актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Цель, которую я ставлю – «… научить своего воспитанника хорошо мыслить, чувствовать, а, следовательно, хорошо читать» (В. Острогорский)
От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе.
Для себя определила ряд задач:
• научить самостоятельно выбирать книги для чтения;
• работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
• высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении и извлекать из текста интересную и полезную информацию;
• развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности.
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к лучшим книгам и талантливо их прочесть — задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это аспект, посредством которого детей воспитывают и развивают. Развитие читательского интереса – большая педагогическая проблема. Считаю, что этой проблеме уделяется мало внимания. Потому последнее время работаю над темой «Формирование читательской компетентности у учащихся младшего школьного возраста ». Читательская компетентность - это не бегание глазами по строкам, а качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.
В своё время Дидро справедливо утверждал: «Люди перестают думать, когда перестают читать».
Проанализировав модель выпускника начальной школы, я поняла, что чтение является базовым компонентом, характеризующим жизнедеятельность человека, и лежит в основе формирования инновационных компетенций.
Однако интерес к чтению у нынешних детей значительно снижен. Этот вопрос волнует не только педагогов, но и родителей.
Изучив различные источники по данной проблеме и пообщавшись с родителями, я поняла, что существуют разные причины такого спада:
• усиление влияния средств массовой информации;
• резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
• изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (Характерны высказывания мам, пап, бабушек: "Ты теперь большой, читай сам.”)
• отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
В нашем информационном веке я столкнулась с противоречиями:
- между необходимостью много читать и количеством часов по литературному чтению;
- между новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе и отсутствием интереса детей к чтению.
По новым образовательным стандартам, выпускники начальной ступени должны быть деятельными, любознательными, доброжелательными и отзывчивыми. У них должно быть чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающей среде, навыки самоорганизации и здорового образа жизни.
Второй год я работаю по образовательной системе «Школа 2100», которая соответствует требованиям ФГОС. Основная идея ОС «Школа 2100»- оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Исходя из этого, главной задачей своей работы, я считаю, организацию педагогической поддержки индивидуальности ребенка, организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться
Все предметные УМК, составляющие комплекс УМК ОС «Школа 2100» основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объёме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися.
По литературному чтению авторами УМК являются Е.В.Бунеева и Р.Н.Бунеев.Этот УМК полностью соответствует требованиям нового стандарта и реализует деятельностный подход через ряд деятельностно-ориентированных принципов.
-Принцип обучения деятельности.
В основе УМК лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности(продуктивного чтения).В учебниках система заданий к текстам, а также обучение ведению «диалога с автором» обеспечивают развитие читательских умений. В тетрадях по литературному чтению эта работа поддерживается специальными практикумами по работе с текстом.
-Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
Детская самостоятельность формируется путём постепенного освоения приёмов восприятия (понимания) текста, причём осознанным овладением этапами работы с текстом до начала чтения, во время чтения, после чтения и приёмами на каждом этапе- сначала в диалоге с учителем, затем через частично- самостоятельную деятельность по выполнению практикумов в тетрадях, затем посредством самостоятельного чтения в диалоге с автором.
Например, в тетрадях для учащихся система заданий предусматривает постепенный переход к самостоятельной работе с текстом………
- Создание мотивации к обучению чтению и пониманию текстов через введение сказочных персонажей в учебник
Мотивируется последовательность и содержание чтения, создаются проблемные ситуации, вызывающие желание читать, а также через технологию продуктивного чтения: на этапе до начала чтения дети высказывают предположения о героях, содержании и т.д., на основании чтения имени автора, названия произведения, группы ключевых слов и рассматривания предтекстовой иллюстрации. В результате этой работы возникают вопросы,ответы на которые можно найти только в тексте.
-Учебное сотрудничество
Все тексты требуют совместной работы учителя с классом в равноправном разговоре читателей, они также предполагают работу в парах и малых группах.
Таким образом, вопрос формирования читательской компетентности и самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.
Комментарии
Актуальность личного вклада педагога в развите образования
Формирования читательской компетентности и самостоятельности школьников является весьма актуальным в современном мире.Нужна системная работа трех составляющих:семьи, школы,библиотеки, которые создают среду детского чтения.Ирина Васильевна, тема по самообразованию замечательная, а главное, Вы понимаете почему и зачем это надо современному школьнику.