Педагогический опыт
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт.
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Г.Э. Лессинг
Я Гудкова Елена Дмитриевна, учитель начальных классов МБОУСОШ №60. Я хочу представить Вашему вниманию мою творческую работу (педагогический опыт).
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.
Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.
Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Вот поэтому я использую в обучении в начальных классах метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. ФГОС II поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.. «Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом, метод проекта предполагает:
- связь обучения с жизнью;
- развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
- развития умения адаптироваться к действительности;
- умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.
Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, т. е. учит учиться.
Данная технология может быть эффективно использована, в первую очередь, для повышения качества обучения школьников.
Из истории метода проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия (XX века) в США. Этот метод был разработан с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
В настоящее время метод проектов широко стал внедряться не только в систему образования, но и во многие другие отрасли, представляющий как комплекс отдельных шагов.
Рассмотрим, что такое проект. Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта». Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности».
Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Структура деятельности учителя и ученика в проектной деятельности.
Перед Вами таблица, где представлена деятельность ученика и учителя в проектной деятельности.
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Этапы проектной деятельности
ПОИСКОВЫЙ |
Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели проекта. |
АНАЛИТИЧЕСКИЙ |
Анализ имеющейся информации, поиск информационных лакун. Сбор и изучение информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта. Составление плана реализации проекта. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ |
Выполнение запланированных технологических операций. Текущий контроль качества. Внесение (при необходимости) изменений. |
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ |
Подготовка презентационных материалов. Презентация проекта. Изучение возможностей использования результатов проекта. |
КОНТРОЛЬНЫЙ |
Анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества выполнения проекта. |
Виды проектов:
По доминирующей деятельности учителя | По характеру контактов | По комплексности | По продолжительности |
Практико- ориентированный Исследовательский Информационный Ролевой Творческий | внутриклассные внутришкольные региональны межрегиональные международны | монопроекты межпредметные | Мини- проекты краткосрочные недельные годичные |
По доминирующей деятельности применительно для младших школьников, можно представить следующую классификацию проектов:
- Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешних заказчиков. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, микрорайона и т.д. (из опыта работы: учебное пособие, листки здоровья, проект озеленения школьного двора, подготовка и проведения концерта ко дню 9 мая для ветеранов поселка, подготовка подарков ветеранам, выпуск Книги памяти.) Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте с целью с целью анализа, обобщения и представления широкой аудитории (выпуск школьных газет или публикации на школьном сайте репортажей о жизни класса, или проблемах школы, окружающей среды и т. д.)
- Творческий проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна, но уже в 4 классе ученики справляются с такими проектами (театрализации, организация спортивных состязаний, выпуск книжек-малышек для детей детского садика или учеников 1 класса). Участвуя в нем участники проекта берут на себя роли сценаристов, артистов, оформителей. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация.
Ученик встает перед выбором формы презентации:
- деловая игра;
- диалог персонажей (одушевленных, неодушевленных, исторических деятелей и т. п.);
- отчет о экспедиции (научной, познавательной, исторической…);
- реклама;
- соревнование;
- телепередача ( «Кое-что из жизни класса» - выпускной капустник учеников 4 б класса – из опыта работы) и т. п.
Для учителя момент презентации – анализ деятельности его подопечных (как проявляли самостоятельность, что приобрели в смысле новых знаний и умений, какие новые для себя знания открыли, как общались…), а для ученика – выход на предъявление роста своей компетентности и самоанализ: все ли получилось, что я или мы задумали. Таким образом, настоящим результатом работы над проектом, кроме конкретного продукта, является:
- ход мыслительной деятельности детей;
- собранная ими информация;
- приобретенные ими знания;
- появившиеся или отвергнутые варианты решения проблемы;
- найденный конструктивный замысел.
В моём классе 24 человек, из них 16 мальчиков и 10 девочек. Возраст детей 8-9 лет.
Я работаю по программе «Перспектива» и в своей работе частично использую программу развивающего обучения. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
В 1 классе перед началом внедрения проектной деятельности, я провела родительское собрания, где объяснила, что такое проект и как родителям вести себя по данной работе. Мы вместе с родителями решили, что необходимо попробовать, и в настоящее время эта работа необходима.
Первые проекты мы стали разрабатывать в 1 классе. У детей 1 класса ещё плохо развита поисковая, самостоятельная работа. Только при помощи родителей и учителя они находили материал. Во 2 классе произошло значительное улучшение в этих отраслях, дети с большим удовольствием начали искать материал, находить интересные факты из жизни страны, животных. Дети стали любознательны, больше читать. Но ещё помощь родителей и учителя необходима.
Представляю один из проектов, который выполняли ученики 1 класса.
Проект: « Числа в загадках, пословицах и поговорках »
Методический паспорт учебного проекта
Проект «Числа в загадках, пословицах и поговорках».
Предмет: математика.
Класс: 1-й.
Тип проекта: творческий, индивидуальная работа.
Планируемый результат: ученики создают книжки-малышки про цифры.
Цели:
- учить пользоваться дополнительной литературой, энциклопедиями,
- развивать творческий потенциал, стремление к успеху,
- воспитывать уверенность в себе, способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творчеству, давать адекватную оценку полученным результатам (как собственных, так и чужих).
Материалы: альбом, краски, карандаши, фломастеры
Время: 2 недели ( апрель)
Работа над проектом
1этап. Подготовительный.
1. Сообщение темы урока:
-Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями.
2. Задача:
- Вам нужно найти загадки, пословицы и поговорки про цифры. А затем оформить книжку-малышку.
2 этап. Планирование и организация деятельности.
- Обсуждение названия проекта
- Направления работы
- найти загадки
- пословицы и поговорки
3 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы)
Дети под руководством учителя знакомятся с дополнительной литературой и энциклопедиями, в которых есть необходимый материал. Распределяют между собой цифры, про которые будут писать. Дома с помощью родителей оформляют работы.
4 этап. Представление результатов, отчёт.
Заключение.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов ( В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что "существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе.
Вывод. Итак, применение метода проектов с использованием информационных технологий в образовательном процессе способствует: формированию у детей исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.