Исследовательская деятельность

Соколик Оксана Игоревна

Исследовательская деятельность в системе внеурочной деятельности как средство развития индивидуально-личностной позиции ребёнка


В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.

В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Исследовательская деятельность – всегда была и остаётся неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.

Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых.  Умения и навыки исследователя, полученные  на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину – всё это способствует развитию индивидуально-личностной позиции ребёнка.

Авторская программа курса  внеурочной деятельности «Я - исследователь» в рамках реализации образовательной программы начального общего образования.

       Программа внеурочной деятельности составлена мною в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, с образовательной программой «Начальная школа XXI века» и положения

о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ «СШ №43».

        В программе учтены требования образовательной программы «Начальная школа XXI века». Предлагаемая программа имеет рецензию Г.А. Петровой, кандидата педагогических наук, доцента Нижневартовского государственного университета.

Программа посвящена организации исследовательской деятельности с младшими школьниками.  Формирование исследовательских навыков актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. 

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Программа позволяет развивать  индивидуальность каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; раскрывать  способности  и поддерживать  одаренных детей.

       Программа рассчитана на 4 года. Каждое занятие по программе «Я – исследователь» позволяет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.  При этом количество часов аудиторных занятий не превышает  50% от общего количества занятий.

Цель программы: формирование и развитие первоначальных исследовательских и коммуникативных умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных навыков сотрудничества).

Задачи программы:

*    развитие мотивации к процессу получения знаний;

*    ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.

*    формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

*    развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;

*    развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

*    воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.

     В программе четко сформулированы планируемые результаты. Разработаны способы проверки данных результатов.

     Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся, в 1 классе на самостоятельную работу отводится – 7 часов, во 2 классе –9 часов и в 3 классе -5 часов и в 4 классе - 9 часов.

    В программе запланирована работа с социальными партнерами: детской библиотекой, школьным музеем, городским музеем Русского быта, центром детского творчества. Программа предполагает тесное сотрудничество со школьным научным обществом учащихся, со старшеклассниками и родителями.

    В программе предусмотрено использование современных учебных материалов и образовательных технологий. Кроме исследовательской технологии предполагается использование, проектной технологии, технологии проблемного обучения, информационно - коммуникационных технологий. Методы и приемы, применяемые на занятиях, прописаны.

     К программе имеются приложения с системой современных оценочных средств. Индивидуальная карта «Мои достижения». В программе указаны критерии оценивания исследовательских работ.

Используя опыт по курсу внеурочной деятельности «Я – исследователь»,  мною были разработаны:

  • семинары для учителей начальной школы, на которых изучена теория по теме «Исследовательская деятельность младших школьников»;
  • разработана и предложена ученикам  классификация тем   для исследовательской деятельности,  к каждой теме представлены специфические ключи к поиску и систематизации информации.
  • практические материалы (памятки) для учителей, учащихся и родителей:
  • «Как организовать исследование» (методические рекомендации для учителя)
  • «Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике» (памятка для учащегося).
  •  «Участие в исследовательской деятельности» (памятка для родителей)

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Нижневартовска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №43»

Педагогический проект

«Использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира и во внеурочное время как средство формирования ключевых компетенций»

учителя начальных классов

Соколик Оксаны Игоревны

                                                            г. Нижневартовск, 2014

Оглавление

                                                                                                           Страницы

1. Краткая аннотация проекта.                                                                      3

2. Обоснование необходимости проекта.                                                    6

3. Цели и задачи проекта.                                                                              7

4. Основное содержание проекта.                                                                    18

5.Ресурсы.                                                                                                      20

6.Партнеры.                                                                                                  21

7. Целевая аудитория.                                                                                  21                                                                                  

8. План реализации проекта.                                                                       22

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект.                                      23

10. Перспективы дальнейшего развития проекта.                                    25

11. Список литературы.                                                                               25

1. Краткая аннотация проекта

Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на уроках окружающего мира, как средства раскрытия интеллектуального потенциала, духовно- нравственного воспитания и формирования всесторонне развитой, социально адаптированной личности.

Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению вопроса формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках окружающего мира и творчески развитой личности через применение исследовательской технологии.

В педагогическом проекте доминирующим является метод исследовательского подхода  к обучению с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, форма представления результата – презентация в форме  практико-ориентированного проекта.

В заключении содержатся результаты образовательной деятельности  по заявленной теме. Показателями эффективности использования названных педагогических и информационных технологий являются стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений с учётом участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

Данная работа содержит приложения педагогического опыта и список информационных источников, использованных в работе.

  1. Обоснование необходимости проекта

        Перед каждым новым поколением людей, прежде всего, встает задача овладения накопленным опытом человечества. Для этого необходимо усвоить определенные способы учебной деятельности, которые наряду со знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования и представляют собой нерасторжимую целостность. Ведь без знаний невозможно овладеть ни способами деятельности, ни опытом морально-эмоциональных отношений; в то же время формирование и знаний, и опыта этих отношений может происходить только в процессе деятельности. Именно поэтому образовательная, развивающая и воспитательная задачи реализуются в органическом единстве. За последние годы  в  стране произошли значительные изменения приоритетов  в  образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни  в  постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.

      Модернизация общего образования требует разработки новой модели начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

   Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.

       Универсальными способами учебной познавательной деятельности являются универсальные учебные действия, которые можно определить как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленный целостной, интегративной способностью школьника быть субъектом деятельности, которая позволяет активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности. Результатом развития ОУУН учащихся является личность школьника, наделенная такими характеристиками как самоорганизуемость, самообразованность и саморазвиваемость, т.е. компетентность в сфере образования.

