Организация познавательного общения младших школьников
Непременным условием развития коммуникативных действий является общение детей в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konga_doklad.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конга Руслана Михайловна,
преподаватель внеурочной деятельности
в начальных классах
МОУ СОШ №2 г.Ак-Довурак.
Организация познавательного общения младших школьников.
В соответствии с основными положениями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) «развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий», в том числе коммуникативных. Непременным условием развития коммуникативных действий является общение детей в образовательном процессе.
К сожалению, сегодня ещё не каждый учитель готов отказаться от привычного стиля общения «учитель-ученик» в пользу общения «ученик-ученик», являющегося необходимой и обязательной составляющей учебного сотрудничества школьников.
В процессе познавательного общения происходит усвоение и использование детьми языковых норм и правил коммуникации, формирование культуры общения.
«Общение» (по С.И.Ожегову) – «взаимные отношения, деловая или дружеская связь»[1, с.452]. «Познание»- «приобретённые знания, постижение закономерностей объективного мира»[1, с.565]. Деловое общение в значительной степени есть обмен информацией, обмен мыслями.
Освоение детьми форм делового общения в играх, беседах, диспутах формирует вкус к обмену познавательной информацией, способствует развитию умения слушать и слышать собеседника.
Познавательное общение в детском коллективе возможно, если:
- существуют доверительные и уважительные отношения в группе беседующих;
- собеседники располагают разной и интересной информацией по обсуждаемой проблеме;
- собеседники имеют собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу;
- языковая и коммуникативная компетентность каждого участника разговора достаточна для данной группы беседующих ( с учётом возраста и уровня образованности).
С целью формирования навыков информационной культуры и развития познавательной самостоятельности младших школьников используется следующая технологическая цепочка обучения детей приёмам познавательного общения:
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК.
Искусство ведения беседы. Получение информации с помощью вопросов. Умение слушать и слышать. Умение использовать информацию, поданную в прямой или косвенной форме.
- ПРЕДМЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Оценка качества сообщений собеседника с точки зрения соответствия учебной задаче. Составление суждений и умозаключений. Суждения ложные и истинные. Искусство ведения спора: аргументы и контраргументы.
- ПЕРЕКОДИРОВКА ИНФОРМАЦИИ.
Умение вести записи и зарисовки в ходе экскурсии, беседы, рассказа, лекции.
- ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ.
Рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дискетах. Знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических приемов для работы с информацией. Рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого его использования.
Информационными ресурсами для младшего школьника служат: субъекты познавательного общения, объекты для наблюдений, опытов и экспериментов, литературные источники, медиаресурсы. Субъектами познавательного общения могут быть: одноклассники, учитель, родственники, знакомые, друзья, люди разных профессий. Среди них наиболее доступны в качестве собеседников для младшего школьника учитель, одноклассники, друзья. Семья ученика может быть благодатной средой для общения на познавательные темы, для развития познавательных интересов и способностей ребёнка. Но, к сожалению, не каждая семья готова к познавательному общению со своим ребёнком в силу разных причин: уровня образованности, стиля жизни, моральных устоев. Собеседниками младших школьников могут быть представители различных служб и предприятий города: врачи, педагоги, библиотекари, артисты-люди тех профессий, которые могут оказать консультативную помощь в выполнении заданий информационно-поискового характера.
Познавательное общение в детском коллективе наиболее вероятно, если собеседники располагают разной и интересной информацией по обсуждаемой проблеме. Откуда у младших школьников появится разная информация, если они читают вместе одни и те же тексты? Возможен ли обмен интересной информацией, если вся информация озвучивается всегда для всего класса? Чем дети могут в таких условиях быть интересными друг другу? Тем, что один ученик озвучивает знакомый всем учебный материал лучше, а другой хуже? Тем, что один делает логические выводы из услышанного и прочитанного быстрее, чем другой? Скорее тут родится конкуренция, чем интерес к знаниям друг друга.
Постоянная работа с дополнительной литературой нужна, возможна, полезна, но она не характерна для каждого ученика начальной школы. А вовлекать в познавательное общение надо всех детей вне зависимости от того, располагают ли они на сегодняшний день хорошими дополнительными источниками информации. Поиску и использованию разнообразных источников информации надо целенаправленно учить. Универсальный источник информации, который всегда есть у каждого ребёнка, - это возможность общения с родителями, родственниками, друзьями, одноклассниками, просто со знакомыми взрослыми.
