролировать свои действия и их результат. Это значит, что в первую очередь ученик должен знать способы проверки выполнения арифметических действий, решения уравнений, неравенств и т.д. и применять их на практике. Карточки состоят из карточек – вопросов, карточек – ответов, информационных карточек.
КАРТОЧКА – ВОПРОС | ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА Чтобы найти корень уравнения, нужно его решить. Для этого:
|
КАРТОЧКА – ОТВЕТ Х+7=11 Х=11-7 Х=4 4+7=11 11=11 |
Еще одним продуктивным приемом формирования самоконтроля являются математические диктанты, проводимые по определенной методике, описанной в методических рекомендациях преподавания математики по системе Эльконина–Давыдова. При составлении диктантов целесообразно использовать 5 заданий - это дает возможность самостоятельной оценки диктантов детьми: оценка за работу равна числу верно выполненных заданий. Для работы детям выдаются двойные листки с копиркой между ними. Как только диктант заканчивается, дети по команде учителя вынимают копирку, после чего они лишаются возможности делать новые пометки, связанные с решением заданий, т.к. в зачет идут только записи, имеющиеся на обоих листах, а второй лист является копией первого. Затем детям предлагается образец. Образец может:
- подаваться в виде полного решения заданий;
- включать только промежуточные и конечные результаты, получаемые при решении заданий;
- состоять только из конечного результата.
Дети сравнивают свои записи с образцом и на втором листе исправляют ошибки, записывают решение невыполненных заданий и т.д. В случае необходимости работа над ошибками может завершиться взаимооценкой или самооценкой (на втором листе). Двойные листы (не разрывая) сдаются учителю.
Проведение математических диктантов по рассмотренной методике дает возможность многоплановому развитию навыка самоконтроля учащихся в процессе их самостоятельной учебной деятельности: от побуждения к самоконтролю до его непосредственного формирования.
Чтобы обеспечить высокое качество самоконтроля, необходимо организовать подготовку учащихся к его осуществлению. Эта подготовка включает в себя усвоение теоретического и практического материала, относящегося к предстоящей работе, анализ этой работы с целью выявления сенсорных признаков, служащих сигналами для самоконтроля; овладение приемами непосредственного и опосредованного самоконтроля; овладение способами решения интеллектуальных задач; организацию упражнений с учащимися по овладению указанными признаками и приемами.
Таким образом, наряду с использованием определенных приемов формирования самоконтроля, развитие этого навыка требует проведения специальных упражнений, структурно отличных от обычных распространенных упражнений. Это могут быть задания, рассчитанные на уяснение связей между прямыми и обратными действиями и операциями. Специфика этих упражнений состоит в том, что учащимся приходится не просто выполнять задание, а, так или иначе, контролировать себя.
Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы как на уроке, так и дома, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.
Одной из форм организации самостоятельной работы, способствующей развитию самоконтроля, является творческая работа. Выполнение самостоятельной творческой работы состоит из следующих этапов:
- выбор формы, темы;
- поиск теоретического материала;
- подготовка и участие в проведении.
При проведении творческих самостоятельных работ я использую нетрадиционные технологии и приемы ее организации. К ним относятся: работа с умственной картой (рис. 1), мозговая атака (рис. 2, 3), методика “Бортовой журнал” (табл. 1), составление схемы-коллажа (рис.4, 5)
Составление опорной схемы-коллажа по учебным материалам.
Коллаж - это схематически фиксированное отображение некоторой части предметного содержания, объединенное ключевым понятием или проблемой.
Существуют различные типы коллажей:
1) “солнечная система”, в центре которой “ядро” с ключевым понятием и “лучами” - дополнительной информацией, которая заполняется в ходе самостоятельной деятельности;
2) “слепое пятно”, где часть информации заполнена, а часть - нет;
Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Затем, постепенно, благодаря многократным и последовательным упражнениям, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения. Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение школьников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности.
Список используемой литературы.
1. “Рациональная организация учебной деятельности” Бабанский Ю.К.;
2. “Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьника по математике” Бельтюкова Г.В.;
3. “Экспериментальное формирование внимания” Гальперин П.Я.;
4. “Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся” Лында А.С.;
5. “Самоконтроль человека” Никифоров Г.С.;
6. “Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике” Рыжик В.И.
7. “Обучение учащихся начальных классов самоконтролю на уроках математики” Л.Л.Николау (Начальная школа. Плюс до и после. №9 2004)
8. “Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников” И.В.Тухман (Начальная школа №2 2004)