Формирование исследовательской деятельности младших школьников в условиях внеурочной деятельности.

Овсепян Гоар Матевосовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №8 города Новоалтайска Алтайского края»

 

 

 

 

 

Формирование исследовательской деятельности младших школьников в условиях внеурочной деятельности.

 

 

VII Краевой фестиваль «вместе – к успеху!»

 

 

 

 

 

Автор: Овсепян Гоар Матевосовна,

учитель начальных классов

 

МБОУ «Лицей №8

города Новоалтайска

Алтайского края»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новоалтайск-2014

Тема выступления.    Формирование исследовательской деятельности младших школьников в условиях внеурочной деятельности.

          Цель выступления: познакомить с опытом работы по организации занятий по развитию исследовательского поведения младших школьников в условиях внеурочной деятельности.

План выступления:

- познакомить с основными  аспектами исследовательской  деятельности обучающихся на основе программы А.И.Савенкова;

- познакомить с методами, формами и способами исследовательской деятельности на внеурочных занятиях;

         «Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно, дай мне приглядеться, потрогать и подержать в руках, послушать, понюхать и, может быть, попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!»

          Эти слова являются ключевыми, потому как школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего «я». Ребенок – исследователь по своей природе, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, который настроен на познание мира. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование  порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. И я, как учитель, могу удовлетворить его поисковую активность.

       Считаю, что без формирования исследовательского поведения не будет продуктивной исследовательской деятельности. Поэтому, поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – это главные задачи, которые стоят  передо мной, как педагога в данной области.

С этого учебного года мне представилась  возможность расширить работу по развитию исследовательской деятельности посредством внеурочных занятий.    

В основе рабочей программы лежит авторская программа А.  И.  Савенкова «Программа исследовательского обучения  младших школьников»,  по курс  «Я -  исследователь».

      Цель данной программы – трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

    

 

 Задачи программы:

-  развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;

- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимых для проведения самостоятельных исследований;

- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

        Доктор психологических наук А.И.Савенков рассматривает исследовательское поведение как «вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации». Включение механизма поисковой активности порождает исследовательское поведение. Такое поведение приобретает характер исследовательской деятельности. Поэтому большое внимание в своей профессиональной деятельности уделяю развитию исследовательских умений у детей как на уроках, так во внеурочное время.

Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся состоит из трех относительно самостоятельных подпрограмм:

- тренинг исследовательских способностей - в ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся:

-       видеть проблемы;

-       ставить вопросы;

-       выдвигать гипотезы;

-       давать определение понятиям;

-       классифицировать;

-       наблюдать;

-       проводить эксперименты;

-       делать умозаключения и выводы;

-       структурировать материал;

-       готовить тексты собственных докладов;

-       объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

- самостоятельная исследовательская практика - основное содержание работы – проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе  исследовательского поиска постепенно возрастает.

- мониторинг исследовательской деятельности обучающихся эта часть программы меньше других по объёму, но она так, же важна, как и две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

        Система занятий по развитию исследовательского поведения предусматривает необходимые условия внеурочных занятий:

- систематичность;

- мотивированность;

- психологический комфорт;

- учет возрастных особенностей

Методами и способами деятельности являются экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-сообщения, ролевые игры, эксперименты, которые направлены на отработку этапов исследовательской работы. В арсенале остаются и традиционные беседы и дискуссии.

Формы занятий коллективная, групповая, в парах, индивидуальная, самостоятельная.

Не могу не отметить работу с родителями, которые принимают активное участие в формировании исследовательского поведения у ребёнка.

 

Мои ученики постоянно принимают активное участие в разных конкурсах, становясь победителями и призерами:

Ò Общелицейская научно-практическая конференция «Шаг в науку».

Ò Муниципальный конкурс «Юный исследователь в родном городе».

Ò Краевой конкурс «Я – исследователь».

Ò Всероссийский конкурс «Я – исследователь».

Ò Муниципальная научно-практическая конференция «Будущее Алтая».

Ò Краевая научно-практическая конференция «Будущее Алтая».

Ò Всероссийский конкурс «Я исследую мир».

Ò Всероссийская акция «Vivat – наука!», посвященная Дню российской науки.

Ò Всероссийский конкурс презентаций «Мой наномир», г. Томск.

Ò Всероссийский конкурс учебно-исследовательский экологический проектов школьников «Человек на Земле».

Ò Всероссийская конференция-конкурс исследовательских работ школьников «Юные исследователи – российской науке и технике».