    Универсальные учебные действия находят свое отражение в образовательной компетенции, которая предполагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер. Универсальные учебные действия и составляют синтезированное понятие «умение учиться». Впервые программа формирования умения учиться была предложена Д. Б. Элькониным и разработана его учениками В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Л. Е. Журовой, Г. А. Цукерман и др.

    Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

   Сказанное выше определило проблему, которая заключается в следующем: выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий младших школьников. На мой взгляд, одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Основной его тезис: я знаю, для чего надо то, что я познаю, где и как я могу эти знания применить.  Исследовательская технология служит для развития познавательных навыков учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данного проекта для МБОУ «СОШ№43» состоит в том, что он реализуется в рамках реализации «Программы развития школы на 2013-2018 годы».

Инновационность данного проекта заключается в том, что он реализуется через авторский учебный модуль, направленный на  формирование у школьников исследовательских навыков, способствующих их адаптации в окружающем социуме.

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта: создание условий для практического применения исследовательской технологии на уроках окружающего мира как средства формирования ключевых компетенций  обучающихся.

Задачи проекта:

1.изучить методическую и методологическую литературу;

2.разработать авторский модуль применения форм и методов исследовательской  технологии на уроках окружающего мира для формирования ключевых компетенций;

3.разработать сценарии уроков окружающего мира с применением методов исследования;

4.создать творческую группу учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью;

5.обобщить результаты исследовательской работы и провести мониторинг результатов реализации проекта.

Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования:

  • изучение лингвистической, учебно-методической и психолого-педагогической литературы;
  • анализ нормативных документов об образовании;
  •  анализ учебников и школьной программы начальной школы;
  • наблюдение за учащимися во время работы над исследовательскими и проектными работами;
  • анкетирование  участников образовательного процесса: учеников и их родителей.

Основные результаты, достижение которых предполагается проектом:

  • обеспечение качества знаний учащихся не ниже – 70%, успеваемости – 100%;
  • успешное участие учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
  • формирование ключевых компетенций;
  • рост личностных качеств и общих компетенций учащихся;

приобретение школьниками опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, анализа и оценки полученного  результата.

  1. Основное содержание проекта

         Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса. Хорошо известно, что развитие человека происходит в процессе деятельности и отношений, поэтому перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский характер. Чтобы обеспечить развитие учащихся, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе и исследовательской.

Компетентностный подход отражает объективные потребности в усилении внимания к личностно-значимым и востребованным в практической деятельности результатам обучения. Исходя из этого, формированием навыков исследовательской деятельности можно считать:

  • развитие мышления, способности критически осмысливать информацию и вырабатывать собственное мнение, применять полученные знания для определения поведения в конкретных ситуациях;
  • овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в публикациях, средствах массовой информации, включая Интернет-ресурсы, делать аргументированные выводы по экономическим  и социально-политическим вопросам с привлечением методов научного анализа.

Исследовательская деятельность используется на уроках и во внеурочное время.

Мною проводятся следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:

  • конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
  • презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения  участников;
  • выступления для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой
  •  представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователь выступает как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение.
  • выставка достижений проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

Объектом работы является исследовательская деятельность младших школьников. Предмет: методика организации исследовательской деятельности  младших школьников.

Гипотеза: предположим, что исследовательская  деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования ключевых компетенций у младших школьников.

Продукт педагогического опыта – учебный модуль

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время»:

Информационный блок

Педагогический проект «Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций младших школьников».

Методический блок

Разработка мастер-класса «Педагогическая рефлексия».

Авторская программа курса внеурочной деятельности « Я исследователь».

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся для школьников, родителей и коллег.

Исполнительский блок

Разработки уроков окружающего мира с использованием исследовательской технологии.

Контролирующий блок

1.Тестовые задания.

3. Анкеты.

4.Портфолио ученических проектных и  исследовательских работ.

  Что же такое исследовательская деятельность? Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования. Именно эти навыки являются универсальным способом освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция. Исследовательская технология требует реализации педагогической модели «обучение через открытие». Ведущий метод – проблемное обучение; метод проектов. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать – узнал». Обучающие приемы - экспериментирование или моделирование.

 В качестве основных неоспоримых достоинств данного метода по сравнению с традиционными, могут быть названы высокая степень самостоятельности; инициативность учащихся и их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.  Данная технология построена на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом.  Работу строю так, чтобы ученик

а) получал знания,

б) чувствовал свой рост,

в) уважал себя как личность.

Это возможно, когда

1. Четко продуманы этапы исследования, формы и методы;

2. Детям ясны цели и задачи (мотивация учения);

3. Есть контакт учителя с детьми;

4. Исследование - процесс, который дает радость ученику, удовлетворение как от общения с учителем, его предметом, так и от своего собственного результата в нем;

5. У ребенка должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности)

Этапы исследовательской деятельности

Этапы совместной исследовательской деятельности можно проиллюстрировать следующей таблицей:

Учитель

Ученики

1-й этап (погружение)

Формулирует:

Осуществляют:

1.

проблему,

личностное присвоение проблемы,

2.

сюжетную ситуацию,

вживание в ситуацию,

3.

цель и задачи

принятие, уточнение и конкретизацию целей и задачей

2-й этап (организация деятельности)

Организует деятельность –

предлагает

Осуществляют:

4.

организовать группы,

разбивку на группы,

5.

