метод. разработка урока
Предварительный просмотр:
Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
г. Балаково Саратовской области
Методическая разработка урока по теме
«Основа здорового образа жизни на тему:
"Твой режим дня"
(Начальные классы)
Учитель МБОУ СОШ № 4
Филиппова Ольга Александровна
г.Балаково
Описание здоровьесберегающих технологий, используемых на уроке.
1.Медико-гигиенические технологии (МГТ), обеспечивающая надлежащие гигиенические условия в соответствии с регламентациями СанПиНов.
2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) ( проведение физкультминуток), направленных на релаксацию органов зрения, дыхания, повышения двигательной активности.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) (зеленые растения в классах, живой уголок), оказывающие влияние на психическое развитие ребенка, его настроение.
4. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
-организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса (ток - шоу).
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке.
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии
(САЛРТ), обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, адаптацию во время урока.
Тип урока. Урок обобщение и систематизация знаний.
Вид урока. Нетрадиционная форма. Ток-шоу.
Методы:
- Репродуктивный (работа с книгой)
- Проблемно-сообщающий (объяснение причин переедания с опорой на чтение стихов, пословиц)
- Частично-поисковый (выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность)
- Объяснительно-иллюстративный (рассказ, упражнение)
- Исследовательский (практическое действие с последующим доказательством)
Материалы и оборудование:
аудиокассета с записью песен, мультимедийный проектор, компьютер.
- шумовые записи: тиканье часов, фанфары;
- часы грустные и веселые;
- предметы гигиены: зубная паста, зубная щетка, мыло, полотенце, расческа;
- мешочек из ткани;
- иллюстрации с изображениями: микробов, детей занимающихся спортом, детей играющих в развивающие игры;
- 5 подставок под фломастеры;
- фломастеры зеленого и красного цвета на каждого ребенка;
- массажный мяч;
- сертификат;
- дидактические игры: «Что полезно, что вредно», «Витаминка», «Режим дня»
Цели: - закреплять знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения;
- учить составлять режим дня;
- прививать умение правильно распределять время на работу и отдых;
- учить ценить время ;
- формировать основы здорового образа жизни через организацию активной
познавательно- игровой деятельности воспитанников;
- познакомить с режимом дня школьника;
- учить детей отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от
поведения, вредного для здоровья;
Убедить в том, что соблюдения режима дня способствует сохранению здоровья.
Задачи:
- показать детям значимость достижений науки для повседневной жизни человека в
сохранении и укреплении здоровья.
-уточнять представления детей о режиме дня, его структуре, видах деятельности;
-развивать умения устанавливать причинно следственные связи, коммуникативные
навыки, умение действовать в группе и парах, навыки взаимоконтроля;
-воспитывать устойчивый познавательный интерес к сохранению собственного
здоровья, расширять кругозор детей.
Методы и приемы:
-словесные (рассказ воспитателя, беседа, вопросы, указания, объяснения, художественное слово, педагогическая оценка);
- наглядные (показ);
- игровые (игровая ситуация, действия с игровыми материалами, имитация действий);
- практические (упражнения, создание воспитывающих ситуаций).
ИКТ: презентация, магнитофон.
План урока
Магистр наук.
1. Постановка проблемы.
- Какого человека называют воспитанным? (Который соблюдает правила поведения, опрятно одет, не употребляет грубых слов.)
- Для чего нужно быть воспитанным? (Чтобы тебя уважали, любили )
К вежливому, доброму человеку окружающие относятся всегда по-доброму. Такого человека все уважают, у него есть друзья и ему никогда не бывает скучно.
Послушайте историю о мальчике Алеше. Можно ли его назвать воспитанным?
Жил-был мальчик Алеша. Были у Алеши мама, папа, две бабушки и тетя. Они его любили-обожали. Поэтому Алеша ложился спать, когда ему хотелось. Спал до полудня. Просыпался. Зевал, широко разинув рот. И тетя Лиза тотчас же вливала ему в рот какао. А обе бабушки протягивали ему пирожное.
