Дисциплина и первоклассник

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Как наладить "первоклассную" дисциплину

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_naladit_distsiplinu_v_klasse.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как наладить дисциплину в классе?

Трудности во время уроков возникают не только у начинающих преподавателей, но и у опытных учителей. Однако молодому педагогу сложнее справиться с детьми, найти нужный подход и правильно избрать методику установления в классе порядка. Необходимо знать разные способы налаживания контакта с учениками, уметь поддерживать здоровую обстановку на занятиях, держать детей на необходимой дистанции и создавать нужную иерархию отношений. Педагог должен быть для своих учеников авторитетом, пользоваться их уважением и доверием. Молодые учителя вынуждены делать многое опытным путём, именно поэтому иногда они успевают быстро разочароваться в профессии, либо тратят слишком много времени и усилий, чтобы наладить дисциплину в классе. При этом установить правильные отношения с учениками очень важно, поскольку только так можно проводить обучение достаточно эффективно, все силы направляя непосредственно на образовательный процесс, не отвлекаясь на вопросы, связанные с порядком, тишиной, дисциплиной.

Как наладить дисциплину в классе и правильно установить отношения с учениками? Нюансы, особенности, советы

Дисциплина в классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить, когда педагог молод, а преподаёт он в средних классах. Ученики, находясь в переходном возрасте, достаточно непросто поддаются общим методикам воспитания, стремятся к самовыражению, быстро теряют интерес к занятиям и склонны высказывать своё мнение, демонстрировать личную позицию. Для учителя в таких случаях на первый план выходит сразу несколько важнейших задач:

  • вызвать искренний интерес к предмету;
  • грамотно создать свой образ педагога, который должен вызывать уважение;
  • ни в коем случае не показывать свои слабые стороны: неуверенность, страх перед аудиторией, отсутствие готовых решений возникающих проблем и их поиск «на месте»;
  • вести урок последовательно и логично, не терять его нить и не останавливаться, не прерываться, не сбивать темп, чётко следить за временем;
  • контролировать поведение каждого ученика и всего класса в целом;
  • установить контакт с каждым ребёнком, не оказывая излишнего давления;
  • выработать собственную линию поведения, придерживаться её в любых ситуациях, даже критических.

Если педагогу удастся решить основные задачи, наладить дисциплину в классе не составит труда. Существует целый ряд нюансов, которые необходимо знать начинающему учителю. Несложные рекомендации помогут найти к детям подход, правильно организовать процесс обучения, верно выстроить отношения с ребятами.

