Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в начальной школе и проблемы, с которыми столкнулись педагоги

Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в начальной школе и проблемы, с которыми столкнулись педагоги

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в начальной школе и проблемы, с которыми столкнулись педагоги

Переход на новые образовательные стандарты - одна из наиболее обсуждаемых тем в последнее время. С 1 сентября 2011 года все первоклассники страны начали учиться по новым стандартам.  С 2015 года начнется обязательное введение стандартов в пятых классах. Для старшей школы Стандарт находится на стадии общественного обсуждения.

ФГОС второго поколения и федеральный компонент государственного стандарта общего образования (стандарт первого поколения), утвержденный в 2004 г., имеют много отличий. Работа в условиях образовательных стандартов второго поколения требует от учителя принципиально новых подходов к построению образовательного процесса, к роли педагога в нем. В связи с обновлением школьного образования, его содержания, методов обучения и достижения нового качества его результатов возникает потребность самообразования педагогов, совершенствования профессионального уровня, готовности конструировать и осуществлять свою образовательную траекторию на протяжении всей жизни.

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Уже началось введение новых стандартов в школах, но на насколько мы, учителя, оказались готовы для перехода на новые ФГОС? Чтобы зайти  в класс и дать урок, который будет реализовывать цели ФГОС, учитель должен во многом отказаться от прошлого опыта, а значит, начать всю работу с нуля. Но для этого мало ознакомиться с предлагаемой по данной теме  литературой. Это даёт только общее представление, возможность не запутаться в новых терминах и понятиях. Мы должны четко понимать, куда мы держим курс и к чему хотим прийти. Катастрофически не хватает практической помощи в освоении ФГОС. Ведь подчас семинары, круглые столы и т.д. только обозначают проблему, но не находят путей её решения. А проблем на сегодняшний день очень много и не только перед отдельно взятым учителем, но и перед школой в целом. Это и формирование новых учебных планов, разработка основной образовательной программы, выбор программного обеспечения, соблюдение гигиенических требований и самое важное, полноценное создание условий для реализации ФГОС.

В реальности мы имеем гору брошюр, в которых сказано, что Стандарт – это «совокупность требований». Требований «к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к структуре основной образовательной программы…; к условиям реализации основной образовательной программы..., в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям».

Такие требования предполагают серьезное обновление содержания образования (что давно назрело) и процедуры оценки результатов. Но как раз этого-то в Стандартах и нет! Их создатели особенно гордятся тем, что в них нет никакого содержания, что якобы дает свободу учителю распоряжаться тем, чему и сколько учить.

Существует множество мнений о том, какой УМК лучше соответствует требованиям нового ФГОС.

Наиболее готовыми для реализации целей и задач ФГОС второго поколения, на мой взгляд, являются следующие УМК:

• «Начальная школа XXI века» (издательство «Вентана-Граф»).

• «Перспективная начальная школа» (издательство «Академкнига/учебник»).

• «Планета знаний» (издательство «АСТ Астрель»).

• «Школа 2100» (издательство «Баллас»).

• УМК по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (издательство «Вита-пресс»).

• УМК по системе Л.В. Занкова (издательство Корпорация «Федоров»).

Переход на требования нового стандарта в начальной школе предполагает ряд важных изменений в педагогической деятельности.

Во-первых, необходимо заданное программой содержание соотнести с мотивацией ученика. Эта проблема не нова, но в условиях нового стандарта и она приобретает иное звучание. Когда ребенку интересен материал, когда он манипулирует с этим содержанием, выполняет полезную деятельность, когда включается эмоциональная сфера ребенка, тогда идут активно процессы познания. Формирование системы познавательных мотивов должна базироваться на актуальном содержательном материале учебных предметов. Содержание должно быть сориентировано на игровую и социальную роль ребенка, на его жизненные потребности, интересы. Выбирая УМК, учитель ориентируется на мотивационное содержание, на предложенные виды деятельности, которые интересны детям. Это новый подход к оценке учебного содержания в предложенных программах и учебниках. Несомненно, есть проблема в подборе актуального дополнительного содержания. При этом главный критерий для отбора содержания – личностный контекст: ребенку должно быть интересно решать проблему, участвовать в исследовании явления природы, находить ответ на свой детский вопрос. Педагогическая задача – сформировать учебные и познавательные мотивы в процессе формирования УУД (универсальные учебные действия) – стоит на повестке дня и требует от учителя серьезного осмысления.

