Мое педагогическое кредо, или мысли вслух...
"Ребенок - не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь". Исходя из этого постулата, я, как учитель начальных классов, ставлю перед собой задачу помочь детям с нерастраченным потенциалом способностей и возможностей выразить себя в самых разных областях знаний и творчества. Помочь именно тогда, когда в этом есть необходимость. Учитель не должен идти впереди ученика на правах рожденного первым. Он должен терпеливо идти рядом, помогая и направляя в трудную минуту. Ведь "роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика". (А. Шнабель)
В связи с переходом на новые образовательные стандарты перед учителем стоит задача научить ребенка самостоятельно организовывать свою деятельность, добывать новые знания, анализировать, синтезировать (уметь собрать целое из функциональных составляющих), применять их на практике; ставить перед собой цели и добиваться их.
Мой опыт работы подтверждает, что образование и воспитание должно быть природосообразным и человекоцентричным, а для этого необходимо сначала измениться самому учителю и признать в ученике равного творца.
Ученик получит право на собственный поиск, если его учитель будет следовать нехитрым правилам:
- не сдерживать инициативу детей;
- избегать прямых инструкций;
- помогать ученику действовать самостоятельно, независимо; формировать навыки самостоятельного решения проблем;
- поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;
- верить в своего ученика.
И, возможно, спустя десятиления, благодарные ученики скажут о своем учителе:
"Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Заложен им краеугольный камень,
им чистая лампада возжена..." (А.С. Пушкин)