  • В первую очередь вам понадобится ответственно подойти к организации уроков. Каждый ваш урок должен быть детально продуман. Если вы сами не сумеете грамотно проводить уроки, распределять время, правильно чередовать разные занятия, увлекать детей и заставлять их постоянно думать, отвечать, рассуждать, работать, ученики почувствуют вашу неуверенность, поймут, что у вас не хватает личной дисциплины. В итоге установить порядок в классе будет гораздо сложнее.
  • Каждый урок должен иметь чёткую структуру. Делите его на этапы, отграничивайте их друг от друга. Обязательно пишите конспекты уроков и постоянно ориентируйтесь на время. Отмечайте в ваших записях, сколько минут отводится на ту или иную работу в классе. Оставляйте всегда небольшой запас времени, но и планируйте заранее, чем вы займёте ребят, если все задания будут выполнены раньше срока.
  • Выделяйте организационный момент, объясняйте ученикам в начале урока его задачи и цели. Постарайтесь своим вступительным словом настроить детей на ответственное отношение к занятиям. Обозначайте стимулы: роль темы или предстоящей работы в общем учебном процессе, значение для дальнейших занятий, проверочных работ, итоговых контрольных.
  • Охватывайте на уроке всех учеников. Не допускайте «перекосов», когда основное внимание уделяется слабым ученикам, которых необходимо опросить, или, наоборот, отличникам, отвечающим на все вопросы.
  • Избегайте ситуаций, в которых вы не сможете сориентироваться и точно направить ход урока. Незаметно смотрите на часы и не выходите за установленные вами рамки, постоянно руководите действиями учеников, избегайте пауз. Рассчитывайте время объективно, чтобы всё успевать. Не продолжайте урок после звонка – нужно укладываться в заданный период.
  • Используйте различные средства и методы обучения на уроках, старайтесь делать их увлекательными, захватывающими. Если ваш урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо легче. Есть много способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия:
  • используйте иллюстрации, музыкальные фрагменты, проводите интегрированные уроки;
  • создавайте специально для уроков презентации;
  • выведите учеников на экскурсию, связанную с темой урока;
  • проводите уроки в нестандартном формате: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие;
  • используйте таблицы, карточки, проводите мини-соревнования между учениками.
  • Работайте над собой. Обязательно следите за своим психологическим состоянием, тщательно его контролируйте, не позволяйте эмоциям брать верх. Заранее продумайте ваш образ педагога и неуклонно ему следуйте. Даже когда вы впервые входите в класс, вас ждут совершенно незнакомые ученики, вы чувствуете страх и неуверенность, демонстрируйте всем своим видом: вы полностью контролируете ситуацию и нисколько не боитесь, не стесняетесь. Если уверенности нет – сыграйте её. Ваш настрой обязательно почувствуют ученики. Будьте внешне абсолютно спокойны. Постепенно вы ощутите, что действительно берёте ситуацию в свои руки. Главное – убедите в своих возможностях себя и учеников.
  • Настраивайтесь на занятия позитивно. Очень важно, чтобы вы действительно любили свою работу и детей. Временные сложности бывают у всех, но преодолеть их быстро и результативно поможет ваш правильный внутренний настрой. Не позволяйте себе раздражаться, расстраиваться на уроках, не паникуйте.
  • Уважайте в учениках личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость, не допускается использование уничижительных характеристик, пренебрежение в тоне, оценках, комментариях. Почувствовав негативный посыл, ученики моментально ответят тем же. Очень важно, чтобы ребята начали уважать молодого педагога. Сдержанный, деликатный, корректный, настойчивый, но полностью уравновешенный учитель обязательно вызовет положительное отношение. Ребята, как и все люди, всегда оценят уважение к себе.
  • Когда ученики начали вам мешать вести урок, не теряйте контроль над собой. Ведите себя спокойно, не нервничайте. Пытаться продолжать говорить, перекрывая шум, чтобы наладить дисциплину в классе, не стоит. Лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу, успокоиться, а затем, если ученики не замечают вашего молчания, привлечь их внимания. Хорошо помогает в таких случаях лёгкий, но непривычный звук. Вы можете постучать по столу ручкой, указкой, обратиться к ученикам с какой-то побудительной фразой. Важно всем своим видом продемонстрировать уверенность и твёрдость. Это всегда хорошо действует. Также вы можете встать, подойти к доске, двери. Ваши действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей. Ещё один хороший вариант – определить самых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти к ним.
  • Таким образом, вы моментально отделите их от остальных детей: другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий и ожидая ваших дальнейших шагов. После этого достаточно строго напомнить ученикам о том, что идёт урок и есть ещё незаконченная работа, которую вам предстоит вместе с ними провести. Обратите внимание, что вам нужно не отделиться от детей, а объединить себя с ними – вы вместе трудитесь на уроках. Поэтому следите за вашими выражениями и формулируйте их тщательно, продуманно. Ученики обязательно обратят внимание на ваши слова, уловят все нюансы и оценят ваше отношение.

Помните, что даже опытные педагоги не всегда способны разрешить конфликт, справиться с конкретными учениками, успешно наладить дисциплину в классе. Иногда обстоятельства настолько серьёзны, что без вмешательства психолога, социального педагога, администрации школы и родителей не обойтись. Не торопитесь с выводами, снимая ответственность с себя, но и не снижайте объективность, анализируя положение в классе. В некоторых случаях помогают только экстренные и жёсткие меры. Если вы чувствуете, что столкнулись именно с такой ситуацией, посоветуйтесь с другими учителями, школьным социальным педагогом.

