Проектная деятельность младших школьников

Макаренко Наталья Александровна

«Человек рожден для  мысли и действия»,- говорили древние мудрецы. Поэтому, метод проектов, который  использую в своей работе,  стимулирует интерес детей, формирует познавательную активность, учит самостоятельности через индивидуальную, групповую деятельность и работу в парах.  Использование данного метода -  возможность объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся.

У первоклассников отсутствуют навыки совместной деятельности, следует учитывать возрастные особенности. Начиная с первых уроков,  в первом классе проводится подготовка к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.  Учащиеся выполняют КТР (коллективно-творческие работы), совершая первые шаги в науку,  например КТР «Дерево нашего класса», «Московский Кремль», «Мы прилетели на другую планету».

Начиная со 2-го класса, целенаправленно начинается применение метода проектов  на уроках  и во внеурочной деятельности.

На мой взгляд, проект – это решение проблемы в общении силами единого творческого коллектива. Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом.

П- Проблема

Р - Решение

О - Общение

Е - Единство

К - Коллектив

Т - Творчество      

Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, помощь учителя может состоять: в подборе литературы и других источников информации по теме; в формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь; в показе способов и приемов работы с найденным материалом; в обсуждении собранного материала; в подготовке текста в моделировании, в том числе и компьютерном выступления.

Работа над проектом стимулирует интерес младших школьников, развивает познавательные навыки учащихся, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.

С интересом детьми воспринимаются творческие проекты. 3 класс «Безопасность на дорогах».

Этапы проведения проекта.

·        Исследовательский (подготовительный) этап. На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Я использую метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. В результате область проблемы определена – «Безопасность на дороге». Проблемный  вопрос: как защитить себя от опасностей на дороге?

·        Обсуждение темы проекта. Выбор творческого названия проекта («На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!»)

·        Формирование 4 групп учащихся, состоящих из 5-7 человек. (1-ая  - подбирает материал о светофоре; 2-ая – правилах пешехода; 3-ая – о дорожных знаках; 4-ая – о правилах поведения велосипедиста). Творческие группы комплектовались с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий учащихся.

·        Обсуждение и составление плана работы учащихся  в группе с помощью учителя. Каждый учащийся получил свою часть работы.

·        Обсуждение со школьниками возможных источников информации.

·        Предварительное ознакомление с собранным учащимися материалом, консультация для учащихся проекта.

·        Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению заданий.

·        Выполнение творческой работы. Проведение презентации творческой работы» Азбука дорожного движения». Были выпущены буклеты; проведено выступление агитбригады с информационной минуткой в классах начальной школе в форме участие в городской акции   «Письмо водителю нарушителю».

·        Оценивание проведенной работы. После защиты и просмотра проектов проводилось их обсуждение с акцентом на успехах детей и на организации работы в группах.

Объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность школьников помогают  оценочные листы проектов. (Взаимопроверка и самооценка).

Оценочный лист проекта

Группа №__

Тема проекта ___________________

Этапы выполнения проекта

Оценки

1. Исследовательский (Сбор информации)

 

2. Практический (Работа в группе)

 

3. Творческий (Защита проекта)

 

4. Самооценка

 

Итоговая оценка

 

 

Ребята высказали удовлетворенность результатами проделанной работы. Каждый учащийся в группе должен владеть учебным материалом по теме, уметь представить и свою работу, и работу других членов группы. Многие дети изъявили желание продолжать работать над проектами.

В этом случае метод проектов используется не только для приобретения знаний, но и для выработки навыков культуры общения, как-то умение попросить о помощи или дать консультацию, так как именно в процессе взаимопомощи дети лучше усваивают изучаемый материал. Очевидно, что улучшается психологический микроклимат в группе.

В 2007-2008 учебном году (4 класс) был выполнен творческий проект «По одежке встречают…», итогом  которого выпуск и презентация журнала мод «Эхо времен». Это проект был представлен на школьной научно-практической конференции (грамота 2 место).

В  2008-2009 учебном году начата работа над долговременным совместным (учителя первых классов, мои ученики совместно с учащимися параллельных  классов и родители)   межпредметным (на 4 года) проектом «Сколько праздников в году».  Результат проекта - выпуск детской газеты «Солнышко», в которой    рассказывается о народных праздниках и о школьной жизни наших учеников,  редактором которой я являюсь.

За этот период было сделано 8 тематических выпуска и два специальных выпуска, посвященный правилам дорожного движения, в разработке которых принимали участие не только учителя и учащиеся первых классов, но и родители школьников. Родители  помогают редактировать и опубликовывать выпуски газеты «Солнышко».

Следует отметить, что мои учащиеся со своими проектами выступали на школьных  научно-практических конференциях (призовые места) и на городских конференциях «Первые шаги в науку» и «Эвритошка». Школьники приняли участие в региональном этапе VIII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» и в I Международной заочной студенческой научно-практической конференции «Наука глазами молодежи»,  которые были выставлены на сайте конференции, опубликованы в сборнике (выпуск 3) описаний работ.

В рамках выполнения творческих проектов учащимися происходит развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей, что способствует ознакомлению работы в сотрудничестве (командная, групповая работа), которому я уделяю особое внимание.

Анализируя работы учащихся, видны преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания, я пришла к выводу о продолжении его использования – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, творчески.

 

 

Комментарии

Рудакова Галина Викторовна

Спасибо за материал.Темы очень интересные.В своей работе я тоже использую метод проектов.