«Использование занимательного материала на уроках окружающего мира»
Загадки, викторины, кроссворды, факты, научные сведения о животных и растениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zanimatelnogo_materiala_na_urokakh_okruzhayushchego_mira.docx | 287.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование занимательного материала на уроках окружающего мира»
Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы , социального мира происходит совершенствование мышления речи, развивается любознательность.
Постоянно наблюдая явления окружающего мира младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, развивает умения анализировать, устанавливать связь, обобщать наблюдаемое и делать выводы. Так же воспитывается логика мысли , развивается правильная речь и воображение.
Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники проводят сравнение, классификацию и др.
Изучение окружающего мира способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому.
Ребенок усваивает правила поведения в природе, в обществе, понимать самого себя и управлять своим поведением.
Важным элементом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают истины о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о том, что нужно бережно и разумно к ней относится.
Разнообразие, яркость предметов окружающего мира влияет на устойчивость эмоциональных впечатлений.
Взаимосвязь эмоций и познания становится условным развитием эстетических чувств.
Задача учителя как раз состоит в том, чтобы поддержать эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса. На уроках окружающего мира я использую разнообразный занимательный дидактический материал. Поэтому занимательные упражнения связываю с темой конкретного урока и направляю на достижение поставленной цели. Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление детей.
Использую на уроках различные формы занимательных упражнений: ребусы, кроссворды, викторины , загадки.
Например, при изучении темы «Животные и растения леса(2 класс)» использую кроссворд, вопросы к которому составлены в виде загадок:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы?(Заяц)
Кто зимой холодной
Ходит злой , голодный?(волк)
По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая, да не лисица.(Белка)
Думал кошка,
Крикнул: Брысь!
Оказалось - это … (Рысь)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
Кур в деревне крадёт.(Лиса)
Кроме того, использую игру-викторину «Кто здесь лишний?»(Лиса, заяц, медведь белка, горный баран)-иллюстрации животных.
Такую же игру использую при изучении тем: «Домашние животные(2 класс)» и « Природные зоны( 3 класс)».
По этой же теме использую кроссворд с рисунками : по изображению листьев ученики определяют название растений(береза, липа, клен, рябина ,дуб).
Приведу несколько видов заданий, которые использовала на уроках окружающего мира в 3 классе6 , на этапе проверки домашнего задания. Проверку домашнего задания организовала . используя анкету. Эта работа позволяет за несколько минут выяснить уровень усвоения материала учащихся всего класса. Основные требования к вопросам анкеты. Краткость формулировки, конкретность, доступность для понимания. Например, анкета для проверки задания по теме «Растения поля».
1.Пшеница,просо,ячмень,овес-эти культуры мы называем…
2.Главная зерновая культура( подчеркни) - рожь,пшеница,овес, ячмень.
3.Овсюк,пырей,вьюнок- это…
4.Почему на поле живет мало зверей?(Выбери главное и подчеркни).Мало пищи. Много врагов. Открытая местность.
5.Первая группа : сова, канюк. Вторая группа: суслик, хомяк, полевка, полевая мышь. По какому признаку сделано деление на группы?
Такая анкета готовится заранее для учащихся. Это задание требует не просто перечисления фактов, а работы мысли , сообразительности. Для более сильных учеников дано здание творческого характера: дома самим приготовить вопросы для анкеты.
Цель следующего задания- расширение кругозора, развитие памяти, речи. Задание имеет несколько вариантов. Заранее готовлю карточку для домашней подготовки. В карточке следующие данные(привожу , исходя из темы «Животный мир лесной зоны»)
Бурый медведь
- весит 1.5-2 центнера
-прекрасно плавает
-хорошо лазает по деревьям
-очень острый слух и обоняние
-близорук
-своеобразно питается, в его рацион входят трава, орехи, ягоды, желуди, лось, кабан
-может съесть за сутки 20-30 кг мяса
-за осень сильно жиреет (до 100 кг)
-конец ноября, вторая половина марта-зимний сон
-медвежата рождаются в феврале, вес новорожденного 600 гр
-отношение человека к этому животному не всегда разумное
-в Дании и Англии медведей уже нет
-в нашей стране живет 2/3 от числа этих животных на земном шаре
Прочитав материал учебника и дополнительные данные по такой карточке, учение пересказывает в классе то, что запомнил.
