Роль проектной деятельности в начальной школе

Климаненко Галина Михайловна

Климаненко Галина Михайловна

учитель начальных классов  ГБОУ лицей № 384

Роль проектной деятельности в начальной школе

    Современное российское общество за последние десятилетия резко изменилось. Преобразования коснулись всех областей жизни. Глубокие сдвиги произошли в сфере образования. Очевидно, что модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит нашей стране занять достойное место в мире. Общество крайне нуждается в информированной и компетентной личности, принимающей самостоятельные решения, способной нести ответственность за свои поступки.

    Назрела необходимость переориентации обучения, начиная уже с начальной школы: вместо усвоения готовых знаний, умений, навыков требуется развитие личности ребёнка, его творческих способностей. Это не отказ от традиционных форм обучения, а существенные дополнения к ним.

    Обновляющейся школе XXI века потребовались также методы обучения, которые:

  1. формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  2. развивали бы, в первую очередь, общеучебные умения и навыки: рефлексивные, исследовательские;
  3. формировали бы умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
  4. были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  5. реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

    Ребёнок любознателен от рождения, ему всё интересно, он настроен на познание мира и он хочет его познать. Но если не развивать эти «исследовательские» качества, то они постепенно угаснут.

    Проектная деятельность – одно из средств развития активной жизненной позиции учащегося. Основной эффект метода проекта заключён в становлении и развитии способностей ребёнка самостоятельно принимать решения, вырабатывать своё отношение к самым разным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться в современной жизни. Ведь самые ценные и прочные знания добиваются в ходе собственных творческих поисков. Это важно и актуально в наше время, потому что в основе проектной деятельности лежит, прежде всего, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно «конструировать» свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

    Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми, то есть, если творческая проблема -  то конкретное решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию на уроке.

    Идея проекта рождается, как правило, у учителя, но я должна таким образом создать проблемную ситуацию, чтобы ученикам казалось, что именно он (каждый из них) был автором идеи, что он сам уже давно размышляет над этой проблемой.

    Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

  • Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
  • Исследовать актуальность проблемы в рамках нашего лицея;
  • Выявить наиболее продуктивную технологию в своей работе, для достижения поставленной цели;
  • Изучить теоретические основы новой технологии;
  • Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
  • Исследовать результативность применения метода проектов;
  • Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.
  • Составление банка проектов для урока окружающего мира.
  • Развитие у учащихся общеучебных  умений и навыков, познавательной мотивации, психических процессов и повышение самооценки в результате использования проектной деятельности на уроках.

Из истории метода проектов

 Метод проектов  не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия (XX века) в США. Этот метод был разработан с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание и  русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

  В настоящее время метод проектов широко стал внедряться не только в систему образования, но и во многие другие сферы жизни.                             

Итак, проектэто специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектовсовокупность учебно–познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных  действий  учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов -  педагогическая технология.

Метод проектов -метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении.

    Структура деятельности учителя и ученика в проектной деятельности.

Перед Вами таблица, где представлена деятельность ученика и учителя в проектной деятельности.

 

 

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

 

    Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

 Этапы проектной деятельности

 

ПОИСКОВЫЙ

Определение тематического поля и темы проекта.

Поиск и анализ проблемы. Постановка цели проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Анализ имеющейся информации, поиск информационных лакун.

Сбор и изучение информации.

Поиск оптимального способа достижения цели проекта.

Составление плана реализации проекта.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

Выполнение запланированных технологических операций.

Текущий контроль качества. Внесение (при необходимости) изменений.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

Подготовка презентационных материалов.

Презентация проекта.

Изучение возможностей использования результатов проекта.

КОНТРОЛЬНЫЙ

Анализ результатов выполнения проекта. Оценка  качества  выполнения проекта.

Виды проектов:

Учебный проект

Практико – ориентированный

Исследовательский проект

Информационный проект

Творческий проект

Ролевой проект

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством разных специалистов.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

 - внутришкольными;

 - региональными;

 - межрегиональными;

 - международными.

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

    В своей деятельности применим любой из вышеперечисленных проектов.

Литература:

1. Биржева М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста /М.А.Биржева// Начальная школа. – 2007. - №3. – С.42-45.

2. Гилева Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А.Гилева //Наука и школа. – 2007. - №4. – С.13-15.

3. Загвязинская Э. Как мы пришли к проектному обучению /Э.Загвязинская //Директор школы. – 2004. - №9. – С.33-40.

4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н.Землянская //Начальная школа. – 2005. - №9. –С.55-59.

5.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. – 2004. - №2. – С.96-101.

6.Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. - №4. – С.21-26.

7. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. – 2006. - №1. – С.17-27.

8. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2007. – 112с.

9.Новикова Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. – 2008.- №5. –С.34-38.

10. Новолодская  Е.Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения /Е .Г. Новолодская, С.Н.Яковлева //Начальная школа. – 2008. -№1. – С.94-99.

11. Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе /Л.А.Орлова //Начальная школа. – 2007. - №3. – С.28-33.

12. Рагозинская Н. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов /Н. Рогозинская, Т. Колобякина //Учитель. – 2004. - №3. – С.23-25.

13.Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю.Пахомова //Школьные технологии. – 2004. - №4. – С.93-96.

14. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. - №1. – С.39-46.

15.Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. - №4. – С.44-49.

16. Саломатова, О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности /О.С.Саломатова //Начальная школа. – 2007. - №7. – С.40-43.

17.Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП /Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288с.

18.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2007. – 80с.

19.Степанова, Т. Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов /Т.Степанова //Учитель. – 204. - №4. – С.9-11.

20.Хохлова, М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников /М.В.Хохлова //Педагогика. – 2004. - №5. – С.51-56.

21. Шарапова, О. Использование прикладных программ в системе интегрированных уроков /О.Шарапова, Т. Афанаскина, К.Антипова //Учитель. – 2006. - №2. – С.60-64