Дидактические игры как средство формирования универсальных учебных действий
Современные условия развития общества характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направление игры меняется. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры. Такие игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. В игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности. Таким образом, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя,раскрытие личностного потенциала детей, воспитание в них интереса к учёбе и знаниям. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию. Дидактические игры способствуют формированию личностных универсальных учебных действий, повышению мотивов учения. Решающую роль для формирования мотивационной готовности к обучению имеет развитие познавательной потребности ребенка, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями. УУД рассматриваются как производные компетенции. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное овладение знаниями и умениями. Таким образом, развитие мотивов учения посредством дидактических игр является важным показателям сформированности внутренней позиции школьника.