распределить роли в группах,

распределение ролей в группе,

6.

спланировать деятельность по

решению задач исследования,

планирование работ,

7.

возможные формы презентации результатов.

выбор формы и способа презентации результатов

3-й этап (осуществление деятельности)

Активно не участвует …

Работают активно и самостоятельно!

8.

но консультирует учащихся по мере необходимости,

каждый в соответствии со своим амплуа и сообща,

9.

ненавязчиво контролирует

консультируются по необходимости,

10.

дает новые знания, когда его ученики просят об этом

«добывают» недостающие знания,

11.

репетирует с учениками

предстоящую презентацию

результатов.

готовят презентацию результатов.

4-й этап (презентация)

Принимает отчёт…

Демонстрируют:

12.

обобщает и резюмирует полученные результаты,

понимание проблемы, цели и задач,

13.

подводит итоги,

умение планировать и осуществлять работу,

14.

оценивает умения общаться,

слушать, обосновывать свое

мнение, терпимость и др.,

найденный способ решения

проблемы,

15.

акцентирует внимание на

воспитательном моменте, умении

работать в группе на общий

результат и др.,

рефлексию деятельности и её результата, дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

   Данные этапы работы над исследованием дают возможность формирования и развития таких блоков компетенций как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных компетенций:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

В результате проведенных исследований ребенок получает не только определенный продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных  компетенций. Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырех  лет обучения в начальной школе.

        Условия формирования исследовательских компетенций.

Целенаправленность и систематичность.

Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель - предметник может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность.

Необходимо помочь учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.

Творческая атмосфера

Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

Личность педагога

Для развития творческих способностей нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и,  обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей младшего школьника

Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Этапы формирования исследовательской деятельности

с учётом их возрастных особенностей

   Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

Задачи обогащения

исследовательского опыта

 первоклассников        

Методы и способы деятельности

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Поддержание исследовательской активности школьников;

Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать;

Формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя

Коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;

Игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ

Второй этап - второй класс начальной школы – ориентирован:

Задачи обогащения

исследовательского опыта

учащихся

Методы и способы деятельности

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

Развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

Поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников  

 Учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования;

знакомство со структурой проектно–исследовательской работы

Экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты, работа над  простыми исследовательскими проектами (коллективными и индивидуальными)

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

Задачи обогащения

исследовательского опыта

 учащихся

Методы и способы деятельности

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений

Увеличение сложности учебно-исследовательских задач,  развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов

Мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие

Различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников, подготовка, презентация и защита проектно- исследовательских работ на конференциях, участие в конкурсах, олимпиадах.

   Этот возраст – поле деятельности для проектно-исследовательской работы. На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений, выводов, а это -  повышение уровня формирования универсальных учебных действий.

    По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач.

    В 4 классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результаты совей работы в виде текста, графика, модели.

    Существенным дополнением могут являться уроки компьютерной грамоты, на которых учащиеся учатся оформлять результаты своей исследовательской деятельности при помощи ресурсов программ Microsoft Word (создание таблиц, списков), Microsoft Excel (построение графиков на основе данных опросов, анкетирования), поиск информации в сети Интернет.

     Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он  позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.

      Можно проводить следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:

  • конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
  • презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения  участников;
  • выступления для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой
  • представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователь выступает как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение.
  • выставка достижений проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

     Некоторые рекомендации для проведения самостоятельной исследовательской практики школьников в 4 классе.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ

Основные этапы исследовательской работы:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Правила выбора темы

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.

Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

Составление плана работы над исследованием

1. Подумать самому о том, что я знаю----------------------------------

2. Прочитать-------------------------------------------------------------------

3. Посмотреть телепередачи (в Интернете, фильм…)---------------

4. Спросить у взрослых------------------------------------------------------

5. Понаблюдать------------------------------------------------------------------

6. Провести эксперимент------------------------------------------------------

7. Сделать математические расчеты--------------------------------------

8. Подвести итог (сделать выводы и умозаключения)---------------

9. Подготовиться к защите---------------------------------------------------

Подготовка к защите исследовательской работы

Шаг 1. Дать определения основным понятиям.

Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Шаг 4. Ранжировать основные идеи.

Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)

Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.

Шаг 7. Сделать выводы.

Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Шаг 9. Подготовить текст доклада.

Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.

Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.

Технологическая карта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках окружающего мира (2 класс):

Тема урока

Исследовательская работа

Формируемые компетенции

«Что такое здоровье?»

Урок - исследование. Индивидуальные исследовательские работы:

«Соблюдаешь ли ты режим дня?»

«Польза и вред жвачки, кока- колы»

«Полезные продукты»

Формирование грамотности, языковой  и речевой компетентности учащихся; познавательной культуры личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки, формирование умения ориентироваться в учебном материале, умения быстро действовать и выбирать нужный ответ.

Формирование умений находить необходимую информацию, выделять главное, составить конспект, план, овладение навыками самоанализа, самооценки

«Можно ли изменить себя?»

Урок - исследование.

Индивидуальные исследовательские работы.

«Родина – что это значит?»

Урок - исследование.

Индивидуальные исследовательские работы:

«История моего города»

«Памятники моего города»

«История ХМАО-Югры»

«Зачем человеку трудиться?»

Урок - исследование.

Индивидуальные исследовательские работы:

«Мой папа - нефтяник»

«Мой папа – строитель»

«Самые интересные профессии»

«В мире профессий»

«Земля – планета солнечной системы»

Урок - исследование.

Индивидуальные исследовательские работы.

Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при ее проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и работа с обучающей презентацией, и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации, буклета, бюллетеня. Некоторые работы, выполненные учащимися, становятся учебными пособиями, которые учитель может использовать в дальнейшем.

    Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Следует так же отметить, что стандарты нового поколения включают в базисный учебный план часы на внеурочную деятельность младших школьников, которые можно использовать, в том числе и для организации их исследовательской деятельности.

   Такой подход к обучению делает педагога не «истиной в последней инстанции», а всего лишь проводником на пути к ней. В этом случае с переходом в старшие классы роль учителя сводилась бы лишь к консультации и организации учебной деятельности. Это вдохнуло бы в уже не новый лозунг «Учись учиться» новый, современный смысл. Ведь среди огромного потока информации, захлестнувшего нас в последнее время, может надежно ориентироваться лишь тот, кто умеет поставить перед собой цель и определить пути ее достижения. Этому я и пытаюсь учить детей, начиная с первого класса. Конечно, формирование ключевых компетенций не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий их формирования у младших школьников.

 

  1. Ресурсы

Кадровое обеспечение:

Для разработки и внедрения проекта: имею высшее образование, высшее, Томский государственный педагогический университет, педагогика и методика начального обучения,  учитель начальных классов.  1997 год.  Стаж педагогической работы (по специальности) – 19 лет, в данной должности – 19 лет,  в  данном учреждении –  6 лет.

Сведения о повышении квалификации: краткосрочное повышение квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования» (удостоверение № 6669  25.04.2011 год); краткосрочное повышение квалификации «Современные методики и технологии начального общего образования» (удостоверение № 565 20.03.2013 год); Педагогический университет «Первое сентября»: « Литературное чтение в системе учебников «Начальная школа  ХХI  века», «Оценивание в условиях требований нового ФГОС» (2014 год, диплом).

Программно-методические ресурсы: рабочие учебные  программы по окружающему миру на основе государственных образовательных стандартов.

Нормативно-правовые ресурсы:   

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. Национальная образовательная инициатива

«Наша новая школа».

3.«Концепция модернизации российского образования».

4. Программа модернизации «Новая школа Югры».

 Материально-технические ресурсы: имеется  кабинет, оснащенный современным оборудованием: («мобильный (переносной) компьютерный класс», интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.).Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.

Цифровые образовательные ресурсы: Интернет-ресурсы:

http://www.openworld.ru/school/m.cgi - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа".

http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа".

 http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».

http://folklornachalka.jimdo.com/цоры/цор-по-окружающему-миру/

Электронные учебники:

Электронные приложения к учебнику «Окружающий мир», 1 - 4 класс
Автор: А.А.Плешаков. Серия: УМК «Школа России».

6. Партнеры.

1.Обучающиеся (ученики младших классов).

2. Родители учащихся.

3. Администрация школы.

4. Школьный психолог.

В нашем образовательном учреждении данный опыт активно используется учителями начальных классов, а также внедряется коллегами из других образовательных учреждений:

1. Ермалицкая Лариса Михайловна, МБОУ «СОШ№43»

2. Модина Любовь Николаевна, МБОУ «СОШ№43».

3. Ченушкина Ирина Васильевна, МБОУ «СОШ№14».

4. Штрак Светлана Семеновна, МБОУ «СОШ№14».

5. Рагулина Раиса Яковлевна, МБОУ «СОШ№ 2 - многопрофильная».

  1. Целевая  аудитория

Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются учащиеся младшего школьного возраста, педагогические работники школы (учителя – предметники образовательной области «Начальная школа», воспитатели продленного дня), родители (законные представители). Предполагаемое количество участников проекта: 75 человек. Возраст – 7-11 лет.

  1. План реализации проекта

№п\п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1

Изучение теоретического материала по применению в образовательном процессе исследовательской технологии.

2009-2010

учебный год

Соколик О.И.

2

Прохождение курсов:

 «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования» (удостоверение № 6669); краткосрочное повышение квалификации «Современные методики и технологии начального общего образования» (удостоверение № 565); Педагогический университет «Первое сентября»:

«Литературное чтение в системе учебников «Начальная школа  ХХI  века», «Оценивание в условиях требований нового ФГОС».

Участие в очных, дистанционных конференциях, конкурсах, мастер – классах.

Участвовала в семинарах: «Образование. Инновации.  Будущее», организованном ОДОО МАН «Интеллект будущего», при участии Нижневартовского регионального отделения (2012 год);

  • «Достижение планируемых результатов обучения младших школьников в условиях использования системы учебно-методических комплектов «Начальная школа ХХI века»(2013 год);
  • «Использование документ - камеры AVerVision в деятельности учителя-предметника».

25.04.2011

20.03.2013

2014 год

Соколик О.И.

3

Изучение опыта коллег по применению исследовательской технологии. Внедрение в личную педагогическую практику исследовательской технологии, позволяющей добиться реальных результатов при реализации данного проекта.

2009 – 2010

учебный год

Соколик О.И.

4

Проведение психолого-педагогической диагностики учащихся  Диагностика. Анкетирование.

Октябрь- ноябрь 2010года

Соколик О.И.

Психолог.

5

Разработка и проведение уроков

с применением приемов и методов исследовательской технологии.

2011-2012 учебный год

Соколик О.И.

6

Разработка и апробирование      программы «Я исследователь».

2011-2012 учебный год

Соколик О.И.

7

Разработка образовательного модуля, систематизация дидактических и методических материалов.

2011-2012 учебный год

Соколик О.И.