Первоклассники не умеют общаться, грамотно выстраивать отношения между собой, а это влечёт за собой частые ссоры на переменах и уроках. Дети не умеют и не желают слушать учителя, товарищей во время урока, других занятий. Причиной является заблуждение родителей и воспитателей, полагающих, что главным при подготовке к обучению в школе является овладение детьми чтением, письмом, счётом. Для хорошей адаптации в школе эти навыки являются второстепенными. Это знают учителя начальной школы. Интеллектуально развитому ребёнку может и не составит труда запомнить учебный материал, но ребёнку с какими-либо проблемами здоровья, поведения очень трудно долго заниматься и сидеть спокойно. Его поведение отвлекает других детей, раздражает воспитателя. К сожалению, имеет место выведение таких детей из детского сада, а следствием этого является возврат в семью с попустительским стилем воспитания, спять на воспитание бабушки. Ребёнок лишается возможности научиться общению, взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Главное, чему должен научиться ребёнок при поступлении в школу - это умение сидеть спокойно, слушать и слышать, правильно выполнять предлагаемые задания. В детском саду основной задачей стоит воспитание активной, любознательной, инициативной личности. Ребёнок должен научиться положительному отношению к себе, прежде всего, обладать чувством собственного достоинства и уверенностью в своих силах. За короткие 4 года в начальной школе учителю необходимо воспитать и научить, а часто переучить всех детей. Но это невозможно сделать одинаково со всеми учениками, ведь развитие каждой личности идёт по своей траектории и в свои сроки. Отсюда проблема при переходе в среднее звено.

Отмечается также негативное влияние на поведение школьников программ телевидения, компьютерных игр, проповедь насилия, тематика криминала.

Вывод: причин нарушения дисциплины на уроках великое множество, но мы считаем, что это основные проблемные моменты, на которые необходимо уделить своё внимание каждому педагогу. Ещё раз уточним эти моменты.

  • Нарушение нервно-психической системы у детей, которые могут развиваться по разным причинам (в основе у большинства лежат остаточные явления раннего органического поражения, частые болезни).
  • Материнская депривация, то есть отказ от воспитания ребёнка и передача его в руки бабушек.
  • Попустительский стиль семейного воспитания.
  • Неправильная постановка акцентов в подготовке ребёнка к школе.
  • Нарушение дисциплины с целью привлечения внимания.
  • Установление детьми собственной власти над коллективом.
  • Месть как цель "плохого" поведения.
  • Избегание собственных неудач.
  • Эффект стадности, которому подвержен большой процент детей.
  • Негативное влияние СМИ, компьютера.

Причины, о которых мы сейчас сказали, а это - нарушении нервно-психической сферы, патологии здоровья, стили семейного воспитания, неправильная постановка акцентов в подготовке детей к школе и являются причинами, порождающими проблемы в школьном обучении и дисциплины. Потребность во внимании - базовая психологическая потребность. Некоторые ученики ведут себя плохо для того, чтобы учитель уделил им особое внимание. Они хотят быть в центре внимания, требуют его всё больше и больше. Суть их "плохого" поведения - демонстративность. На самом деле ученики показывают, что хотят взаимодействовать с вами, но не знают как.  Необходимо контролировать поведение каждого ученика и всего класса в целом;проводить классные часы о рыцарях и рыцарстве, приводить примеры из истории, показать красивую презентацию. Попросить детей поговорить со своими родителями и рассказать о ситуациях, в которых родители проявили себя благородно. А может быть о таких ситуациях расскажет сам учитель, и ребенок сможет гордиться своими мамой, папой. Ребенку не захочется не соответствовать этому примеру. Желаю удачи!


 

Комментарии

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Хороший материал. Все по делу. Радостно, что допустимы разные ситуации. Не только начинающим, даже проработав немало иногда в ступоре находишься от того, какие выкрутасы дети себе позволяют. Отличная памятка для всех.