Во-вторых, учителю необходимо научиться выстраивать учебную ситуацию, которая обеспечивает «деятельностное» освоение предметного содержания. Именно в деятельности младший школьник формирует способы познания, способы чтения, счета, способы нахождения решения проблемы – общеучебные способности. Несомненно, учитель в 1-ых классах использует игровую деятельность, интерактивные технологии. Но если раньше он это делал для активизации памяти, восприятия, внимания с одной целью – выдать весь объем минимального содержания по предмету, «наполнить» ребенка содержанием, то теперь совсем другая задача – организовать «деятельностный» процесс работы с содержанием для того, чтобы ученик приобрел, присвоил разные способы работы с содержанием и продемонстрировал это как результат: умеет отбирать нужные буквы, слова; подбирает и предлагает варианты решения проблемы; способен выслушать других, высказать свое мнение. Целевые установки деятельности учащихся другие, поэтому важным педагогическим условием является «учебная ситуация». Предложенные задания в учебниках не всегда отражают новые цели формирования метапредметных результатов. Это бремя ложится на учителя. Реализация нужной «учебной ситуации» требует дополнительного ресурсного оснащения, другого оборудования, выхода из учебного кабинета, гибкости классно-предметно-урочной системы.

В-третьих, самое главное – планируемый результат. И содержание урока, и деятельность учащихся направлены на формирование планируемого результата. Это ключевое понятие объединяет учителя, ученика и родителей. Ясно сформулированный и понятный каждому результат должен содержаться в учебнике. Учитель должен быть уверен, что достижение результата по каждой теме программы в каждом классе приведет к выполнению требований стандарта к результатам личностным, метапредметным и предметным. Это ключевая проблема требует сегодня от учителя больших усилий. Вероятно, ее разрешение базируется на работе по новым учебникам, которые будут включать мотивационное содержание, «деятельностные» задания и планируемые результаты. Только в этом случае учитель станет тьютором, модератором, фасилитатором, который обеспечивает процесс развития ребенка: создает условия для деятельности, обеспечивает выбор, сопровождает успешное продвижение ученика.

В-четвертых, стержневым компонентом стандарта становится система оценки индивидуальных достижений учащихся. Переход от системы контроля к системе обеспечения качества образования, к системе обеспечения успешности каждого ученика влечет за собой изменения в понятии «оценки». Содержанием и критериями для оценки становятся личностные, метапредметные и предметные результаты, которые составляют планируемый результат. Такой результат оценивать прежней системой нельзя. Как оценить способность работать с текстами разной конструкции, или способность вести дискуссию, или способность к самоконтролю? Поэтому предлагается накопительная система оценки (балльная), портфолио, «зачет/незачет», «достиг/не достиг», «освоено/не освоено». Данная проблема требует комплексного подхода: необходимо разработать локальные нормативные акты, перейти к новым измерителям, пересмотреть оформление классного журнала и другой документации, изменить методы внутришкольного контроля. Решение проблемы затрагивает и внешние факторы, которые представлены службами контроля качества образования на разных уровнях.

Выделенные проблемы носят скорее общий характер, чем частный – присущий только нашей школе, поскольку опыт реализации стандарта слишком мал, разработанные рекомендации опираются на выверенные предположения, но не представляют нормативную обеспеченность всех процессов. Нужно самостоятельно определяться в таких понятиях, как рабочая программа учителя, выбор УМК, определение системы оценивания результатов, разработка технологической карты учителя, формулировка планируемых результатов, ведение классного журнала.

И, тем не менее, выделение и анализ этих проблем проведены в ходе внутришкольных семинаров, посещения уроков в 1-ых классах, дискуссий, обсуждения и написания рабочих программ. Это позволяет определить слабые места в реализации стандарта, принять необходимые решения на основе инновационной практики педагогов начальной школы.

Каковы же основные условия для перехода ОУ на стандарты второго поколения? Перечислим их:

  • создание нормативного обеспечения введения ФГОС;
  • создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;
  • создание организационного обеспечения введения ФГОС;
  • создание кадрового обеспечения введения ФГОС;
  • создание информационного обеспечения введения ФГОС;
  • создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

В ходе изучения условия нашего ОУ, проанализировав оснащенность кабинетов и готовность педагогических кадров начальной школы, были выявлены следующие проблемы:

1.Финансово-экономическое обеспечение процесса внедрения ФГОС. Несколько лет мы говорим о новом финансировании школ. На сегодняшний день так и не ясно будет ли осуществлен переход на новую оплату труда. Отсутствует финансирование внеурочной деятельности. Без этого условия начинать внедрение ФГОС бессмысленно. За счет школьных средств оплачивать даже внеурочную деятельность не представляется возможным.

