Роль проектной деятельности в начальной школе
Климаненко Галина Михайловна
учитель начальных классов ГБОУ лицей № 384
Роль проектной деятельности в начальной школе
Современное российское общество за последние десятилетия резко изменилось. Преобразования коснулись всех областей жизни. Глубокие сдвиги произошли в сфере образования. Очевидно, что модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит нашей стране занять достойное место в мире. Общество крайне нуждается в информированной и компетентной личности, принимающей самостоятельные решения, способной нести ответственность за свои поступки.
Назрела необходимость переориентации обучения, начиная уже с начальной школы: вместо усвоения готовых знаний, умений, навыков требуется развитие личности ребёнка, его творческих способностей. Это не отказ от традиционных форм обучения, а существенные дополнения к ним.
Обновляющейся школе XXI века потребовались также методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы, в первую очередь, общеучебные умения и навыки: рефлексивные, исследовательские;
- формировали бы умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ребёнок любознателен от рождения, ему всё интересно, он настроен на познание мира и он хочет его познать. Но если не развивать эти «исследовательские» качества, то они постепенно угаснут.
Проектная деятельность – одно из средств развития активной жизненной позиции учащегося. Основной эффект метода проекта заключён в становлении и развитии способностей ребёнка самостоятельно принимать решения, вырабатывать своё отношение к самым разным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться в современной жизни. Ведь самые ценные и прочные знания добиваются в ходе собственных творческих поисков. Это важно и актуально в наше время, потому что в основе проектной деятельности лежит, прежде всего, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно «конструировать» свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми, то есть, если творческая проблема - то конкретное решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию на уроке.
Идея проекта рождается, как правило, у учителя, но я должна таким образом создать проблемную ситуацию, чтобы ученикам казалось, что именно он (каждый из них) был автором идеи, что он сам уже давно размышляет над этой проблемой.
Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:
- Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
- Исследовать актуальность проблемы в рамках нашего лицея;
- Выявить наиболее продуктивную технологию в своей работе, для достижения поставленной цели;
- Изучить теоретические основы новой технологии;
- Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
- Исследовать результативность применения метода проектов;
- Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.
- Составление банка проектов для урока окружающего мира.
- Развитие у учащихся общеучебных умений и навыков, познавательной мотивации, психических процессов и повышение самооценки в результате использования проектной деятельности на уроках.
Из истории метода проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия (XX века) в США. Этот метод был разработан с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
В настоящее время метод проектов широко стал внедряться не только в систему образования, но и во многие другие сферы жизни.
Итак, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов - педагогическая технология.
Метод проектов -метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении.
Структура деятельности учителя и ученика в проектной деятельности.
Перед Вами таблица, где представлена деятельность ученика и учителя в проектной деятельности.
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Этапы проектной деятельности
ПОИСКОВЫЙ |
Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели проекта. |
АНАЛИТИЧЕСКИЙ |
Анализ имеющейся информации, поиск информационных лакун. Сбор и изучение информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта. Составление плана реализации проекта. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ |
Выполнение запланированных технологических операций. Текущий контроль качества. Внесение (при необходимости) изменений. |
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ |
Подготовка презентационных материалов. Презентация проекта. Изучение возможностей использования результатов проекта. |
КОНТРОЛЬНЫЙ |
Анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества выполнения проекта. |
Виды проектов:
Учебный проект
Практико – ориентированный
Исследовательский проект
Информационный проект
Творческий проект
Ролевой проект
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством разных специалистов.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
В своей деятельности применим любой из вышеперечисленных проектов.
Литература:
1. Биржева М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста /М.А.Биржева// Начальная школа. – 2007. - №3. – С.42-45.
2. Гилева Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А.Гилева //Наука и школа. – 2007. - №4. – С.13-15.
3. Загвязинская Э. Как мы пришли к проектному обучению /Э.Загвязинская //Директор школы. – 2004. - №9. – С.33-40.
4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н.Землянская //Начальная школа. – 2005. - №9. –С.55-59.
5.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. – 2004. - №2. – С.96-101.
6.Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. - №4. – С.21-26.
7. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. – 2006. - №1. – С.17-27.
8. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2007. – 112с.
9.Новикова Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. – 2008.- №5. –С.34-38.
10. Новолодская Е.Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения /Е .Г. Новолодская, С.Н.Яковлева //Начальная школа. – 2008. -№1. – С.94-99.
11. Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе /Л.А.Орлова //Начальная школа. – 2007. - №3. – С.28-33.
12. Рагозинская Н. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов /Н. Рогозинская, Т. Колобякина //Учитель. – 2004. - №3. – С.23-25.
13.Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю.Пахомова //Школьные технологии. – 2004. - №4. – С.93-96.
14. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. - №1. – С.39-46.
15.Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. - №4. – С.44-49.
16. Саломатова, О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности /О.С.Саломатова //Начальная школа. – 2007. - №7. – С.40-43.
17.Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП /Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288с.
18.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2007. – 80с.
19.Степанова, Т. Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов /Т.Степанова //Учитель. – 204. - №4. – С.9-11.
20.Хохлова, М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников /М.В.Хохлова //Педагогика. – 2004. - №5. – С.51-56.
21. Шарапова, О. Использование прикладных программ в системе интегрированных уроков /О.Шарапова, Т. Афанаскина, К.Антипова //Учитель. – 2006. - №2. – С.60-64