«Окружающий мир» в мире ребёнка.
«Окружающий мир» в мире ребёнка.
Горупай Л.А.
МБОУ «Судинская средняя общеобразовательная школа»
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету. Строгие рамки урока и насыщенность программы по окружающему миру не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае мне на помощь приходят внеклассные занятия.
В своей работе я широко использую межпредметные связи. Рассматриваем вопросы о необходимости охраны природных богатств, их рациональном использовании и значимости в жизни человека.
На уроках математики вопросы взаимодействия с окружающей средой мы находим в текстовых задачах. Решаем и составляем задачи экологического характера, вспоминаем художественные произведения с описанием природы.
Во внеклассной работе проводим литературно-экологические встречи, на которых ребята читают стихи поэтов о природе, готовят и проводят КВНы. В связи с широким применением ИКТ дети уже самостоятельно готовят презентации.
Считаю, что одной из наиболее эффективной форм внеклассной работы, способствующих повышению интересов детей к знаниям, является олимпиада. Проведение олимпиад в собственной школе – это первая ступень к дальнейшему участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Отбирая материал для занятий во внеурочное время, исхожу из общих целей и задач обучения курсу «Окружающий мир», указанных в учебной программе, целей и задач внеклассной работы по данной дисциплине.
В основе внеклассной работы лежат общедидактические принципы:
- Принцип индивидуального подхода к учащимся, т.к. здесь больше условий для развития индивидуальных задатков, интересов и склонностей, каждого ребёнка (сама внеклассная работа, призванная учитывать различные запросы школьника и стремление к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения).
- Принцип научности - действие этого принципа проявляется не только в том, что на внеклассных занятиях находят место темы, не включенные в обязательную программу или слабо в ней представленные, но и в том, например, что программные темы даются шире, чем в учебнике. Школьникам сообщаются дополнительные сведения об изучаемых явлениях, показываются их связи с другими явлениями, привлекаются для наблюдения свежие материалы.
- Принцип избирательности.
- Принцип практической направленности.
- Принцип добровольного участия.
- Принцип связи внеклассной работы с уроками окружающего мира.
- Принцип систематичности в подаче материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по курсу «Окружающий мир».Этому способствует программа «Зелёный дом», целостная система учебных курсов, обеспечивающих ознакомление с окружающим миром и вводит в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез.
Анализ собственной деятельности позволяет сделать вывод о том, что эффективность внеклассной работы по курсу «Окружающий мир» зависит от:
- целей, задач и содержания внеклассной работы;
- правильно выбранных методов и принципов внеклассной работы;
- разнообразия форм внеклассной работы.
Систематическое использование нестандартных форм работы как на уроках, так и во внеклассной работе способствует развитию у детей:
- интереса к предмету;
- потребности в приобретении знаний;
- пытливости, любознательности каждого ученика;
- интереса к познавательной деятельности; потребности самообразования.
- расширению кругозора.
Эта работа дала следующие результаты:
- Ученика приняли участие в Региональном этапе VII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»
- Участие в школьной научно-практической конференции.
- По результатам мониторингового обследования 2009-2010-уч.года средний тестовый балл 62% ; 3 человека(23%) высокой и 10 человек(77%) со средней степенью сформированности учебных достижений.
- Качество знаний по предмету 63%.
- Участие во всероссийском конкурсе проектов. Проект «В.Бианки Лесная газета»
http://metodsovet.su/load/nach_lit_chtenie/proek_deyat/v_v_bianki_lesnaja_gazeta/91-1-0-5508 2013 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_okr.mir_.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Окружающий мир» в мире ребёнка.
Горупай Л.А.
МБОУ «Судинская средняя общеобразовательная школа»
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету. Строгие рамки урока и насыщенность программы по окружающему миру не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае мне на помощь приходят внеклассные занятия.
В своей работе я широко использую межпредметные связи. Рассматриваем вопросы о необходимости охраны природных богатств, их рациональном использовании и значимости в жизни человека.
На уроках математики вопросы взаимодействия с окружающей средой мы находим в текстовых задачах. Решаем и составляем задачи экологического характера, вспоминаем художественные произведения с описанием природы.
Во внеклассной работе проводим литературно-экологические встречи, на которых ребята читают стихи поэтов о природе, готовят и проводят КВНы. В связи с широким применением ИКТ дети уже самостоятельно готовят презентации.
Считаю, что одной из наиболее эффективной форм внеклассной работы, способствующих повышению интересов детей к знаниям, является олимпиада. Проведение олимпиад в собственной школе – это первая ступень к дальнейшему участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Отбирая материал для занятий во внеурочное время, исхожу из общих целей и задач обучения курсу «Окружающий мир», указанных в учебной программе, целей и задач внеклассной работы по данной дисциплине.
В основе внеклассной работы лежат общедидактические принципы:
- Принцип индивидуального подхода к учащимся, т.к. здесь больше условий для развития индивидуальных задатков, интересов и склонностей, каждого ребёнка (сама внеклассная работа, призванная учитывать различные запросы школьника и стремление к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения).
- Принцип научности - действие этого принципа проявляется не только в том, что на внеклассных занятиях находят место темы, не включенные в обязательную программу или слабо в ней представленные, но и в том, например, что программные темы даются шире, чем в учебнике. Школьникам сообщаются дополнительные сведения об изучаемых явлениях, показываются их связи с другими явлениями, привлекаются для наблюдения свежие материалы.
- Принцип избирательности.
- Принцип практической направленности.
- Принцип добровольного участия.
- Принцип связи внеклассной работы с уроками окружающего мира.
- Принцип систематичности в подаче материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по курсу «Окружающий мир».Этому способствует программа «Зелёный дом», целостная система учебных курсов, обеспечивающих ознакомление с окружающим миром и вводит в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез.
Анализ собственной деятельности позволяет сделать вывод о том, что эффективность внеклассной работы по курсу «Окружающий мир» зависит от:
- целей, задач и содержания внеклассной работы;
- правильно выбранных методов и принципов внеклассной работы;
- разнообразия форм внеклассной работы.
Систематическое использование нестандартных форм работы как на уроках, так и во внеклассной работе способствует развитию у детей:
- интереса к предмету;
- потребности в приобретении знаний;
- пытливости, любознательности каждого ученика;
- интереса к познавательной деятельности; потребности самообразования.
- расширению кругозора.
Эта работа дала следующие результаты:
- Ученика приняли участие в Региональном этапе VII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»
- Участие в школьной научно-практической конференции.
- По результатам мониторингового обследования 2009-2010-уч.года средний тестовый балл 62% ; 3 человека(23%) высокой и 10 человек(77%) со средней степенью сформированности учебных достижений.
- Качество знаний по предмету 63%.
- Участие во всероссийском конкурсе проектов. Проект «В.Бианки Лесная газета» http://metodsovet.su/load/nach_lit_chtenie/proek_deyat/v_v_bianki_lesnaja_gazeta/91-1-0-5508 2013 год.