Проектная деятельность младших школьников
«Человек рожден для мысли и действия»,- говорили древние мудрецы. Поэтому, метод проектов, который использую в своей работе, стимулирует интерес детей, формирует познавательную активность, учит самостоятельности через индивидуальную, групповую деятельность и работу в парах. Использование данного метода - возможность объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся.
У первоклассников отсутствуют навыки совместной деятельности, следует учитывать возрастные особенности. Начиная с первых уроков, в первом классе проводится подготовка к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Учащиеся выполняют КТР (коллективно-творческие работы), совершая первые шаги в науку, например КТР «Дерево нашего класса», «Московский Кремль», «Мы прилетели на другую планету».
Начиная со 2-го класса, целенаправленно начинается применение метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности.
На мой взгляд, проект – это решение проблемы в общении силами единого творческого коллектива. Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом.
П- Проблема
Р - Решение
О - Общение
Е - Единство
К - Коллектив
Т - Творчество
Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, помощь учителя может состоять: в подборе литературы и других источников информации по теме; в формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь; в показе способов и приемов работы с найденным материалом; в обсуждении собранного материала; в подготовке текста в моделировании, в том числе и компьютерном выступления.
Работа над проектом стимулирует интерес младших школьников, развивает познавательные навыки учащихся, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.
С интересом детьми воспринимаются творческие проекты. 3 класс «Безопасность на дорогах».
Этапы проведения проекта.
· Исследовательский (подготовительный) этап. На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Я использую метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. В результате область проблемы определена – «Безопасность на дороге». Проблемный вопрос: как защитить себя от опасностей на дороге?
· Обсуждение темы проекта. Выбор творческого названия проекта («На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!»)
· Формирование 4 групп учащихся, состоящих из 5-7 человек. (1-ая - подбирает материал о светофоре; 2-ая – правилах пешехода; 3-ая – о дорожных знаках; 4-ая – о правилах поведения велосипедиста). Творческие группы комплектовались с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий учащихся.
· Обсуждение и составление плана работы учащихся в группе с помощью учителя. Каждый учащийся получил свою часть работы.
· Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
· Предварительное ознакомление с собранным учащимися материалом, консультация для учащихся проекта.
· Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению заданий.
· Выполнение творческой работы. Проведение презентации творческой работы» Азбука дорожного движения». Были выпущены буклеты; проведено выступление агитбригады с информационной минуткой в классах начальной школе в форме участие в городской акции «Письмо водителю нарушителю».
· Оценивание проведенной работы. После защиты и просмотра проектов проводилось их обсуждение с акцентом на успехах детей и на организации работы в группах.
Объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность школьников помогают оценочные листы проектов. (Взаимопроверка и самооценка).
Оценочный лист проекта
Группа №__
Тема проекта ___________________
Этапы выполнения проекта | Оценки |
1. Исследовательский (Сбор информации) |
|
2. Практический (Работа в группе) |
|
3. Творческий (Защита проекта) |
|
4. Самооценка |
|
Итоговая оценка |
|
Ребята высказали удовлетворенность результатами проделанной работы. Каждый учащийся в группе должен владеть учебным материалом по теме, уметь представить и свою работу, и работу других членов группы. Многие дети изъявили желание продолжать работать над проектами.
В этом случае метод проектов используется не только для приобретения знаний, но и для выработки навыков культуры общения, как-то умение попросить о помощи или дать консультацию, так как именно в процессе взаимопомощи дети лучше усваивают изучаемый материал. Очевидно, что улучшается психологический микроклимат в группе.
В 2007-2008 учебном году (4 класс) был выполнен творческий проект «По одежке встречают…», итогом которого выпуск и презентация журнала мод «Эхо времен». Это проект был представлен на школьной научно-практической конференции (грамота 2 место).
В 2008-2009 учебном году начата работа над долговременным совместным (учителя первых классов, мои ученики совместно с учащимися параллельных классов и родители) межпредметным (на 4 года) проектом «Сколько праздников в году». Результат проекта - выпуск детской газеты «Солнышко», в которой рассказывается о народных праздниках и о школьной жизни наших учеников, редактором которой я являюсь.
За этот период было сделано 8 тематических выпуска и два специальных выпуска, посвященный правилам дорожного движения, в разработке которых принимали участие не только учителя и учащиеся первых классов, но и родители школьников. Родители помогают редактировать и опубликовывать выпуски газеты «Солнышко».
Следует отметить, что мои учащиеся со своими проектами выступали на школьных научно-практических конференциях (призовые места) и на городских конференциях «Первые шаги в науку» и «Эвритошка». Школьники приняли участие в региональном этапе VIII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» и в I Международной заочной студенческой научно-практической конференции «Наука глазами молодежи», которые были выставлены на сайте конференции, опубликованы в сборнике (выпуск 3) описаний работ.
В рамках выполнения творческих проектов учащимися происходит развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей, что способствует ознакомлению работы в сотрудничестве (командная, групповая работа), которому я уделяю особое внимание.
Анализируя работы учащихся, видны преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания, я пришла к выводу о продолжении его использования – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, творчески.
Комментарии
проектная деятельность
Спасибо за материал.Темы очень интересные.В своей работе я тоже использую метод проектов.