О талантах ребенка: как их узнать?

Горбутенко Наталия Николаевна

Приложение 1.

 

О талантах ребёнка: как их узнать?

 

      Ваш ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из семи областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важном деле может тест-анкета, разработанная учёными в области детской психологии,  А. Де Хана и Г. Кафа.

 

Ребёнок имеет музыкальный талант, если:

 

1 - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

2 - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

3 - сочиняет свои собственные мелодии;

4 - научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;

5 - если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также своё настроение.

 

У  ребёнка незаурядный интеллект, если он:

 

1 - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

2 - обладает хорошей памятью;

3 - легко и быстро схватывает новый школьный материал;

4 - задаёт очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

5 - любит читать книги, причём по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;

6 - обгоняет своих сверстников по учёбе, причём не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

7 - гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;

8 - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;

9 - очень восприимчив, наблюдателен, быстро, и не обязательно остро, реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.

 

У  ребёнка литературное дарование, если:

 

1 - рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

2 - любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное;

3 - выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

4 - изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

5 - любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

 

Художественные способности ребёнка могут проявиться в том, что он:

 

1 - не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;

2 - в своих рисунках и картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

3 - серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

4 - когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

5 - стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

6 - не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причём может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

 

У ребёнка спортивный талант, если:

 

1 - он энергичен и всё время хочет двигаться;

2 - он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

3 - он почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

4 - не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

5 - лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

6 - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

7 - кажется, что он никогда всерьёз не устаёт;

8 - неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

 

Артистический талант проявится у ребёнка тем, что он:

 

1 - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;

2 - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;

3 - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

4 - с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

5 - с удивляющей вас лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

6 - пластичен и открыт всему новому;

7 - любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

 

У ребёнка технические способности, если он:

 

1 - интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

2 - любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

3 - сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

4 - может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

5 -  любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

6 -  интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

 

      Познакомившись с этими «признаками опознания» таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех семи описаниях талантов. Если какая-то характеристика особенно подходит вашему ребёнку, ставьте ему пять баллов, если она выражена только хорошо – четыре балла, ну и так далее.  (Но не ставьте оценку ниже двух баллов!)

      Затем суммируйте баллы внутри каждой из семи анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь).

      Таким образом, вы сможете установить наиболее выраженную одарённость вашего ребёнка.