Формирование ИКТ-компетентности на основе взаимодействия младшего школьника с информационной образовательной средой.
Понимание терминов информационно-коммуникационные технологии, иоформационная образовательная среда, информационная грамотность, ИКТ-компетентность- это новый и необходимый шаг к реализации требований ФГОС в области информатизации образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konga_statya.docx | 57.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конга Руслана Михайловна,
преподаватель внеурочной деятельности
начальных классов
МБОУ СОШ №2 г.Ак-Довурак.
Формирование ИКТ-компетентности на основе взаимодействия младшего школьника с информационной образовательной средой.
Ключевые понятия данной темы: информационно-коммуникационные технологии(ИКТ); информационно-образовательная среда(ИОС); информационная грамотность, ИКТ-компетентность.
Понимание учителем сущности данных терминов – новый и необходимый шаг к реализации требований ФГОС в области информатизации образования.
Информационно-образовательная среда (ИОС) – система инструментов и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности образовательного учреждения на основе ИКТ.
Какими средствами (какой техникой) должны быть обеспечены школьники на ступени начального образования?
Рекомендуемые цифровые зоны начальной школы:
- Медиалекторий (компьютер, подключённый к ЛВС и Интернет, медиапроектор или телевизор, аудиосистема, дополнительное оборудование: принтер, сканер, медиатека начальной школы).
- Медиацентр начальной школы (3-5 компьютеров, оснащённые оборудованием для проектной деятельности).
- Творческие мастерские: графическая(графический планшет, сканер, цифровое фото- и видеооборудование), исследовательская(микроскоп, датчики, лего-лого), звуковая (аудиосистема, микрофон, динамики, музыкальная клавиатура), работы с текстом(сканер, принтер, копировальный аппарат, переплётное оборудование)
- ИКТ-кабинет(АРМ учащихся и АРМ учителя, ЛВС, Интернет, дополнительное оборудование: принтер, сканер, колонки на рабочем месте учителя, наушники, микрофон, медиапроектор).
Информационные ресурсы для начальной школы- это весь необходимый для данного образовательного учреждения комплект учебников с электронными приложениями; медиатека (лицензионные компакт-диски) для поддержки всех учебных дисциплин в начальной школе; лицензионные цифровые образовательные программы для начальной школы; доступ учителей и учеников к печатным и цифровым образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещенным в федеральных и региональных хранилищах ЭОР; фонд дополнительной литературы в школьной библиотеке, включающий справочно-библиографические, периодические печатные и электронные издания.
М.С.Цветкова (зам.генерального директора издательства БИНОМ), занимающаяся разработками в области создания информационной среды в образовательном учреждении, рекомендует примерное содержание коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и медиатеки в начальной школе. Это лото, таблицы, схемы – интерактивные анимации; интерактивные тренажёры, тесты, задачи; компьютерные лаборатории; электронные энциклопедии, словари, карты и атласы; видеотека, коллекции учебного кино; аудиотека, коллекция звукозаписей.
Ресурсы Интернет- обязательная составляющая школьной информационно-образовательной среды. По мнению М.С.Цветковой, через Интернет должен обеспечиваться доступ детей и родителей к школьной информации на сайте школы и к детским работам; доступ учителей и родителей к нормативной информации для начального обучения; доступ детей и учителей к CD-медиатеке школы; доступ учителей и детей к коллекции ЦОР; сетевая консультационная поддержка учителей и обмен опытом в области использования ИКТ; дистанционная поддержка обучения учителей.
Решающее значение для функционирования информационно-образовательной среды имеет мотивационная и функциональная готовность кадров.
ИКТ-компетентность (или информационная компетентность) профессиональная (для учителя) – умение, способность и готовность решать профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области средства ИКТ.
ИКТ-компетентность учителей начального образования предполагает личную ИКТ-грамотность; элементарную культуру сетевого взаимодействия; квалификацию в области подготовки ИКТ компетенций учеников; владение инструментами работы ЦОР и медиатеками, видеотеками, аудиотеками; умение формировать электронный портфолио.
ИКТ-компетентность учителя предполагает владение современными технологиями организации учебного процесса, обеспечивающими познавательную активность и самостоятельность школьников при взаимодействии с информационными источниками, в том числе электронными: технологией организации проектной деятельности; технологией организации урока с использованием средств ИКТ.
Информационно-коммуникационные технологии являются важным инструментом формирования универсальных учебных действий школьников. Наряду с традиционными методиками целесообразно широкое использование в начальной школе цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Обязательная составляющая этого процесса – активная компьютеризация начального общего образования.
Однако наличие цифровой техники в школе не гарантирует выполнения программы обучения младших школьников информационной деятельности с использованием ИКТ. Основная тенденция компьютеризации начального образования в области заключается в оснащении кабинетов начальных классов компьютерной техникой, интерактивными досками, проекторами, Интернетом, что само по себе крайне необходимо.
Хотелось бы отметить ещё одну особенность: из базисного учебного плана начального общего образования(из перечня обязательных предметов) исчезла информатика. При этом практика проведения уроков по другим учебным дисциплинам с использованием ПК в начальной школе ещё не стала привычной реальностью.
