Формирование исследовательской деятельности младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №8 города Новоалтайска Алтайского края»
Формирование исследовательской деятельности младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
VII Краевой фестиваль «вместе – к успеху!»
Автор: Овсепян Гоар Матевосовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №8
города Новоалтайска
Алтайского края»
Новоалтайск-2014
Тема выступления. Формирование исследовательской деятельности младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Цель выступления: познакомить с опытом работы по организации занятий по развитию исследовательского поведения младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
План выступления:
- познакомить с основными аспектами исследовательской деятельности обучающихся на основе программы А.И.Савенкова;
- познакомить с методами, формами и способами исследовательской деятельности на внеурочных занятиях;
«Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно, дай мне приглядеться, потрогать и подержать в руках, послушать, понюхать и, может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!»
Эти слова являются ключевыми, потому как школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего «я». Ребенок – исследователь по своей природе, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, который настроен на познание мира. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. И я, как учитель, могу удовлетворить его поисковую активность.
Считаю, что без формирования исследовательского поведения не будет продуктивной исследовательской деятельности. Поэтому, поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – это главные задачи, которые стоят передо мной, как педагога в данной области.
С этого учебного года мне представилась возможность расширить работу по развитию исследовательской деятельности посредством внеурочных занятий.
В основе рабочей программы лежит авторская программа А. И. Савенкова «Программа исследовательского обучения младших школьников», по курс «Я - исследователь».
Цель данной программы – трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
- развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимых для проведения самостоятельных исследований;
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
Доктор психологических наук А.И.Савенков рассматривает исследовательское поведение как «вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации». Включение механизма поисковой активности порождает исследовательское поведение. Такое поведение приобретает характер исследовательской деятельности. Поэтому большое внимание в своей профессиональной деятельности уделяю развитию исследовательских умений у детей как на уроках, так во внеурочное время.
Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся состоит из трех относительно самостоятельных подпрограмм:
- тренинг исследовательских способностей - в ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
- самостоятельная исследовательская практика - основное содержание работы – проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
- мониторинг исследовательской деятельности обучающихся эта часть программы меньше других по объёму, но она так, же важна, как и две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Система занятий по развитию исследовательского поведения предусматривает необходимые условия внеурочных занятий:
- систематичность;
- мотивированность;
- психологический комфорт;
- учет возрастных особенностей
Методами и способами деятельности являются экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-сообщения, ролевые игры, эксперименты, которые направлены на отработку этапов исследовательской работы. В арсенале остаются и традиционные беседы и дискуссии.
Формы занятий коллективная, групповая, в парах, индивидуальная, самостоятельная.
Не могу не отметить работу с родителями, которые принимают активное участие в формировании исследовательского поведения у ребёнка.
Мои ученики постоянно принимают активное участие в разных конкурсах, становясь победителями и призерами:
Ò Общелицейская научно-практическая конференция «Шаг в науку».
Ò Муниципальный конкурс «Юный исследователь в родном городе».
Ò Краевой конкурс «Я – исследователь».
Ò Всероссийский конкурс «Я – исследователь».
Ò Муниципальная научно-практическая конференция «Будущее Алтая».
Ò Краевая научно-практическая конференция «Будущее Алтая».
Ò Всероссийский конкурс «Я исследую мир».
Ò Всероссийская акция «Vivat – наука!», посвященная Дню российской науки.
Ò Всероссийский конкурс презентаций «Мой наномир», г. Томск.
Ò Всероссийский конкурс учебно-исследовательский экологический проектов школьников «Человек на Земле».
Ò Всероссийская конференция-конкурс исследовательских работ школьников «Юные исследователи – российской науке и технике».