8

Участие в различных городских,

региональных, всероссийских конкурсах, фестивалях.

Участие на заочном этапе  конкурса профессионального педагогического мастерства «Педагог  года  города Нижневартовска – 2014 ».

Период реализации проекта

Соколик О.И.

9

Разработка и оформление сайта учителя начальных классов Соколик О.И.

 2012-2013гг.

Соколик О.И.

10

Обобщение результатов проекта.

2010-11уч. год

Соколик О.И.

11

Анализ результатов, подведение итогов, мониторинг учителя и качества знаний учащихся. Поэтапный контроль, мониторинг результатов: рейтинг успеваемости, срезы, контрольные и самостоятельные работы, анкетирование, повторное психологическое тестирование, анализ и самоанализ.

2012-2013 учебный год

Соколик О.И.

12

Разработка мастер-класса для учащихся и коллег по использованию исследовательской технологии.

Мастер-класс «Педагогическая рефлексия» на Окружном  семинаре  «Организация внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов в условиях внедрения ФГОС» (2013 г.)

2013-2014 учебный год

Соколик О.И.

13

Организация выставки исследовательских и проектных работ обучающихся и защита их перед родителями.

2013-2014 учебный год

Соколик О.И.

14

Защита проекта. Презентация.

октябрь- ноябрь, 2014г.

Соколик О.И.

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект

Реализуемый мною опыт позволяет добиваться высоких результатов обучения (качество знаний – 78%, успеваемость-100%), высоких результатов в исследовательской деятельности школьников:

Учащиеся показывают стабильно высокий результат

  • в овладении ключевыми компетенциями;
  • в изменениях внутренней и внешней мотивации к предмету и в целом к учебе.

Сформированность ключевых компетенций на уроках окружающего мира.

По результатам мониторинга наблюдается высокий уровень сформированности общекультурных и учебно – познавательных компетенций до 80%.      

Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. В результате чего решаются следующие задачи:

  • развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
  • развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
  • владение разными видами речевой деятельности;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях;
  • воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
  • привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Учащиеся показывают высокие результаты в обучении: показатель качества знаний в 2012-2013 учебном году составил по русскому языку 63%, по математике 83%.  Качество знаний обучающихся первого класса по математике  за 2013 – 2014  учебный год составляет 92 %  по русскому языку – 69 %.

В  процессе преподавания использую современные педагогические и информационные технологии; владение ИКТ позволяет мне на высоком уровне осуществлять процесс обучения младших школьников, анализировать результаты их учебной деятельности и эффективно строить работу с родителями. Мои ученики являются участниками и победителями всероссийских, межрегиональных, городских конкурсов: межрегиональной научно-практической конференции студенческих исследовательских работ -2013 год; Межрегионального фестиваля исследовательских работ «Открытие мира» -2013 год, 3 место; окружного фестиваля «Связь времён» диплом участника; городского конкурса чтецов «Планета детства» специальный диплом жюри; городского конкурса творческих работ - 2 место; Всероссийского интеллектуального турнира для выпускников начальной школы «Мозаика»- 2013 2 место по региону; Международной предметной олимпиады «Кенгуру»2 место по школе; международного конкурса «Русский медвежонок – Языкознание для всех» - 2 место по школе».

10. Перспективы дальнейшего развития проекта

Мы полагаем, что предложенный проект не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Актуальной представляется работа по следующим направлениям:

  • совершенствование форм и методов исследовательской деятельности учащихся;
  • дальнейшая разработка дидактического обеспечения уроков электронными цифровыми образовательными ресурсами.

Перспектива дальнейшего продолжения проекта очевидна. Мы видим перспективу развития проекта в расширении тематического поля, или расширении технологического поля за счет использования проектных технологий. Для обеспечения доступности к мультимедиапродуктам проекта планируется создание WEB-ресурса «Приемы и методы исследовательской технологии на уроках окружающего мира».

11. Использованная литература

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2006

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2009, № 9, с.177-180.

4.Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

7. Ляхова Л.В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.№7. 2009.

8. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа. №1 . 2006.

9. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

10. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

11. Новолодская Е.Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения. Начальная школа. №1. 2008.



Предварительный просмотр:

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Соколик Оксаны Игоревны

I. Формальные параметры

1.1.

Наименование педагогического опыта

Использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира и во внеурочное время как средство формирования ключевых компетенций.

1.2.Автор

Соколик Оксана Игоревна, учитель начальных классов

1.3. Тип и вид образовательного представляемого учреждения.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №43»

1.4.

Период формирования и функционирования педагогического опыта.

2009-2010 учебный год - изучение теоретического материала, опыта коллег;

 2010-2011 учебный год - сбор информации, прохождение курсов, обобщение теоретического материала, разработка образовательного модуля;

2011-2012 учебный год – разработка проекта, планирование, апробация;

2012-2013 учебный год – реализация педагогического проекта;

2013-2014  учебный год - анализ результатов, обобщение педагогического опыта; обмен опытом, защита педагогического проекта.

1.5.Адрес педагогического опыта.

628605, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, город Нижневартовск, проезд Заозерный, д 8Б.

II. Содержательные параметры

2.1.

Актуальность педагогического опыта.

Модернизация общего образования требует разработки новой модели начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Универсальными способами учебной познавательной деятельности являются универсальные учебные действия, которые можно определить как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленный целостной, интегративной способностью школьника быть субъектом деятельности, которая позволяет активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности. Результатом развития общеучебных умений учащихся является личность школьника, наделенная такими характеристиками как самоорганизуемость, самообразованность и саморазвиваемость, т.е. компетентность в сфере образования.