У этого мальчика было очень много всяких игрушек. Они ему так надоели, что Алеша стал бросать их из окошка на головы прохожих. А в это время родители делали за сына домашнее задание.
В школу Алеша постоянно опаздывал. Но и там ему было скучно. Поэтому - от скуки - он дергал за косы девочек, бил малышей, кидал камнями в птиц.
- Алеша воспитанный мальчик?
- Как вы думаете, почему мальчик постоянно опаздывал в школу?
- Почему Алеше скучно и дома, и в школе?
2. Работа над понятием «режим дня». Значимость выполнения режима.
Какие из пословиц подойдут к истории про Алешу?
1. Соблюдай режим труда и быта – будет здоровье крепче гранита.
2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
3. Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.
4. Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.
- Какая пословица осталась? Объясните смысл.
- А что такое режим?
- В стране Знаний соблюдается точность, режим и очень ценится время.
Скажите, с помощью чего можно определить время? (С помощью часов).
Звучит песня «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
Магистр. Улыбка – это залог хорошего настроения. Улыбаясь, мы дарим друг другу здоровья и радость. Что ещё помогает сохранить хорошее настроение?
(Добрые слова, сказанные искренне, идущие от сердца, хорошее самочувствие.)
.Правильно. Молодцы. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесёт удачу. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем выработать привычку каждый день улыбаться друг другу.
Ребята, а теперь послушайте загадку.
На руке и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до восхода.
(Часы.)
Вопросы детям:
- Зачем человек придумал часы?
- Знакомо ли вам понятие «режим дня»?
- Что оно обозначает?
Именно на этот вопрос мы с вами и постараемся ответить на нашем занятии.
Магистр оглядывается.
- Обратите внимание, а часы стоят. Прислушайтесь. Часы молчат.
- Что же нам делать, ведь без часов мы не сможем соблюдать
режим дня.
Чтение стихотворения С. Баруздина «Стихи о человеке и его часах».
1. Ведут часы секундам счет, 4. Успеет он одеться в срок,
Ведут минутам счет. Умыться и поесть,
Часы того не подведут, Успеет встать он за станок,
Кто время бережет. За парту в школе сесть.
2. Кто жить умеет по часам 5. С часами дружба хороша!
И ценит каждый час, Работай, отдыхай,
Того не надо по утрам Уроки делай не спеша
Будить по десять раз. И книг не забывай!
3. И он не станет говорить, 6. Чтоб вечером, ложась в кровать,
Что лень ему вставать, Когда наступит срок,
Зарядку делать, Ты мог уверенно сказать:
Руки мыть - Хороший был денек!
И застилать кровать.
Ребята, с чего должно начинаться утро?
- Хорошее настроение.
- Зарядка.
- Водные процедуры.
- Завтрак.
- Выход в школу.
И давайте, мы с вами представим, что мы только что проснулись, друг другу улыбнулись. И сделаем зарядку.
Физминутка.
Раз – подняться, потянуться
Два – нагнуться, разогнуться
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть
Семь, восемь – лень отбросим.
Магистр. А у всех ли утро получается таким организованным?
Послушайте стихотворение Любови Фёдоровне Воронковой
«Маша-растеряша».
Жила-была девочка Маша.Утром встало солнышко, заглянуло в окно.А Маша спит.
Пришла мама:
– Маша, поднимайся, Маша, одевайся! Светит солнышко с утра, в детский сад идти пора!
Маша проснулась, открыла глаза:
– Встану – не устану. Я немножко полежу да в окошко погляжу.
А мама опять:
– Маша, поднимайся, Маша, одевайся!
Нечего делать – надо подниматься, надо чулки надевать. Оглянулась Маша – а чулок-то нет!
– Где же, где мои чулки? Обыщу все уголки.