Только в постоянном познавательном общении формируются информационно-поисковые и информационно-коммуникативные навыки. И здесь учителю могут оказать бесценную помощь существующие ныне технологии включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность и проектную деятельность. При организации проектно-исследовательской деятельности нужно учитывать интересы и возможности детей каждой возрастной группы и использовать соответствующие методические приёмы. Это - умение учителем создать проблемную ситуацию, в формулировании заданий таким образом, чтобы они ставили ученика в ситуацию поиска нестандартных путей развития той или иной учебной задачи, нацеливали его на использование дополнительной информации. Темы проектных и исследовательских работ могут быть «Чем можно вычислять?», «Сколько друзей у слова?», «Отгадай слово», «Где используют нефть?», «Растения в нашей жизни» и др.
Уровень комфортности состояния ребёнка в учебной деятельности заметен по его речи: насколько она искренна, активна, естественна. И, напротив, замкнутость, речевая пассивность или шаблонность высказываний- показатель скуки и отсутствия условий для развития. По мнению Л.В.Занкова, активная, эмоциональная речь ученика на каждом уроке- как средство и цель учебного процесса, как показатель заинтересованной включенности школьника в работу- является тем ориентиром для учителя, который позволяет ему всё время видеть каждого ребёнка, его душевное и физическое состояние, его реакцию на предлагаемые педагогом формы и методы обучения. Результативность обучения проявляется «в увлечённости детей учением, в способности самостоятельно мыслить, вести диалог на уроке, в их общительности, жизнерадостности, дружелюбии»[2, c.161]
Процесс развития речи младшего школьника обязательно включает в себя: работу со словарём; работу с предложением; формирование выразительной устной речи; речевой этикет; изучение структуры текста; обучающее изложение.
Какая связь существует связь между описанием практического опыта конкретного педагога, авторским видением системы работы по развитию речевых и коммуникативных умений младших школьников и сегодняшними требованиями ФГОС по формированию коммуникативных универсальных учебных действий школьников в начальном общем образовании?
Во-первых, теоретической основой Фундаментального ядра содержания общего образования сегодня объявлены ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи: имя Л.В.Занкова перечислено в ряду ведущих специалистов педагогики и психологии, разработавших и реализовавших на практике основные положения системно-деятельностного подхода в образовании.
Во-вторых, опираясь на методические находки в рамках дидактических рекомендаций Л.В. Занкова я хочу ознакомить учителей с технологическими цепочками из методических приёмов, цель которой – последовательное решение задачи развития речи и познавательного общения детей через систему игровых и учебных ситуаций на уроке и во внеурочное время. Эта задача особенно актуальна в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Насколько жизнеспособны предлагаемые методы и приёмы развития коммуникативных, информационно-поисковых и информационно-аналитических навыков в сегодняшней начальной школе- судить Вам.
Предлагаю несколько фрагментов из разработанных технологических цепочек [ 3, с.49-53].
Фрагмент ТЦ №1. Встреча с новым понятием.
Игровая ситуация «Непонятное слово».
Когда ребёнок начинает слышать, каждое сказанное взрослым слово для него не понятно. Растёт – узнаёт всё новые и новые слова. Но сколько же ещё вокруг непонятных слов!
В классе висит конверт «Непонятное слово». Хочешь узнать, что означает слово – напиши его и в конверт положи. Ответят. Учительница ответит. Или на уроке – для всех. Или на перемене – для одного тебя.
Вот только уж очень много слов скопилось: каракатица, биржа, сусек, этикет, баклуши, тормашки, телетайп… Не хочет ли кто из ребят помогать учительнице? Конечно, хотят многие. Они уже знают, где искать ответы на вопросы: да там же, где ищет их учительница! В толковом словаре, в энциклопедии, в других книгах!
Хорошо у ребят получается. Сами непонятные слова ищут и сами делают их понятными. Мы даже провели урок в школьной библиотеке, который так и назвали «…понятное слово». Пришли на урок с непонятными словами, а ушли – с выписками из библиотечных книг, с объяснениями слов.
Фрагмент ТЦ №2. Познавательное общение.
Учёный Совет.
Ура! У нас в 1 «а» классе есть Учёный Совет. У ребят мантии и шапочки магистров наук. Магистры рассказывают детям много интересного. Объясняют непонятные слова, отвечают на «почемучкины» вопросы. Оказывается, это очень интересно – быть «почемучкой»! Каждый день делаешь открытия для себя. Удивительно- но мамы и папы, оказывается, так много знают! Они ищут вместе с нами в книгах ответы на наши «почему».
Производится заседание Учёного Совета на уроке риторики. На других уроках магистрам работы тоже хватает.
