Проблемная ситуация в уроке современного учителя!
Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому.
Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает мне выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, - формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения.
При использовании на уроках системы проблемных ситуаций учащимся доступен более высокий уровень познавательной деятельности, который, прежде всего, обеспечивает глубину и осознанность усвоения знаний.
Кроме того, включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя помогает им овладеть элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы.
Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.
Опыт показывает что, проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, само-развитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.
Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.
Интересно классифицирует приемы создания проблемной ситуации Е.Л.Мельникова.Проблемная ситуация возникнет, если у класса появится эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. Учитель создаёт проблемные ситуации, коллизии, содержанием которых является противоречие (между двумя фактами, новым фактом и старой теорией), а признаком – эмоциональное переживание (удивление, затруднение).
С удивлением
Между двумя (или более) фактами. 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, взаимоисключающие теории
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием
Между житейским представлением
учеников и научным фактом 3. а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;
б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией
С затруднением
Между необходимостью и
невозможностью выполнить задание
учителя 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим
6. а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
7. б) доказать, что задание учениками не выполнено
Применяйте и творите!