2.Кадровое обеспечение. На сегодняшний день только несколько педагогов прошла курсы повышения квалификации по данному вопросу. Остальные педагоги будут проходить курсы поэтапно. Те учителя, которые не прошли курсы, посещают семинары и заседания МО, однако информация, получаемая там не позволяет иметь полную картину того, что представляет из себя работа по новым ФГОС.  Необходимо создать  рабочие группы в рамках каждого УМК по созданию рабочих программ,  организованные внутри школы.

3.Материально - техническое обеспечение и условия организации процесса. Конкретно по нашей школе можно сказать, что оснащенность материально-технической базы недостаточная, необходимо дополнение как дидактическим материалом, так и техническим оснащением. Компьютер и интерактивная доска нужны уже в каждом кабинете начальной школы, а не один на всю начальную школу. Проектная деятельность  введена уже с первого класса. А без современной техники это невозможно.

 Вторая проблема - это учебники.  По развивающей системе Л.В. Занкова они были доставлены не к 1 сентября, а на две недели позже. Кроме этого, учебники были поставлены не в полном комплекте. Часть учебников, а именно по литературному чтению и русскому языку родителям пришлось закупать самостоятельно. Для обучающихся по УМК «Гармония» учебников, соответствующим новым ФГОС, нет до сих пор. Частично доставлены учебники и для обучающихся по УМК «Школа России».

Когда наши учителя начали составлять рабочие программы по учебным предметам, то столкнулись с проблемой практически полного отсутствия методических рекомендаций к учебникам, сборников программ начального общего образования, программ внеурочной деятельности, иной методической литературы. Часть литературы можно найти (часто в единственном экземпляре) в ГАУ ДПОС "Смоленский областной институт развития образования", а часть литературы на момент начала нового учебного года 2011-2012 находилась только лишь в печати (!) и приобрести ее возможно было только через интернет-доставку.

При введении третьего часа (урока) физической культуры нет дополнительного помещения для проведения занятий.

4. Есть еще одна проблема, о которой хотелось бы сказать и я думаю, что со мной согласятся многие педагоги:

-стандарты второго поколения направлены на взаимодействие  семьи и школы. Такое сотрудничество особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребенка, благополучном его вхождении в образовательную среду огромную роль играют родители. А сейчас родители все чаще стараются переложить бремя воспитания на школу. Придется нам не только детей, но и родителей учить учиться.

5. Проблема в психологической перестройке самого учителя и родителей учащихся. А для "мягкой" адаптации необходимо учителю пройти курсы по проектированию уроков и занятий, направленных на достижение результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения.

Теперь в начальной школе мы должны сформировать новые умения - универсальные, составляющие основу умения учиться. Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельного подхода как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий. Педагог должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное начальное образование. А это возможно только при постоянном самообразовании.

Сможет ли учитель качественно подготовиться к следующему учебному дню и внеклассным мероприятиям ежедневно? Где взять время на всю ту работу, которую должен выполнить учитель?  Он тоже человек. И конечно не нужно забывать и о здоровье учителей.

6. С новым компетентным подходом в системе образования могут возникнуть следующие проблемы. У ребенка появляются трудности, так как ребенок становится важной частью образовательного процесса. И эта трудность не только ребенка, но и учителя, так как ребенка нужно приобщить не только к репродукции, но и к созданию к исследованию. А этот переход бывает очень проблематичен не столько для учеников, сколько для учителя.

7. Проблема перехода на новую систему оценки: раньше оценивали уровень сформированности ЗУНов (и для этого были разработаны все нормы оценивания), а теперь необходимо оценить уровень сформированности УУД. Для этого в стандарте второго поколения нет норм оценивания. Отсутствует

пакета диагностических материалов по контрольно-оценочной деятельности. Учителю предоставляется свобода в проектировании этой ниши, в проведении мониторинга по развитию у ребёнка универсальных учебных действий.

С введением новых стандартов принципиально должна меняться и система оценивания качества образования. Внутришкольная система оценивания должна соответствовать той системе, которая будет применяться на государственном уровне при переходе учащихся но новую ступень обучения.

8. Отсутствует преемственность при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию. И от начального к среднему звену.

9. Отсутствие целевой учебно-методической информационной базы начальной школы; банка современных образовательных технологий деятельностного типа для формирования универсальных учебных действий.

10.Недостаточная практическая методическая помощь со стороны разработчиков Стандартов.

Из  критериев готовности  ОУ к введению Стандарта осуществлены следующие:

-разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования ОУ;  

-нормативная база ОУ  приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое  обеспечение  и т.п.);

- разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

- приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников ОУ;

-определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;

-определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;

-разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС (в ходе реализации которого было выявлено, что он нуждается в некоторой корректировке);

-осуществляется (по возможности) поэтапное повышение квалификации всех учителей начальных классов по проблеме введения ФГОС начального общего образования.