"Развитие творческих способностей младших школьников в проектной деятельности "

Орлова Евгения Анатольевна

Доклад " Развитие творческих способностей младших школьников в проектной деятельности "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей в проектной деятельности

          младших школьников».

Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как инновационная педагогическая технология предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

 Одним из обязательных условий воспитания успешного школьника является развитие творческих способностей. А что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. Участие школьников в проектной деятельности способствует развитию творческого потенциала, нестандартного мышления и приобретению новых знаний.

Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний , сбора необходимой информации, умения выдвигать  гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача педагога заключается в том , чтобы помочь учащимся освоить такие способы  действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь детям отработать применение знаний и способностей на практике. Совместная проектная деятельность помогает педагогу в решении данной задачи.

Метод проектов выгодно отличается от других методов.

  1. Развитие мотивации.

Необходимо помогать  учащимся  видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей.

  1. Развитие творческой среды.

Одна из  задач педагога – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску.

  1. Создание психологического комфорта.

Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Однако, использование данного метода связано с определенными трудностями: недостаток времени , высокая трудоемкость.

Над своим проектом я работаю всего полгода и есть уже результаты.

Проект мною рассматривается как пять «П».

  • Проблема ( выявление и постановка )
  • Проектирование ( планирование путей решения )
  • Поиск информации
  • продукт
  • презентация

Первое «П» - в чем я вижу проблему   в воспитании младших школьников.

Ребенок пришел в школу учиться, приобретать знания . Конечно, он выучит необходимые правила и законы, сумеет пересказать то , о чем узнает. Но современный человек должен творчески использовать имеющиеся   знания для решения новых проблем, должен не просто владеть информацией, но и уметь анализировать ее, делать выводы. Очень часто учащиеся не могут применять свои знания к решению той или иной жизненной задачи.

Второе «П».- Педагогическое проектирование.

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой , чем организаторская, диагностическая (поиск содержания, методов, средств взаимопонимания с учащимися ) или коммуникативная.

Следующая ступень – создание проекта.

Н этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования.

Четвертая «П» - продукт.

Этот этап проектирования – конструирование.

Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. На этом этапе проводятся практические занятия с учениками, отрабатывается материал, нарабатывается практика, делаются выводы по проделанной работе.

Пятая «П» - презентация.

На этом этапе все материалы по проекту структурируются, создается слайдовая презентация, организуются выставки творческих  работы , презентация, демонстрация и анализ полученного результата совместной деятельности.

Далее мне хотелось бы привести конкретные примеры по внедрению совместной проектной деятельности в классном коллективе.

По предмету «Окружающий мир» мною был разработан проект  «Я и мой мир».

По данному проекту прежде всего я разработала план по охране окружающей среды. С детьми была проведена исследовательская работа: «Бытовой мусор». В сентябре нами были закопаны в почву следующие виды отходов: остатки яблока, куриная  кость, кусочек хлеба, газета, фантик от конфеты, пластиковая бутылка, полиэтиленовый  пакет. В мае мы планируем провести раскопки и посмотреть, что осталось от наших отходов. Дети сделают правильные выводы и в будущем они  подумают  бросить фантик или пакет на землю, или отнести в урну.

С сентября мы начали наблюдение за некоторыми деревьями: ивой, тополем, акацией, липой, кленом, которые растут на школьном участке.

 И каждое 20-е число месяца проводим экскурсии с целью ежемесячного наблюдения за листвой деревьев. Результаты зарисовывали в дневниках наблюдений.

Далее по этому проекту проводим исследования со снегом, водой, льдом. Результаты также зарисовываем в дневниках и делаем выводы.

Очень понравилось детям вести календари природы, где каждый день отмечаются явления природы и температура воздуха. По истечению месяца подводятся итоги, дети делают выводы сравнивая погоду.

Совместно с этой работой дети подготовили проекты «Я – пешеход». Повторили и закрепили правила дорожного движения.

Итак, подводя итоги работы, я пришла к выводу, что совместная проектная деятельность является одной из удачных форм работы по развитию творческих способностей, а также по формированию детского коллектива.

В дальнейшем, я планирую продолжить внедрение данной технологии, т.к. результаты радуют меня , учеников и их родителей.

А что может быть важнее в работе педагога?

Тема самообразования:

«Развитие творческих способностей в проектной деятельности младших школьников»