Профилактика насилия: что может сделать учитель?

 

Насилие в отношении личности  - явление ущемляющее ее права: на здоровье, на свободу выбора, на саму жизнь. Насилие в семье – скрытая проблема, поскольку жертвы в большинстве случаев не заявляют о насилии, считая его семейной проблемой. По официальной статистике более 30-40 % преступлений ежегодно совершается в семьях, как следствие ссор и ревности, в том числе побои и убийства. 53% от общего числа бытовых преступлений совершаются в состоянии алкогольного опьянения. В большинстве случаев жертвами становятся женщины и дети. Ежегодно в центр «Семья» по телефону Доверия по проблемам различных видов  насилия обращаются много семей. И это лишь верхушка айсберга, поскольку жертвы:

-часто не воспринимают многие факты как насилие, а побои считают средством воспитательного воздействия;

-не знают, куда обратиться за помощью;

-убеждены, что нельзя «выносить сор из избы»;

-зависят от домашнего тирана психологически и экономически и боятся, что обращение за помощью усугубит и без того сложную семейную ситуацию.

          И в этих семьях растут дети. Дети, которые являются свидетелями насилия одного родителя над другим и дети, которые сами регулярно подвергаются насилию со стороны родителей. Эти дети приходят в школу с грузом нерешенных семейных проблем и их эмоциональное состояние отражается как на успеваемости, так и на взаимоотношениях  с учителями и сверстниками.

          В педагогической практике бывают случаи, когда в классе появляется ученик, подавляющий своих сверстников или детей младше себя, унижающий их, провоцирующий драки. Нередко появляются дети, которые регулярно подвергаются насилию со стороны то одного, то другого нарушителя школьной дисциплины. Что делать со школьным агрессором? Как помочь ребенку, который часто становится жертвой? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратимся к психологическим портретам жертвы и насильника. Как чисто внешне выглядит ребенок-жертва? Робкий, неуверенный, тихий, боязливый, зажатый. А насильник? Грубый, самоуверенный, смелый, нахальный? Интересно, с какими чувствами живет жертва? Как правило, она испытывает страх, обиду, неуверенность, беспомощность, стыд за происходящее и имеет низкую самооценку. А с какими чувствами живет насильник? Страх наказания за содеянное; вину, как правило, вытесненную в подсознание; за внешней самоуверенностью прячет неуверенность в себе; нередко обижается на взрослых и имеет низкую самооценку. Таким образом, жертва и насильник внутренне очень похожи. Они имеют одинаковые проблемы. Кроме того, жертва может в любой момент стать насильником, а насильник  тоже может стать чьей-то жертвой. Американские психологи провели интересное исследование в тюрьме. Они изучили личностные особенности заключенных, совершивших особо тяжкие преступления – убийства и изнасилования. И установили, что все они в детстве подвергались насилию со стороны родителей или лиц их замещающих. Как видим, насилие породило насилие. Вот почему важно своевременно оказать помощь ребенку, который стал жертвой насилия. При этом важно помнить, что подросток, проявляющий агрессию, тоже чья-то жертва. Такого подростка нужно не наказывать, а корректировать; т.е. работать не со следствием, а с причиной, чтобы он не укрепился в роли насильника еще сильнее. Психологическая поддержка жертвы тоже должна осуществляться с учетом психологических причин. Жертву нельзя жалеть, потому что жалость может сделать жертвенное поведение выгодным. Главное -  научить жертву не быть жертвой.

          Если ребенок подвергается насилию в школе - он явная жертва. Но как увидеть того, кто стал жертвой домашнего насилия? По каким признакам можно это определить? На сегодняшний день существует ряд признаков, которые могут насторожить педагогов. К их числу относятся: синяки и ссадины на теле ребенка, немотивированная агрессивность с его стороны, задержка психического развития и развития социальных навыков, низкая успеваемость при хороших способностях, побеги из дома, суицидальные попытки. Следует также отметить, что в подростковом возрасте дети из семей, где процветает домашнее насилие, склонны к употреблению алкоголя и наркотиков, а также к раннему началу половой жизни. Таким образом, все отклонения в поведении ребенка являются следствием семейных проблем.

          Что может сделать учитель, если у него есть все основания полагать, что его ученик является жертвой домашнего насилия? Прежде всего, необходимо установить отношения сотрудничества с родителями ребенка и направить усилия на работу с причиной, вызвавшей отклонения в его поведении. Не исключено, что мать ребенка-жертвы насилия сама является жертвой и не в состоянии ему помочь, поскольку сама нуждается в помощи. В такой ситуации помочь может только психолог. В разговоре с родителями ребенка не следует начинать с недостатков ребенка. Лучше подчеркнуть его достоинства, рассказать о его возможностях и даже самых маленьких успехах, выразить обеспокоенность его эмоциональным состоянием, которое сказывается на успеваемости и взаимоотношениях в классе, и предложить родителям подумать вместе, чем можно ребенку помочь, как поддержать. Поинтересоваться у родителей, какие они испытывают проблемы в отношениях с ребенком, как обычно решают, насколько удовлетворены результатами семейного воспитания. Если родители отрицают наличие проблем в семье и уходят от обсуждения поставленных вопросов, можно порекомендовать им обратиться к психологу территориального центра «Семья» вместе с ребенком, при этом подчеркнуть возможность анонимного обращения. Если же конструктивный разговор не дает никаких результатов, а судьба ребенка по-прежнему вызывает беспокойство следует дать информацию в территориальный центр «Семья». Только общими усилиями специалистов службы семьи и учреждений образования можно решить проблему насилия в семье и школе.

 

Барцева Е.А.

  педагог-психолог