Их на стуле нет, И под стулом нет,
На кровати нет, Под кроватью – нет…
Ищет Маша чулки, никак не найдёт. А кошка на стуле мурлычет-приговаривает:
– Ищешь, ищешь – не найдёшь, А разыщешь – так пойдёшь.
Надо вещи убирать — Не придётся их искать.
И воробьи за окном Машу поддразнивают:
– Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша!
А Маша всё ищет: – И под стулом нет,
И на стуле нет… Да вот же они – у куклы в кроватке!
Мама спрашивает: – Маша, скоро?
А Маша отвечает: – Надеваю чулки,
Обуваю башмаки. Заглянула под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет!
– Под кроватью нет, На кровати нет,
И за шкапом нет, И под шкапом нет…
А кошка ходит, всё своё мурлычет-приговаривает:
– Ищешь, ищешь – не найдёшь, А разыщешь – так поймёшь.
Надо вещи убирать — Не придётся их искать.
Подошёл к окну петушок и запел:
– Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша! Стала Маша просить петушка:
– Петушок, петушок, Разыщи мой башмачок!
Петушок поискал-поискал – нет башмачка во дворе. А башмачок-то вот где – на столе стоит. Мама спрашивает:
– Маша, скоро? А Маша отвечает:
– Вот надену платье И пойду гулять я!
А платья тоже нет нигде! – В чём пойду гулять я?
Потерялось платье! Платье в горошину, —
Куда оно положено? И на стуле нет,
И под стулом нет… А кошка всё своё мурлычет-приговаривает:
– Ищешь, ищешь – не найдёшь, А без платья не пойдёшь…
Надо вещи убирать — Не придётся их искать…
Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша!
Но тут Маша увидела своё платье. Обрадовалась: – Платье в горошину
На полочку заброшено! Мама говорит
– Больше ждать я не могу! А Маша отвечает:
– Я бегу-бегу-бегу! Бежит Маша в детский сад, торопится.
А ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидели Машу и закричали: – Опоздала, Маша,
Маша-растеряша!
1. Ребята, почему опоздала в детский сад?
2. Что вы ей можете посоветовать?
3. А как вы относитесь к своим вещам?
- Предлагаю вам вспомнить, что такое режим дня, из каких частей он состоит и как его надо соблюдать.
Сценка (Действующие лица: учитель и ученик Вова)
У. А ты, Вова, знаешь, что такое режим?
В. Конечно! Режим…Режим – куда хочу туда скачу!
У. Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?
В. Даже перевыполняю!
У. Как же это?
В. По распорядку мне надо гулять два раза в день, а гуляю – четыре!
У. Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь. Знаешь, каким должен быть распорядок дня?
В. Знаю. Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. В школу. Прогулка …
У. Хорошо…
В. А можно еще лучше!
У. Как же это?
В. Вот так! Подъем. Завтрак. Прогулка, Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка и сон.
У. Ну, нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.
В. Не вырастет.
У. Это почему же?
В. Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!
У. Как это с «бабушкой»?
В. А так: половину я, половину – бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.
У. Не понимаю – как это?
В. Очень просто. Подъем выполняю я, зарядку выполняет бабушка, умывание – бабушка, уборку постели – бабушка, завтрак – я, уроки – мы с бабушкой, прогулку – я, обед – я…
У. И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный…
Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять –
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать!
Ученые говорят: «Режим дня – это основа нормальной жизнедеятельности человека». Правильно организованный режим поможет сохранить нам хорошую работоспособность, бодрость и жизнерадостность. Врачи установили, что самая высокая работоспособность у человека бывает с 9 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Особенно важно это знать для занятий в школе и подготовке домашних заданий
3. Составление режима дня.
Работа в парах.
Расположите по порядку режимные моменты: зарядка, обед, одеться, ужин, подъем, умывание, сон, свободное время, приготовление уроков, подготовка ко сну, прогулка, завтрак, застелить постель, занятия в школе.
