Гиперактивный ребёнок в школе.

Хмелёва Наталья Анатольевна

В статье говорится о том, как отличить гиперактивного ребёнка в классе от подвижного и что можно сделать, чтобы помочь таким детям успешно обучаться в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_2.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

                  Гиперактивные дети в школе.

           Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Такие дети есть и в моём классе. В медицинской карте у них записано «гиперактивность».

           Что же такое «гиперактивность»? И что делать педагогам с такими детьми, чтобы на уроках была рабочая обстановка и все дети усваивали материал, в том числе и сами «гиперактивные»?

"Гипер…" - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского "activus" и означает "действенный, деятельный". Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками: часто наблюдается беспокойные движения; вертится; встает со своего места в классе во время уроков, когда нужно оставаться на месте; часто бывает болтлив; обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Известный американский психологи В. Оклендер так характеризуют этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».

Гиперактивный ребёнок  часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений. Чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами. Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка: Критерии гиперактивности 

Дефицит активного внимания Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание. Не слушает, когда к нему обращаются. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его. Испытывает трудности в организации. Часто теряет вещи. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность Постоянно ерзает. Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо). Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве. Очень говорлив.

Импульсивность

1.Начинает отвечать, не дослушав вопрос.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание. Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза). При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет).

 Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен. Что делать?

Я попыталась найти ответ на этот вопрос, обратившись к литературе и коллегам. Многое нашла на сайтах учителей. Интересный материал у Есауленко Натальи Евгеньевны в статье «Организация работы с гиперактивными детьми» . Предлагаю таблицу, которую она привела в своей работе.

Поведение ученика

Предлагаемое решение

                      Организация пространства в классе

Легко отвлекается на посторонние действия в классе или на происходящее в коридоре школы или за окном

Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может его отвлечь.

Дурачится в классе, чтобы привлечь к себе внимание.

Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания.

Не осознает личного пространства; тянется через парту, чтобы поговорить или дотронуться до других учеников.

Увеличьте расстояние между партами.

                                            Задания

        Неспособен завершить работу в заданное время.

Дайте ему дополнительное время на выполнение поставленного задания.

Хорошо начинает выполнять задание, но к концу качество работы ухудшается.

Разбивайте длинные задания на части; давайте более короткие задания или устанавливайте более короткие периоды работы

Ему трудно следовать указаниям.

Объединяйте письменные указания с устными.

                                       Отвлекаемость

Неспособен долго удерживать внимание во время обсуждения учебного материала и/или конспектирования.

Попросите одноклассника помогать ему конспектировать; задавайте ученику вопросы, чтобы поддержать его участие в уроке.

Жалуется, что на уроках ему скучно.

Старайтесь вовлечь ученика в ведение урока.

Легко отвлекается.

Незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию.

Сдает работы с ошибками, сделанными по невнимательности

Дайте ему 5 минут для проверки домашней или контрольной работы перед тем, как ее сдать.

Поведение

Часто ведет себя вызывающе.

Игнорируйте незначительные проявления неуместного поведения.

Неспособен понять главное в уроке или задании.

Помогайте ему сразу понять, что из чего следует, и сразу хвалите за правильные догадки.

Выкрикивает ответы или перебивает других.

Реагируйте на верные ответы только когда ученик поднял руку и вы его вызвали.

Нуждается в поощрении.

Периодически передавайте родителям сообщения о его успехах.

Нуждается в долгосрочной помощи для улучшения поведения.

Заключите с ним соглашение по вопросам поведения.

                             Организация / Планирование

Нет порядка в бумагах.

Порекомендуйте ему папки с разделами.

Забывает, что задано на дом.

Пусть ученик ведет записную книжку (дневник); следите за записью

 домашних заданий.

Теряет книги.

Пусть дома у ученика будет дополнительный комплект книг.

                                       Неусидчивость

Должен все время двигаться.

Посылайте его по разным поручениям или позволяйте ему иногда вставать во время работы.

Ему трудно сосредоточиться на длительные промежутки времени.

Делайте короткие перерывы между заданиями.

                                   Настроение / Общение

Не понимает норм социального поведения.

Поставьте перед учеником цели, связанные с социальным поведением, и применяйте систему вознаграждений по мере достижения этих целей.

Не имеет навыков совместной работы с другими.

Поощряйте учебные задания, требующие взаимодействия учеников.

Соученики его не уважают.

Давайте ему особые поручения в присутствии его одноклассников.

Неуверенность в себе.

Хвалите ученика за хорошее поведение и работу; предоставляйте ему возможность играть роль лидера.

Находится в одиночестве или замкнут в себе.

Поощряйте его взаимодействие с соучениками; планируйте коллективные виды работы под руководством учителя.

Легко отчаивается.

Чаще хвалите его за правильное поведение и хорошую работу.

Легко раздражается.

Поощряйте ученика обходить стороной раздражающие ситуации; часто беседуйте с учеником.

Теперь эта таблица постоянно у меня перед глазами, помогает в работе с гиперактивными детьми.