Побыть членом Учёного Совета хочется всем ребятам. Поэтому раз в неделю члены Учёного Совета отдают свои красивые шапочки с кисточками другим ребятам, кто ещё ни разу не отвечал на вопросы сам. Вопросов много – выбирай, какой хочешь, и готовься. Неделя впереди.
В конце первого класса все дети сфотографировались в костюмах магистров. Вот здорово! Такая большая газета получилась: фотографии детей в обличии учёных, а рядом с каждым портретом – толкования слов, которые этот ученик объяснил! Есть что посмотреть и что почитать. Родителям понравилось.
Спрашивайте, мамы, папы! Мы и на ваши вопросы ответим.
Фрагмент ТЦ №3. Поиск информации с помощью вопросов.
Задачи-«данетки».
Задавая вопросы, мы исследуем предмет с разных сторон.
Ведущий говорит: «Я задумал число». А все угадывают – какое. Можно задавать ведущему вопросы, но только такие, чтобы ответами были слова да или нет. Мы быстро научились не перебирать все возможные числа, а сразу умными вопросами сужать круг поиска: «Это число однозначное? Оно чётное? Оно больше пяти?...»
Очень интересно играть в похожую игру «Я задумал животное». Оказывается, можно животное узнать по внешности, по способу питания, по среде обитания… Главное- вопросы задавать умные!
На уроке чтения можно отгадывать литературных героев – но по жанру литературного произведения, по внешним особенностям героя, его возрасту, привычкам, чертам характера, друзьям…
Задавая вопросы и получая ответы да, нет, мы учимся рассуждать, делать выводы. Мы учимся держать в памяти сразу множество ответов на наши вопросы. Мы учимся логическому мышлению.
Фрагмент ТЦ №4. Толкование понятий.
Пойми меня.
Была такая телепередача – «Пойми меня». Хорошая передача. Очень важно дать толкование слову так, чтобы слово мог угадать партнёр по игре. Интересно попробовать объяснить одно и то же слово разными способами.
Детям нравится играть в такую игру. Толкование слова можно давать по-разному. Мы узнали это во втором классе.
При определении термина можно давать указание на предмет ( «Это …»), его описание, назначение, его характеристику (перечисление особенностей), сравнение (на что похож, чем отличается).
Несколько человек получают картинки с изображением разных предметов. Каждый пытается, не называя предмет и не показывая детям картинку, как можно короче объяснить классу, что изображено на листе бумаги. А ученики должны отгадать слово. Чем точнее объяснение, тем быстрее дети отгадывают. Выигрывает тот, чьё объяснение ребята признают самым удачным.
А если объяснение не получилось, ребята помогут своему однокласснику подобрать точное определение слова.
Фрагмент ТЦ №5. Обмен информацией.
Мини-доклады.
Система мини-докладов выходит за рамки непосредственно работы над словом, но истоки свои берёт именно оттуда.
Потребность детей постоянно находиться в потоке информации, самостоятельно погружаться в неизведанное, смело открывать любую интересующую их книгу приводит к такому всплеску самых разнообразных увлечений и познавательных интересов, что грех было бы не дать детям возможность высказываться по этому поводу не только во внеурочное время, но и на уроках.
Проблему решают мини- доклады, приуроченные к занятиям по предмету «Мир и человек»(естествознание). Как только звучит новая (будущая) тема урока, дети сами, добровольно, с огромным желанием предлагают свои услуги по её подготовке:
- У меня такая книга есть! И у меня! А я читал… А я могу рассказать …
Правда, при этом урока часто не хватает! Но тут уж или-или! Главное- дать детям возможность говорить, обмениваться информацией с удовольствием, взахлёб. И здесь же приходит умение слушать друг друга. Оказывается, каждый одноклассник может быть очень интересным собеседником.
Полезное открытие.
Постепенно привычка пользоваться дополнительной литературой при подготовке к уроку становится неотъемлемой чертой учеников.
Сегодня проходят апробацию новые научные педагогические идеи, новые методические решения. Среди них- компетентностный подход к формированию языковых и коммуникативных умений младших школьников. Будем помнить, что творческий поиск учителя и его стремление к инновациям оправданы лишь в том случае, если это отвечает интересам и потребностям ученика.
Литература:
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.: АЗЪ, 1993 г.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды.- М.: Новая школа, 1996.
- Соколова Т.Е. Информационно-поисковые умения: Познавательное общение в начальном образовании: Учебно-методическое пособие.- Самара: Учебная литература: Федоров, 2007.- 160 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова.-М.: Просвещение, 2008.-151 с. (стандарты второго поколения)