Универсальные учебные действия находят свое отражение в образовательной компетенции, которая предполагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер. Универсальные учебные действия и составляют синтезированное понятие «умение учиться». Впервые программа формирования умения учиться была предложена Д. Б. Элькониным и разработана его учениками В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Л. Е. Журовой, Г. А. Цукерман и др.

 Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

   Сказанное выше определило проблему, которая заключается в следующем: выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий младших школьников.

Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков качеств. Одним из важных аспектов организации обучения в современной школе является создание условий деятельности учащихся, способствующих формированию ключевых компетентностей. Формировать ключевые компетенции учащихся можно и через исследовательскую деятельность.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Основной его тезис: я знаю, для чего надо то, что я познаю, где и как я могу эти знания применить.

Исследовательская технология служит для развития познавательных навыков учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данного проекта для МБОУ «СОШ№43» состоит в том, что он реализуется в рамках реализации «Программы развития школы на 2013-2018 годы».

2.2.

Содержательная

форма представления педагогического опыта

Данный педагогический проект имеет практико-ориентированную направленность. Предметный результат проекта ориентирован на интересы и потребности учащихся, результат четко обозначен и сформулирован в самой цели проекта, вытекающей из актуальности заявленной темы.

Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса. Хорошо известно, что развитие человека происходит в процессе деятельности и отношений, поэтому перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский характер. Чтобы обеспечить развитие учащихся, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе и исследовательской.

Компетентностный подход отражает объективные потребности в усилении внимания к личностно-значимым и востребованным в практической деятельности результатам обучения. Исходя из этого, формированием навыков исследовательской деятельности можно считать:

  • развитие мышления, способности критически осмысливать информацию и вырабатывать собственное мнение, применять полученные знания для определения поведения в конкретных ситуациях;
  • овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в публикациях, средствах массовой информации, включая Интернет-ресурсы, делать аргументированные выводы по экономическим  и социально-политическим вопросам с привлечением методов научного анализа.

Исследовательская деятельность используется на уроках и во внеурочное время.

Мною проводятся следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:

  • конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
  • презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения  участников;
  • выступления для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой
  •  представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователь выступает как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение.
  • выставка достижений проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

Объектом работы является исследовательская деятельность младших школьников. Предмет: методика организации исследовательской деятельности  младших школьников.

Гипотеза: предположим, что исследовательская  деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования ключевых компетенций у младших школьников.

Продукт педагогического опыта – учебный модуль

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время»:

Информационный блок

Педагогический проект «Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций младших школьников».

Методический блок

Разработка мастер-класса «Педагогическая рефлексия».

Авторская программа кружка «Юный исследователь».

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся для школьников, родителей и коллег.

Исполнительский блок

Разработки уроков окружающего мира с использованием исследовательской технологии.

Контролирующий блок

1.Тестовые задания.

3. Анкеты.

4.Портфолио ученических проектных и  исследовательских работ.

2.3.

Инновационная направленность педагогического опыта

Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе. Помимо учебных целей и задач, современное образование ставит перед учащимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности.

Инновационность данного проекта заключается в том, что он реализуется через авторский учебный модуль, направленный на  формирование у школьников исследовательских навыков, способствующих их адаптации в окружающем социуме.

Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.

 Практическая значимость проекта:

  1. во внедрении в практику работы коллектива МОУ «СОШ№43» модели учебно-воспитательного пространства образовательной области «Естествознание», которая определяет для педагогических работников школы приоритеты в содержании интеллектуального развития и воспитания и способствует интеграции и координации их деятельности; предоставляет для обучающихся и родителей возможность реализовать их права на гарантию качества получаемых услуг;
  2. в отработке содержания учебной деятельности и структуры воспитательной системы класса;
  3. в отборе и апробации современных образовательных технологий и разнообразных форм и методов учебно-воспитательной работы;
  4. в осуществимости идеи создания авторских специализированных интерактивных информационных программ с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с творческими способностями.

  Риски: критерии оценки профессиональных качеств учителя и успешности ученика должны учитывать новые требования качества образования:

  • обученность детей;
  • соответствие стандарту (нормативные требования);
  • соответствие социальным запросам и ожиданиям;

соответствие личностным запросам школьника и его родителей.

2.4.

Методологическая

база педагогического опыта.

Методологическая основа опыта базируется на следующих положениях.

Основными принципами проекта являются: принцип развития (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский); индивидуализации обучения; личностно-ориентированного обучения (П.Ф.Каптерев, В. И. Андреев, А.В.Хуторской); педагогика сотрудничества (Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек), развивающего обучения (Е.А. Ямбург), педагогических технологий: «Технология развивающего обучения» Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, «Технология проектов» Д. Дьюи, исследования по вопросам одаренности докт. психол. наук, действ, член РАО, проф. В.Д. Шадрикова, канд. психол. наук Ю.Д. Бабаевой.

Методологическая основа данного опыта представлена четырьмя уровнями:

1.Философский - (наличие области непознанного, что определяет понимание бесконечности процесса познания);

2.Теоретический: (личностно-ориентированное обучение – Якиманская Я.А., технология исследовательской деятельности – А.Леонтович)

3. Технологический - (Шамова Т.И., Шалаев И.К.)

4.Предметно-методологический– применение информационных технологий для управления образовательным процессом (Селевко Г.К.)