После обсуждения появляется таблица:
1. Подъем | 8. Обед |
2. Зарядка | 9. Прогулка |
3. Умывание | 10. Приготовление уроков |
4. Одеться | 11. Ужин |
5. Застелить постель | 12. Свободное время |
6. Завтрак | 13. Подготовка ко сну |
7. Занятия в школе | 14. Сон |
Конечно, распорядок дня может быть другим: если вы учитесь во вторую смену, если посещаете кружки и секции по интересам. Но в любом случае вы должны продумать свой режим дня и обязательно его соблюдать!
Но бывает, что у человека есть хорошо составленный режим дня, и он пытается его выполнить, но ничего из этого не выходит. Почему так происходит? Оказывается, мало составить режим. Надо уметь ценить время и разумно им пользоваться. Посуду можно и за три минуты вымыть, а можно и полчаса плескаться, если заодно играть с мыльными пузырями.
Поэтому надо учиться ценить и экономить время. В народе говорят: «Копейка рубль бережет», ну а из минуты складываются часы, дни, годы.
Иногда много времени мы тратим бесцельно на необязательные и ненужные дела. В то же время так не хватает времени на хорошие, полезные дела: сходить в библиотеку, помочь маме и т.д. Поэтому надо учиться ценить и экономить время. В народе говорят: «Копейка рубль бережет», ну а из минуты складываются часы, дни, годы.
А что можно сделать за одну минуту? (Предположения учащихся). За 1 минуту на заводе изготавливают 13 холодильников, 14 автомашин, 12 телевизоров, 60 часов.
- Попробуем придумать игры для каждого режимного момента
Игра «Чудесный мешочек»
- Давайте поиграем. Перед вами «Чудесный мешочек», определите на ощупь что там находится.
- Возьми один предмет, определи что это, назови его и достань.
Дети выполняют задание, выкладывают предметы на стол (зубная паста, зубная щетка, мыло, полотенце, расческа).
- Как можно назвать эти предметы одним словом?
- Это предметы личной гигиены.
- Для чего служат предметы личной гигиены?
- Они уничтожают микробов.
Магистр переворачивает картинку на мольберте.
- Учеными были открыты различные виды болезнетворных микробов.
- Посмотрите как они выглядят под микроскопом. Наука не стоит
на месте, и предметы личной гигиены постоянно совершенствуются,
становятся более удобными,
- Я предлагаю вам сесть за столы.
Игра «Что полезно, что вредно»
- Перед вами карточки, на которых изображено что полезно, а что вредно для
здоровья. Красным фломастером закрасьте круги, что вредно для здоровья, а
зеленым, что полезно.
Дети выполняют работу.
- А теперь, поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга правильность выполнения. Все правильно выполнили задание?
-Врачами доказано, что движение, подвижный образ жизни и здоровый сон помогают человеку сохранять и укреплять здоровье. А еще в укреплении здоровья большую роль играет правильное питание.
-Учеными найдены полезные вещества, которые содержатся в продуктах питания. Как выдумаете, как они называются?
- Витамины
Магистр открывает картинку на мольберте.
Игра «Витаминка»
- Я предлагаю найти витамины на картинках с продуктами питания.
Дети собирают пазлы.
- Достаньте из конверта пазлы. Соберите их. Что у вас получилось?
Дети выполняют задание в парах.
-В этих продуктах есть данный витамин.
Предлагаю перейти к следующему режимному моменту.
После школы у вас свободное время. Чем вы занимаетесь после школы?
Ребята, давайте посмотрим на доску, что у нас получилось? Нам надо только подставить время. И это РЕЖИМ ДНЯ.
А теперь давайте поиграем, в игру «Плохо - хорошо», я читаю вам предложения, а вы, если согласны с этим высказыванием, должны хлопнуть в ладоши.
- Мыть ноги, руки, принимать душ.
