"Развитие творческих способностей младших школьников в проектной деятельности "
Доклад " Развитие творческих способностей младших школьников в проектной деятельности "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад "Развитие творческих способностей младших школьников в проектной деятельности" | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей в проектной деятельности
младших школьников».
Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как инновационная педагогическая технология предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Одним из обязательных условий воспитания успешного школьника является развитие творческих способностей. А что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. Участие школьников в проектной деятельности способствует развитию творческого потенциала, нестандартного мышления и приобретению новых знаний.
Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний , сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача педагога заключается в том , чтобы помочь учащимся освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь детям отработать применение знаний и способностей на практике. Совместная проектная деятельность помогает педагогу в решении данной задачи.
Метод проектов выгодно отличается от других методов.
- Развитие мотивации.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей.
- Развитие творческой среды.
Одна из задач педагога – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску.
- Создание психологического комфорта.
Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Однако, использование данного метода связано с определенными трудностями: недостаток времени , высокая трудоемкость.
Над своим проектом я работаю всего полгода и есть уже результаты.
Проект мною рассматривается как пять «П».
- Проблема ( выявление и постановка )
- Проектирование ( планирование путей решения )
- Поиск информации
- продукт
- презентация
Первое «П» - в чем я вижу проблему в воспитании младших школьников.
Ребенок пришел в школу учиться, приобретать знания . Конечно, он выучит необходимые правила и законы, сумеет пересказать то , о чем узнает. Но современный человек должен творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем, должен не просто владеть информацией, но и уметь анализировать ее, делать выводы. Очень часто учащиеся не могут применять свои знания к решению той или иной жизненной задачи.
Второе «П».- Педагогическое проектирование.
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой , чем организаторская, диагностическая (поиск содержания, методов, средств взаимопонимания с учащимися ) или коммуникативная.
Следующая ступень – создание проекта.
Н этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования.
Четвертая «П» - продукт.
Этот этап проектирования – конструирование.
Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. На этом этапе проводятся практические занятия с учениками, отрабатывается материал, нарабатывается практика, делаются выводы по проделанной работе.
Пятая «П» - презентация.
На этом этапе все материалы по проекту структурируются, создается слайдовая презентация, организуются выставки творческих работы , презентация, демонстрация и анализ полученного результата совместной деятельности.
Далее мне хотелось бы привести конкретные примеры по внедрению совместной проектной деятельности в классном коллективе.
По предмету «Окружающий мир» мною был разработан проект «Я и мой мир».
По данному проекту прежде всего я разработала план по охране окружающей среды. С детьми была проведена исследовательская работа: «Бытовой мусор». В сентябре нами были закопаны в почву следующие виды отходов: остатки яблока, куриная кость, кусочек хлеба, газета, фантик от конфеты, пластиковая бутылка, полиэтиленовый пакет. В мае мы планируем провести раскопки и посмотреть, что осталось от наших отходов. Дети сделают правильные выводы и в будущем они подумают бросить фантик или пакет на землю, или отнести в урну.
С сентября мы начали наблюдение за некоторыми деревьями: ивой, тополем, акацией, липой, кленом, которые растут на школьном участке.
И каждое 20-е число месяца проводим экскурсии с целью ежемесячного наблюдения за листвой деревьев. Результаты зарисовывали в дневниках наблюдений.
Далее по этому проекту проводим исследования со снегом, водой, льдом. Результаты также зарисовываем в дневниках и делаем выводы.
Очень понравилось детям вести календари природы, где каждый день отмечаются явления природы и температура воздуха. По истечению месяца подводятся итоги, дети делают выводы сравнивая погоду.
Совместно с этой работой дети подготовили проекты «Я – пешеход». Повторили и закрепили правила дорожного движения.
Итак, подводя итоги работы, я пришла к выводу, что совместная проектная деятельность является одной из удачных форм работы по развитию творческих способностей, а также по формированию детского коллектива.
В дальнейшем, я планирую продолжить внедрение данной технологии, т.к. результаты радуют меня , учеников и их родителей.
А что может быть важнее в работе педагога?
Тема самообразования:
«Развитие творческих способностей в проектной деятельности младших школьников»