«Окружающий мир» в мире ребёнка.

 

«Окружающий мир» в мире ребёнка.

Горупай Л.А.

МБОУ «Судинская средняя общеобразовательная школа»

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету. Строгие рамки урока и насыщенность программы по окружающему миру не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае мне на помощь приходят внеклассные занятия.

В своей работе я широко использую межпредметные связи. Рассматриваем вопросы о необходимости охраны природных богатств, их рациональном использовании и значимости в жизни человека.

На уроках математики вопросы взаимодействия с окружающей средой  мы находим в текстовых задачах. Решаем и составляем задачи экологического характера, вспоминаем художественные произведения с описанием природы.

Во внеклассной работе проводим литературно-экологические встречи, на которых ребята читают стихи поэтов о природе, готовят и проводят КВНы. В связи с широким применением ИКТ дети уже самостоятельно  готовят презентации.

Считаю, что одной из наиболее эффективной форм внеклассной работы, способствующих повышению интересов детей к знаниям, является  олимпиада. Проведение олимпиад в собственной школе – это первая ступень к дальнейшему участию  в интеллектуальных марафонах и конкурсах.

Отбирая материал для занятий во внеурочное время, исхожу из общих целей и задач обучения курсу «Окружающий мир», указанных в учебной программе, целей и задач внеклассной работы по данной дисциплине.

В основе внеклассной работы лежат общедидактические  принципы:

  • Принцип индивидуального подхода к учащимся, т.к. здесь больше условий для развития индивидуальных задатков, интересов и склонностей, каждого ребёнка (сама внеклассная работа, призванная учитывать различные запросы школьника и стремление к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения).
  • Принцип  научности - действие этого принципа проявляется не только в том, что на внеклассных занятиях находят место темы, не включенные в обязательную программу или слабо в ней представленные, но и в том, например, что программные темы даются шире, чем в учебнике. Школьникам сообщаются дополнительные сведения об изучаемых явлениях, показываются их связи с другими явлениями, привлекаются для наблюдения свежие материалы.
  • Принцип избирательности.
  • Принцип практической направленности.
  • Принцип добровольного участия.
  • Принцип связи внеклассной работы с уроками окружающего мира.
  • Принцип систематичности в подаче материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по курсу «Окружающий мир».Этому способствует программа «Зелёный дом», целостная система учебных курсов, обеспечивающих ознакомление с окружающим миром и вводит в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез.

Анализ собственной деятельности позволяет сделать вывод о том, что эффективность внеклассной работы по курсу «Окружающий мир» зависит от:

  • целей, задач и содержания внеклассной работы;
  • правильно выбранных методов и принципов  внеклассной работы;
  • разнообразия форм внеклассной работы.

Систематическое использование нестандартных форм работы как на уроках, так  и во внеклассной работе способствует развитию у детей:

  • интереса к предмету;
  • потребности в приобретении знаний;
  • пытливости, любознательности каждого ученика;
  • интереса к познавательной деятельности; потребности  самообразования.
  • расширению кругозора.

Эта работа дала следующие результаты:

  •  Ученика приняли участие в Региональном этапе VII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»  
  • Участие в  школьной научно-практической конференции.
  • По результатам мониторингового обследования 2009-2010-уч.года средний тестовый балл 62% ;  3 человека(23%) высокой и 10 человек(77%) со средней степенью сформированности учебных достижений.
  • Качество знаний по предмету 63%.
  • Участие во всероссийском конкурсе проектов.  Проект  «В.Бианки  Лесная газета» 

                  http://metodsovet.su/load/nach_lit_chtenie/proek_deyat/v_v_bianki_lesnaja_gazeta/91-1-0-5508 2013 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_okr.mir_.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

«Окружающий мир» в мире ребёнка.

Горупай Л.А.

МБОУ «Судинская средняя общеобразовательная школа»

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету. Строгие рамки урока и насыщенность программы по окружающему миру не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае мне на помощь приходят внеклассные занятия.

В своей работе я широко использую межпредметные связи. Рассматриваем вопросы о необходимости охраны природных богатств, их рациональном использовании и значимости в жизни человека.

На уроках математики вопросы взаимодействия с окружающей средой  мы находим в текстовых задачах. Решаем и составляем задачи экологического характера, вспоминаем художественные произведения с описанием природы.

Во внеклассной работе проводим литературно-экологические встречи, на которых ребята читают стихи поэтов о природе, готовят и проводят КВНы. В связи с широким применением ИКТ дети уже самостоятельно  готовят презентации.

Считаю, что одной из наиболее эффективной форм внеклассной работы, способствующих повышению интересов детей к знаниям, является  олимпиада. Проведение олимпиад в собственной школе – это первая ступень к дальнейшему участию  в интеллектуальных марафонах и конкурсах.

Отбирая материал для занятий во внеурочное время, исхожу из общих целей и задач обучения курсу «Окружающий мир», указанных в учебной программе, целей и задач внеклассной работы по данной дисциплине.

В основе внеклассной работы лежат общедидактические  принципы:

  • Принцип индивидуального подхода к учащимся, т.к. здесь больше условий для развития индивидуальных задатков, интересов и склонностей, каждого ребёнка (сама внеклассная работа, призванная учитывать различные запросы школьника и стремление к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения).
  • Принцип  научности - действие этого принципа проявляется не только в том, что на внеклассных занятиях находят место темы, не включенные в обязательную программу или слабо в ней представленные, но и в том, например, что программные темы даются шире, чем в учебнике. Школьникам сообщаются дополнительные сведения об изучаемых явлениях, показываются их связи с другими явлениями, привлекаются для наблюдения свежие материалы.
  • Принцип избирательности.
  • Принцип практической направленности.
  • Принцип добровольного участия.
  • Принцип связи внеклассной работы с уроками окружающего мира.
  • Принцип систематичности в подаче материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по курсу «Окружающий мир».Этому способствует программа «Зелёный дом», целостная система учебных курсов, обеспечивающих ознакомление с окружающим миром и вводит в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез.

Анализ собственной деятельности позволяет сделать вывод о том, что эффективность внеклассной работы по курсу «Окружающий мир» зависит от:

  • целей, задач и содержания внеклассной работы;
  • правильно выбранных методов и принципов  внеклассной работы;
  • разнообразия форм внеклассной работы.

Систематическое использование нестандартных форм работы как на уроках, так  и во внеклассной работе способствует развитию у детей:

  • интереса к предмету;
  • потребности в приобретении знаний;
  • пытливости, любознательности каждого ученика;
  • интереса к познавательной деятельности; потребности                    самообразования.
  • расширению кругозора.

Эта работа дала следующие результаты:

  •  Ученика приняли участие в Региональном этапе VII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»  
  • Участие в  школьной научно-практической конференции.
  • По результатам мониторингового обследования 2009-2010-уч.года средний тестовый балл 62% ;  3 человека(23%) высокой и 10 человек(77%) со средней степенью сформированности учебных достижений.
  • Качество знаний по предмету 63%.
  • Участие во всероссийском конкурсе проектов.  Проект              «В.Бианки  Лесная газета»  http://metodsovet.su/load/nach_lit_chtenie/proek_deyat/v_v_bianki_lesnaja_gazeta/91-1-0-5508 2013 год.