- Перед сном много пить, есть.
- Чистить зубы.
- Смотреть страшные фильмы перед сном.
- Проветривать комнату.
- Слушать громкую музыку.
- Гулять на свежем воздухе.
- Играть в шумные игры перед сном.
- Делать зарядку.
- Заниматься спортом.
- Соблюдать режим дня.
Ребята, почему так важно соблюдать режим дня?
- А у вас есть свой режим дня?
- Вы соблюдаете его?
Игра с массажным мячом «Чем мы займемся вечером».
- А сейчас узнаем, чем же мы занимаемся вечером
-Вечером я читаю книгу.
- Я рисую, я играю, я смотрю телевизор, я играю в компьютер, я слушаю музыку, я пою караоке….
- Значит, мы можем разнообразить с помощью техники и науки свой отдых вечером.
Магистр открывает 3 картинку на мольберте.
- Ребята, чем заканчивается вечер?
- Наступает ночь.
- Закройте глазки.
Магистр поет колыбельную песню из кинофильма «Умка».
Сон необходим человеку. Во сне отдыхает мозг, который управляет всем организмом. – Кому и сколько надо спать?
Давайте послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Не спать».
Я ненавижу слова «спать»! Я ёжусь каждый раз,
Когда я слышу: «Марш в кровать! Уже десятый час!»
Нет, я не спорю, я не злюсь – Я чай на кухне пью.
Я никуда не тороплюсь! Когда напьюсь – тогда напьюсь!
Напившись, я встаю И, засыпаю на ходу,
Лицо и руки мыть иду… Я раздеваюсь полчаса,
И где-то в полусне Я слышу чьи-то голоса, И спорят обо мне. Сквозь спор знакомых голосов
Мне ясно слышен бой часов. И папа маме говорит: «Смотри, смотри, он сидя спит!» Как хорошо иметь права
Ложиться спать хоть в час! Хоть в два! В четыре! Или в пять! А иногда, а иногда (И в этом, право, нет вреда!)
Всю ночь сосем не спать!
- Кто из вас ложиться спать, как герой стихотворения? - Что чувствует человек, когда плохо спал? (он вялый, рассеянный, раздражительный.) Учитель: Чтобы проснуться с хорошим настроением и прекрасным самочувствием, надо высыпаться. Сновидение помогает осмыслить то, что узнал за день. Недаром говорят: «Утром вечера мудренее». Поэтому ребёнок должен спать не менее 10 часов. Значит, в 21 часу он должен спать.
Стихотворение
Чтобы здоровее стать Режим надо выполнять!
Если будешь ты стремится Распорядок выполнять,
Будешь лучше заниматься, Будешь лучше отдыхать.
Игра «Режим дня»
- Дети, давайте вспомним, из каких частей состоит режим дня.
Дети получают по одной карточке.
- Выложите карточки в определенной последовательности. Что за чем?
Итог:
- Ученые, врачи, педагоги, родители и дети знают что, режим дня – один из серьезных помощников сохранения здоровья.
- Дорогие ребята, позвольте вам вручить СЕРТИФИКАТ, подтверждающий прохождение курса ознакомления с технологиями здорового образа жизни Академии наук страны Знаний.
Заключение
Детям вручается сертификат под музыкальные фанфары.
А теперь пора прощаться. Всем желаю закаляться,
Не болеть и не хворать, И режим соблюдать.
Задание на дом
Подумайте и закрасьте красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у вас.
О Почерк стал хуже
О Буквы бывают неровными, кривыми
О Трудно учить уроки
О Много ошибок, исправлений
О Долго собираюсь делать уроки
О Быстро отвлекаюсь
О Трудно выучить стихотворение
О Трудно решить задачу
О Трудно запомнить условие задачи
О Быстро устаю
О Мне бывает трудно усидеть на одном месте
Если красных кружков больше трех, попроси родителей помочь тебе изменить режим дня.