Нравственное воспитание младшего школьника

Диченская Ирина Николаевна

         Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом  в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_mladshego_shkolnika.rar1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Младший школьник и его ценности

          Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы в современном мире. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания я, как учитель, формирую у младших школьников чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Данные качества ребенка формируются в процессе становления личности в воспитательной системе класса.

           Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Ведь в жизни очень важно, чтобы дети не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными. Следуя разработанной программе, каждый ребенок имеет возможность приобрести практический опыт общественно-полезной деятельности. Данный опыт осуществляется через следующие взаимосвязанные направления:

– учебную деятельность;

– внеклассную и внеурочную деятельность;

– диагностику мотивации и социализации учащихся;

– работу с родителями;

– внедрение в систему обучения проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов с целью развития творческих способностей учащихся.

         Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и, прежде всего, в процессе обучения.

        Одним из показателей эффективности системы воспитания является нравственное развитие ребёнка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Я помогаю детям осознать и пережить ошибочность или безнравственность своих поступков. Кроме того, каждый ребенок имеет возможность попробовать себя в разных социальных ролях. Система самоуправления и самообслуживания в классе дает возможность каждому ученику проявить свои нравственные качества по отношению к своим товарищам. С целью создания образовательной среды, способствующей становлению нравственных сторон личности учащегося, использую различные игровые и соревновательные приёмы, это:

– портфолио учащегося;

– лестница успеха;

- копилка достижений;

– тематические классные часы по нравственной тематике;;

– организация циклов бесед «Уроки нравственности»;

- праздники конкурсы;

- театральные представления по нравственной тематике;        

- знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира;

- игры, викторины;

- проектно-исследовательская деятельность;

- проведение мониторингов и др.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Участвуя в конкурсах и соревнованиях различного уровня, мои учащиеся не только проявляют свои лидерские качества, достигают поставленной цели, но и развивают умение работать в коллективе, учатся поддерживать друг друга.

Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Воспитательный процесс способствует осознанию детьми нравственной стороны поведения и отношений, что позволяет формировать нравственную оценку и самооценку.

Процесс воспитания стараюсь построить так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка, исходя из его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.        

Внеклассная работа, направленная на создание эмоционально и психологически комфортной среды обучения, является немаловажным фактором для повышения мотивации и интереса к учению. Диагностика позволяет мне фиксировать и документировать индивидуальный прогресс каждого ребёнка, профессионально оценивать эффективность своей работы, а также конструктивно и на высоком профессиональном уровне строить своё взаимодействие с семьями учащихся. Результаты диагностики позволяют мне своевременно и качественно вносить коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Становление и развитие детского коллектива, формирование в нём нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога.

Все вопросы нравственного воспитания, которые касаются формирования разнообразных моральных качеств, решаю комплексно, реализуя принцип всестороннего и гармонического развития личности ребёнка. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. От класса к классу с увеличением объёма знаний углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе постепенно ввожу такие понятия, как доброжелательность и справедливость, товарищество и дружба, коллективизм и личная ответственность за общее дело. Работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения в начальной школе и продолжается на II и III ступени обучения.

Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания, формирует их положительные нравственные эмоции. В процессе изучения литературных произведений с учащимися провожу систематические беседы на этические темы.

Домашняя обстановка и отношения в семье также оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Именно поэтому в классе большое внимание уделяется работе с родителями. Я привлекаю родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе. Участие родителей в проведении традиционных классных праздников, в организации экскурсий, в организации и проведении исследовательских работ учащихся, а также в проектной деятельности класса позволяет мне и семьям лучше узнать друг друга, наладить между собой отношения конструктивного сотрудничества, приучает родителей оказывать детям помощь и поддержку в процессе их обучения.        

Считаю, что успех нравственного воспитания детей зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут, и от условий для развития духовно-нравственных качеств личности. Этому и способствует моя воспитательная система.