5. Психологический - (зависимость активности субъекта от его интереса к объекту деятельности)

Ключевые понятия и термины:

Исследование (научное) – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимися определённым набором способов деятельности по отношению к определённому предмету воздействия.

Компетенция – это система знаний, которая активизируется и обогащается в деятельности.  

Ключевые компетенции – это система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности; компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью.

Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.

Электронные  образовательные ресурсы  - совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети.

2.5.

Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

Цель проекта: создание условий для практического применения исследовательской технологии на уроках окружающего мира как средства формирования ключевых компетенций  обучающихся.

Задачи проекта:

1.изучить методическую и методологическую литературу;

2.разработать авторский модуль применения форм и методов исследовательской  технологии на уроках окружающего мира для формирования ключевых компетенций;

3.разработать сценарии уроков окружающего мира с применением методов исследования;

4.создать творческую группу учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью;

5.обобщить результаты исследовательской работы и провести мониторинг результатов реализации проекта.

Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования:

  • изучение лингвистической, учебно-методической и психолого-педагогической литературы;
  • анализ нормативных документов об образовании;
  •  анализ учебников и школьной программы начальной школы;
  • наблюдение за учащимися во время работы над исследовательскими и проектными работами;
  • анкетирование  участников образовательного процесса: учеников и их родителей.

Основные результаты, достижение которых предполагается проектом:

  • обеспечение качества знаний учащихся не ниже – 70%, успеваемости – 100%;
  • успешное участие учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
  • формирование ключевых компетенций;
  • рост личностных качеств и общих компетенций учащихся;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, анализа и оценки полученного  результата.

2.6.

Психологическая целесообразность педагогического опыта.

 Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются  дети     младшего школьного возраста.

Формирование ключевых компетенций учащихся создает в школе условия, стимулирующие учебный процесс, способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся. Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. Сегодня необходимо предоставить каждому учащемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению. Поэтому учить надо так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью, и каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

В процессе исследовательской деятельности у ребенка исчезает страх перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении любых задач. Он умеет доказать свое мнение и уважает чужое, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, испытывает яркие эмоции.

Ученики начинают понимать мотивы учения, они изучают гармоничный и целостный мир природы и людей, у них появляется интерес к познанию окружающего мира и себя в нем.  В процессе исследовательской деятельности создается  такая атмосфера во взаимоотношении ученика и учителя, в которой ученик чувствует себя раскованно, стремится проявить свой потенциал, развивая творческую активность. У ребенка возникает радость от того, что он умеет применять полученные знания.

2.7.Социальная направленность педагогического опыта.

Опыт направлен на формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность  одаренных детей, сохранение и укрепление их здоровья;  создание гуманистической воспитательной системы школы; возможность профессиональной самореализации учителя как участника образовательного процесса.

Компетентность, интерес, творчество, саморегуляция, самопознание – именно исследовательская деятельность формирует те компоненты интеллекта человека, которые необходимы для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников. Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:

  • ценностно-смысловая компетенция;
  • общекультурная компетенция;
  • учебно-познавательная;
  • информационная;
  • коммуникативная;
  • социально-трудовая;
  • личностная компетенция – самосовершенствование.

А также опыт направлен на вовлечение учащихся в коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития учащихся.

Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию, а значит необходимо увлечь учащихся исследовательской деятельностью. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. В результате у учащихся вырабатываются такие важные умения, как:

  • умение находить информацию;
  • изучение материала самостоятельно;
  • умение анализировать, сравнивать;
  • ставить и формулировать проблему;
  • осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку.

2.8.

Воспроизводимость

педагогического опыта

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах: публикации, выступления на научно-практических конференциях, заседаниях методических объединений; проведение мастер- классов на семинарах, участие в работе жюри различных конкурсов и фестивалей, организация школьных конференций.

Достоверность и обоснованность научных результатов педагогического опыта обеспечивается методологическим обоснованием исходных данных; использованием современных концепций; выбором и применением методов, видов и средств, адекватных задачам исследования; соотносимостью и выверяемостью полученных данных; обработкой полученных эмпирических результатов на основе количественного и качественного анализа, позволившего сформулировать обобщенные выводы; личным опытом преподавания в школе.

Для воспроизведения педагогического опыта необходимо:

  • осознание важности данной педагогической работы;
  • владение ИКТ;
  • умение моделировать образовательный процесс, выстраивая индивидуальные образовательные траектории;
  • владение содержанием образования;
  • осознание важности формирования метапредметных умений;
  • непрерывный процесс повышения собственных профессиональных навыков и умений.

2.9.Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

Кадровое обеспечение:

Для разработки и внедрения проекта: имею высшее образование, высшее, Томский государственный педагогический университет, педагогика и методика начального обучения,  учитель начальных классов.  1997 год.  Стаж педагогической работы (по специальности) – 17 лет, в данной должности – 17 лет,  в  данном учреждении –  5 лет.

Сведения о повышении квалификации: краткосрочное повышение квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования» (удостоверение № 6669  25.04.2011 год); краткосрочное повышение квалификации «Современные методики и технологии начального общего образования» (удостоверение № 565 20.03.2013 год); Педагогический университет «Первое сентября»: « Литературное чтение в системе учебников «Начальная школа  ХХI  века», «Оценивание в условиях требований нового ФГОС» (2014 год, диплом).

Программно-методические ресурсы: рабочие учебные  программы по окружающему миру на основе государственных образовательных стандартов.

Нормативно-правовые ресурсы:   

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. Национальная образовательная инициатива

«Наша новая школа».