Обратим внимание на то, что, во-первых, формирование ИКТ-компетентности обучающихся должно происходить в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Примерная ООП содержит рекомендации по вкладу каждой учебной дисциплины в формирование ИКТ-компетентности младших школьников.
Во-вторых, освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.
Что мы видим в реальном образовательном процессе? На данный момент в школах города индивидуальная работа с ПК в начальных классах вынесена на внеурочную деятельность (кружки, факультативы, проекты…-то, что является, по замыслу авторов Примерной ООП не основной, а вспомогательной линией! А это означает, что ИКТ-компетентность младших школьников во многих образовательных учреждениях формируется бессистемно и не у всех учащихся!
Компьютерная техника на уроках в начальной школе чаще всего доступна только учителю. Но является ли наличие интерактивной доски в классе или проведение мультимедийных уроков с использованием презентаций условием формирования компьютерной грамотности ученика? Учителя начальных классов увлеклись созданием презентаций, подборками видеоряда, поисками картинок в сети Интернет, они заняты разработкой или подбором материалов к упражнениям с использованием интерактивной доски. Всё это не решает задачи формирования ИКТ-компетентности самих школьников.
В более выгодном положении находятся школы, которые сохранили информатику как учебную дисциплину за счёт школьного компонента. В рамках этого предмета и строится система работы по формированию компьютерной и ИКТ-грамотности школьника.
Выполнение программы формирования ИКТ-компетентности младших школьников средствами разных учебных дисциплин- сложная задача. Она требует:
- специального планирования уроков на базе компьютерного класса по разным предметам в рамках учебного года;
- мощной специальной подготовки учителей к проведению этих уроков (кроме пользовательских навыков потребуются новые организационные умения)
- доступа в компьютерный кабинет каждого класса начальной школы, занимающегося по новым стандартам, как минимум, 1 раз в неделю (особенно актуальной становится систематическая работа в компьютерном классе при использовании электронных приложений к учебникам, которые пока учителя используют не для индивидуальной работы детей, а для фронтальной работы в классе, что не соответствует требованиям системно-деятельностного подхода к образованию);
- наличие в каждой школе специалиста, курирующего данное напрвление и являющегося для учителей консультантом, помощником и генератором идей.
Пока перечисленные выше условия не характерны для начальной школы, глубина и последовательность работы конкретного учителя по формированию ИКТ-компетентности обучающихся в огромной степени зависит от его личного желания и умения заниматься этой проблемой, от его инициативы, творчества и, конечно, от уровня ИКТ-компетентности самого учителя.
Система работы по формированию любого универсального учебного действия должна быть соединена с системой соответствующего мониторинга. Но сегодня говорить о полноценном мониторинге ИКТ-компетентности младших школьников, обучающихся по ФГОС НОО, полагаю, преждевременно, так как:
- в подпрограмме формирования ИКТ-компетентности ( в рамках формирования УУД) названы требования к итоговым результатам (требования к учащимся на конец 4 класса), а сейчас (в 2012-2013 учебном году) дети обучаются по новым стандартам лишь в 1-2 классах.
- ни в одном документе ФГОС нет рекомендуемой разбивки искомых умений пользователя ПК на годы обучения (1-4 или 2-4 классы).
Но если не предпринимать определённых шагов сегодня, то через 2-3 года результат формирования ИКТ-компетентности выпускников младших классов может быть плачевный. Эти шаги на уровне УО могут быть следующими:
- Разработка и принятие программ формирования ИКТ-компетентности младших школьников с учётом оснащённости школ города компьютерной техникой и с разбивкой минимальных умений компьютерной грамотности обучающихся по годам обучения.
- Предоставление ОУ права выбора основного способа реализации программы:
-через междисциплинарный курс (еженедельные занятия по разным учебным
предметам с использованием комплекта ПК);
-через курс информатики в начальной школе на основе ИКТ;
- через комплексный курс, включая оба предыдущие варианта.
3. Включение требований к ИКТ-компетентности младших школьников в Основную
образовательную программу НОО каждого ОУ.
4.Создание в образовательных учреждениях условий для формирования ИКТ-
компетентности младших школьников, то есть создание информационно-
образовательной среды, обеспечивающей в начальной школе доступ к цифровой
технике:
-для проведения ежедневных медиауроков в своем классе(компьютер, проектор, интерактивная доска, доступ в Интернет);
- для проведения одного-двух еженедельных медиауроков в компьютерном кабинете (с расширенным АРМ учителя и с необходимым количеством ПК для учащихся);
-для организации внеурочной деятельности (медиацентр для начальной школы с компьютерами для проектной деятельности, цифровых творческих мастерских и медиалабораторий для начальной школы).
5.Обучение учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО, по данной
проблеме через семинары и курсовую подготовку.
Литература и Интернет-источники.
- Единая коллекция ЦОР: виртуальная лаборатория по информатике для младших школьников: www.school-collection.edu.ru.
- Информационная грамотность в начальной школе// Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.-М.:Просвещение, 2008.-с.287-293.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ Сост.Е.С.Савинов.-4-е изд., перераб.-М., Просвещение, 2012.- 223с. [Электронный ресурс].