Модульная система организации логопедической работы по развитию письменной связной речи с учащимися начальной школы.
Учитывая современные тенденции начального обучения, актуальным становятся вопросы содержания, форм, средств, приёмов коррекционной работы. В структуре речевого расстройства детей с ЗПР, ОНР первичным является семантический дефект. В связи с этим, усвоение языковой системы детьми должно быть основано на развитии мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, абстракции на речевом материале.
Учитывая принцип поэтапности формирования речевых умений, лексико-семантический компонент отрабатывается на первом занятии по подготовке к написанию изложения, орфографические навыки и умения закрепляются на втором занятии, повторение, закрепление и реализация полученных знаний осуществляется на третьем занятии по написанию изложения. Работа по исправлению всех видов ошибок вынесена в отдельное занятие, учитывая особую важность этого вида деятельности при формировании навыков самоконтроля. Занятия по редактированию являются логическим продолжением занятий по обучению написания изложений и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений. Учитывая актуальный уровень речевого развития класса, с которым ведутся занятия и сложность формирования лексико-семантического компонента, лексическая подготовка к изложению может осуществляться не на одном занятии, а на двух. Последовательность проведения занятий по работе над изложением должна быть именно такой. Вначале идет целостное восприятие текста, понимание его содержания, работа над лексико-семантическим компонентом и только после этого продолжаем работу над орфографическими навыками. В течение года проводится по 8 занятий развития связной письменной речи в каждой четверти. Вашему вниманию предлагается конспект первого занятия (отработка лексико-семантического компонента) из 4-х по работе над изложением.
Систематические специальные исследования связной речи, осуществляемые на базе МОУ СОШ № 9 г. Надыма ЯНАО показали, что у детей данного контингента наблюдаются нарушения как семантической структуры текста, так и языкового его оформления. Показательно, что семантический компонент структурирования текста у детей с ЗПР и с тяжёлым нарушением речи (ОНР) характеризуется более низким уровнем сформированности по сравнению с нормой, но более высоким по сравнению с уровнем умственно отсталых детей. Так как с каждым годом количество таких детей в общеобразовательной школе не уменьшается, а увеличивается, то необходимость в дифференцированном обучении и именно в такой организации логопедических занятий по развитию связной письменной речи будет актуально и в дальнейшем.