Второй вариант работы-для сильного ученика. Карточка ученику дается за 3-4 минуты перед опросом на уроке. За это время он должен познакомиться с этими данными и, дополнив их тем, что знает сам, рассказать. Ученик не просто пересказывает факты в таком виде, как они даны на карточке, а формулирует в виде полных предложений, составляя интересный по содержанию рассказ.
Третий вариант работы. Во время объяснения нового материала я делаю на доске новые пометки, и к концу рассказа на доске появляется запись данных с этой карточки. Запись можно называть кратким конспектом моего рассказа. Затем учащиеся переписывают этот краткий конспект в свою рабочую тетрадь и пользуются им при подковке домашнего задания.
Работа, которая требует анализа фактов, привлечения собственного опыта и знаний, всегда интересна ученику. Пример такого вида заданий можно называть природоведческим журналом.
Описываю кратко животное или растение. Ученик должен узнать о ком идет речь, записав ответ в тетради.При изучении темы « Животные леса» использую такой материал для диктанта.
Пример:-это крупная лесная кошка. Мех у нее густой, мягкий и очень пушистый. На концах ушей характерные черные кисточки.(Рысь) и др.
Так же на уроках окружающего мира использую карточки пред проверкой домашнего задания. Это позволяет ученикам сосредоточиться на конкретных вопросах и служит планом их ответа.
Пример : Тема «Животные и растения леса»
Чье это меню? Расскажи об этом животном( трава, муравьи, личинки, ягоды, желуди, орехи, кабан, лось, рыба, мед)
Тема «В тундре»
Что лишнее? Объясни почему?(карликовая береза,тополь,полярная ива, морошка, пушица, мох, ягель)
Природоведческий материал дает широкие возможности для использования его при составлении задач. Ребёнок сам видит, какое значение имеет животное или растение для человека. Что очень важно сейчас, когда люди активно вмешиваются в жизнь природы, разрушают естественные экологические связи в животном мире, когда всем нам грозит экологическая катастрофа.
Пример: Ласка убивает за год до 2000 мышей и полевок. Сколько мышей уничтожит зверек за месяц? Посчитай, сколько зерна сохранит зверек за год, если известно, что одна мышь уничтожает за год 12 кг отборного зерна.
Чувство удивления , которое возникает у ребят при решении таких задач- начало к работе мысли, это очень важно.
Большой интерес на уроках вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал помогает не только в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом. Но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным и сохранять их.
Использую такой материал на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении.(Н. Сладков «Вести из леса» при изучении тем о временах года).
Например: Тема урока «Звери осенью»
Разобрав с учащимися , какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени, устанавливает основной фактор. Который повлиял на эти измениения.Этот фактор-температура. Изменения в неживой природе приводят к изменению в жизни животных. Как готовятся зверёк зиме? Послушай, как рассказали животные.
«Белка и лесная мышь»
-Видали?Видали?Я гриб на сучок сушить повесила, а Мышь их у меня таскает…
Ах, злодейка!
-Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила , и оглянуться не успела, как они у тебя ,
Белка, в дупле оказались!
- Какие звери на зиму запасают корм?
По рассказам Н. Сладкова, Э. Шима дети с удовольствием готовят инсценировки.
Познание мира невозможно без установления связей и отношений , которые существуют в нем. Это относится и к связям экологическим. Изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи. Раскрытие экологических связей повышает интерес учащихся к предмету. Например, деревья, изменяя освещенность. Влажность, температуру воздуха под пологам леса создают определённые условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других.
Но не в полной мере будут развиваться познавательные интересы у детей, если задание будет давать только учитель.
Поэтому предлагаю детям подготовить загадки или интересные вопросы, рассказы к этой или иной теме.