Групповые формы обучения
Считаю, что истинный интерес к учению возникает у учеников не только от увлекательности моих рассказов, но и как результат совместной деятельности самих учеников. Поэтому я использую групповые формы обучения на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики.
Группы делятся по следующим признакам: типу работы; теме работы; уровню сложности.
При организации групповой работы выделяю:
· парную работу (двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом). Например, взаимодиктанты, где учащиеся играют роли учителя и ученика, где «сильные» ученики выступают в роли консультантов;
· единую групповую работу (учащиеся в малых группах, например, по рядам, выполняют задание, одинаковое для всех групп);
· дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они преследуют одну цель).
МОИ ученики разделены на 3 группы по успеваемости (только дети об этом не знают):
М - «мыслители» - сильные,
О - «открыватели» - слабые,
И - «исследователи» - средние.
Использование на уроках групповой работы убеждает в том, что:
возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность; меняется характер взаимоотношений между детьми.
Можно организовать коллективнуюнную работу над одним упражнением, но при этом детям с низкой работоспособностью предлагаю репродуктивные задания, о со средней и высокой работоспособностью – творческие задания. Например, русский язык, 2 класс, тема «Учимся писать суффиксы».
О - с низкой работоспособностью | И - со средней работоспособностью | М - с высокой работоспособностью |
Спиши. Объясни написание суффиксов в словах: шарик, садик, лесочек, часочек. | Выбери, какой суффикс нужно добавить, чтобы получилось слово с уменьшительно-ласкательным значением: мяч, дождь, блинок, листок. Докажи. | Придумай и запиши 10 слов на суффиксы -ик, ек. |
Или двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом (парная работа). Например, взаимодиктанты, где учащиеся играют роли учителя и ученика, где «сильные» ученики выступают в роли консультантов.
Взаимодиктант по математике:
- произведение чисел 2 и 8;
- 6 увеличить в 7 раз;
- уменьшаемое 28, вычитаемое 9.Найди разность.
- сумма чисел 32 и 18 уменьшить в 5 раз.
Работа в группах даёт ощутимый результат: каждый может высказать своё мнение, активно участвовать в решении учебных задач в соответствии с возможностями. Таким образом, слабые ученики пытаются тянуться за сильными, становятся более раскованными и решительными, свободно формулируют вопросы и выводы.