3.«Концепция модернизации российского образования».

4. Программа модернизации «Новая школа Югры».

 Материально-технические ресурсы: имеется  кабинет, оснащенный современным оборудованием: («мобильный (переносной) компьютерный класс», интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.).Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.

Цифровые образовательные ресурсы: Интернет-ресурсы:

http://www.openworld.ru/school/m.cgi - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа".

http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа".

 http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».

http://folklornachalka.jimdo.com/цоры/цор-по-окружающему-миру/

Электронные учебники: Электронные приложения к учебнику «Окружающий мир», 1 - 4 класс
Автор: А.А.Плешаков. Серия: УМК «Школа России».

III. Результативные параметры

3.1.

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

      Учащиеся показывают высокие результаты в обучении: показатель качества знаний в 2012-2013 учебном году составил по русскому языку 63%, по математике 83%.  Качество знаний обучающихся первого класса по математике  за 2013 – 2014  учебный год составляет 92 %  по русскому языку – 69 %._

В  процессе преподавания использую современные педагогические и информационные технологии; владение ИКТ позволяет мне на высоком уровне осуществлять процесс обучения младших школьников, анализировать результаты их учебной деятельности и эффективно строить работу с родителями. Мои ученики являются участниками и победителями всероссийских, межрегиональных, городских конкурсов: межрегиональной научно-практической конференции студенческих исследовательских работ -2013 год; Межрегионального фестиваля исследовательских работ «Открытие мира» -2013 год, 3 место; окружного фестиваля «Связь времён» диплом участника; городского конкурса чтецов «Планета детства» специальный диплом жюри; городского конкурса творческих работ - 2 место; Всероссийского интеллектуального турнира для выпускников начальной школы «Мозаика»- 2013 2 место по региону; Международной предметной олимпиады «Кенгуру»2 место по школе; международного конкурса «Русский медвежонок – Языкознание для всех» - 2 место по школе».

3.2.

Распространение педагогического опыта.

Опыт распространяется на разных уровнях.

Приняла участие на заочном этапе  конкурса профессионального педагогического мастерства «Педагог  года  города Нижневартовска – 2014 ». Проводила мастер-класс «Педагогическая рефлексия» на региональном  семинаре  «Организация внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов в условиях внедрения ФГОС» (2013 год). Участвовала в семинарах:

  • «Образование. Инновации.  Будущее», организованном ОДОО МАН «Интеллект будущего», при участии Нижневартовского регионального отделения (2012 год);
  • «Достижение планируемых результатов обучения младших школьников в условиях использования системы учебно-методических комплектов «Начальная школа ХХI века»(2013 год);
  • «Использование документ - камеры AVerVision в деятельности учителя-предметника».

Имею публикации в сборнике  материалов Межрегиональной научно-практической  конференции  «Ресурсный потенциал системы дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОСОО»(2012 год); в методическом пособии «Использование графических способов представления информации на уроках различных дисциплин в условиях реализации ФГОС ООО»(2013 год); в методическом журнале  «Концепт»(2013 год).  Веду свой персональный сайт учителя Соколик О.И. в Интернете.

Являюсь членом жюри межрегионального фестиваля исследовательских работ «Открытие мира»(2011-2014 год); городского фестиваля ученических проектов «Грани познания» (2012-2014 год). Участвовала в  работе школьного МО начальных классов в составе  творческих  групп «Изучение техник графического моделирования информации»; «Изучение особенностей и структуры учебно-методического комплекса учителя»; «Техники  интерактивного обучения»; «Кейс-технология».

3.3.

Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта.

     Реализуемый мною опыт позволяет добиваться высоких результатов обучения (качество знаний – 78%, успеваемость-100%), высоких результатов в исследовательской деятельности школьников:

Учащиеся показывают стабильно высокий результат

  • в овладении ключевыми компетенциями;
  • в изменениях внутренней и внешней мотивации к предмету и в целом к учебе.

Сформированность ключевых компетенций на уроках окружающего мира.

По результатам мониторинга наблюдается высокий уровень сформированности общекультурных и учебно – познавательных компетенций до 80%.      

Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. В результате чего решаются следующие задачи:

  • развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
  • развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
  • владение разными видами речевой деятельности;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях;
  • воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
  • привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

3.4.

Репрезентативность внедрения педагогического опыта.

Практическая значимость проекта в том, что он может использоваться учителями всех общеобразовательных школ. В нашем образовательном учреждении данный опыт активно используется учителями начальных классов, а также внедряется коллегами из других образовательных учреждений:

1. Ермалицкая Лариса Михайловна, МБОУ «СОШ№43»

2. Модина Любовь Николаевна, МБОУ «СОШ№43».

3. Ченушкина Ирина Васильевна, МБОУ «СОШ№14».

4. Штрак Светлана Семеновна, МБОУ «СОШ№14».

5. Рагулина Раиса Яковлевна, МБОУ «СОШ№ 2 - многопрофильная».

Количественные показатели участия педагогов и школьников в осуществлении педагогического опыта

2011

2012

2013

Количество

учителей-предметников

2

3

5

Количество воспитанников

50

75

95

3.5.

Публикация педагогического опыта в печати

1. «Из опыта работы учителей Л.М. Ермалицкой, Соколик, Романовой». - Методическое пособие «Использование графических способов представления информации на уроках различных дисциплин в условиях реализации ФГОС ООО».-

Нижневартовск: МБОУ «СОШ №43», 2013-стр. 33-34.

               

Директор МБОУ «СОШ№43»                                                 О.В. Волобуева