Тема инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках».

Оксана Борисовна Легких

Тема инновационного педагогического опыта:                                «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках».

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).   Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
     Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.
 В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному образованию и массовым опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой.

Избранную тему считаю актуальной, поскольку невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности  развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но совокупности всех процессов сознательной деятельности.


Концептуальность(своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)    

 Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка  знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

 

 

 

                              Наличие теоретической базы опыта

Теоретическую основу опыта составляют идеи  Г.И. Щукиной, которая отмечает,  что в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятель­ность в целом, если она строится на основе межсубъектных от­ношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школь­ника в познании — главная задача всего учебного процесса. Обучение, при котором ученик действует всегда только по указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, не явля­ется для учителя субъектом учебной деятельности, нерациональ­ное обучение; на него зря затрачены время, сила и энергия учи­теля. Эти идеи, направленные на организацию познавательной деятельности на уроке,   применяются в процессе организации учебной  познавательной деятельности.

 В работе над опытом  учитывается подход А.Г. Морозовой,  которая отмечает, что  интерес характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности;                      наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем,  что  называется радостью познания и познавания;                                                                   наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься независимо от других побуждений.

          Ведущая педагогическая идея                                                        заключается в совершенствовании  учебной деятельности школьников, в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.                       Оптимальность и эффективность средств.
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:                                   - игровая деятельность;                                                                                              - создание положительных эмоциональных ситуаций;                                              - работа в парах;                                                                                                                   - проблемное обучение;                                                                                                    - использование ИКТ; 

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).

     Результатами развития познавательной деятельности является потребность ребёнка активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения поставленных задач. Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать подлинным субъектом деятельности, желающим и умеющим познавать новое. Внешними результатами является успешное участие педагога и учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах.