«Психологическая готовность учителя к уроку».

Дручевская Татьяна Васильевна

 

- Как же без знания детской психологии, психологии общения,

без осознания себя, как педагога,

со всеми  достоинствами и недостатками идти на урок ?!

 

Приходя в школу в 1 класс школы, ребёнок начинает новую жизнь. Теперь у него появился новый статус: «Он - ученик». К тому же в первые недели ребёнок находится во власти новых впечатлений, эмоций как положительных так и отрицательных. Так же можно добавить большую внушаемость, неадекватную реакцию на так называемые  «мелочи жизни», школьной жизни, проблемы, связанные с врастанием в детский коллектив, Учтя всё это, становится ясно, насколько непросто строится его воспитание и даже образование. Тем более что ребёнок попадает под власть авторитета не только родителей, но и учителя. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

Л.И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся игре мотиву “стать взрослым и реально осуществлять его функции” (Д.Б. Эльконин). 

Настроиться и понять индивидуальность проявления детей – очень важная задача для дальнейшего бесконфликтного общения с детьми и для их психологического развития. Современная школа ждёт учителей с достаточно высоким уровнем профессиональной и психологической подготовки. Учитель начальной школы сегодня должен не только вести урок, используя всевозможные современные технологии, но и фиксировать изменения в психологическом развитии учащихся, знать их возрастные и индивидуальные возможности, своевременно выявлять причины различного рода трудностей в учебно-воспитательной работе, преодолевать отклонения в интеллектуальном развитии школьников, оказывать психологическую помощь в решении конфликтных ситуаций.

Закончив педагогические  училища, институты и другие образовательные учреждения, мы изучали психологию и педагогику, но порой этого недостаточно. Поэтому учитель – это не только преподаватель данных наук, а и психолог, и оратор, и логопед и даже артист. Бывают неординарные психологические ситуации на уроках, переменах, классных часах, внеклассных мероприятиях, где приходится быть и мамой, и сестрой и близким товарищем. Только через такие небольшие «хитрости» можно понять ребёнка, помочь ему раскрыть свою душу, добиться полного взаимопонимания.

Я считаю, что учитель не должен стесняться признавать свои ошибки, тогда и дети, беря пример с учителя, будут открытыми и честными. Например, учителю не должно быть стыдно попросить прощение или извиниться перед детьми за то, что вы задержались на начало урока. Глядя на учителя, ребята будут стараться быть честными, откровенными и дисциплинированными. Не стоит учителю показывать своё плохое настроение,  ведь дети ответят тем же. Психика ребёнка очень ранима, их легко обидеть, но трудно снова добиться взаимопонимания, помнить об этой простой истине нужно ежеминутно. Не секрет, какие мы, преподаватели, такими и вырастут наши ученики. Не всегда, но очень часто они, дети, стараются быть похожими на человека, который у них пользуется авторитетом. А стать авторитетным преподавателем не так уж и легко!

Если мы хотим, чтобы наши дети выросли образованными, уверенными в себе, счастливыми людьми, то мы должны создать для этого необходимые условия. Школа - важнейшее звено в этой работе. а нам – преподавателям не стоит забывать правила и советы психологов.

 

 

КАК СТАТЬ УВЕРЕННЫМ В СЕБЕ

         (ДЕВЯТЬ ПРАВИЛ Э. СМИТА)

1.Человек, уверенный в себе и в своей жизни, свободно руководствуется собственными ценностями и нормами поведения.

2. Каждый человек – сам себе высший судья, имеет полное право оценивать свои мысли и чувства, свое поведение так, как считает нужным.

3.Каждый человек имеет право ни перед кем не оправдываться и не извиняться за свои поступки.

4.Каждый человек сам для себя решает, хочет ли он отвечать за чужие проблемы.

5. Каждый человек имеет полное право менять свое решение, потому что он может и хочет быть самим собой. Человек вправе изменить свое мировоззрение, свой взгляд на те или иные   проблемы.

6.Каждый человек имеет право на ошибку.

 7.Каждый человек имеет право что-то не знать

8.Каждый человек имеет право не зависеть от снисхождения других, даже тех, которые для него значимы или от которых он чего-то ждет.

9.Каждый человек может принимать нелогичные решения – по своему желанию.9.Каждый человек имеет право не понимать намеков.

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ФИЛИПА ЗИМБАРДО:

 

  • Признайте свои сильные и слабые качества и сформулируйте соответствующие цели саморазвития.
  • Решите, что для вас более ценно и какой вы хотите видеть свою жизнь
  • Постарайтесь понять и простить тех людей, которые заставили вас страдать, или не оказали помощи. Простите самому себе свои ошибки и заблуждения. Не возвращайтесь к прошлому. Подумайте об успехах, пусть и небольших.
  • Не позволяйте себе утонуть в переживаниях вины и стыда, это не поможет добиться успеха.
  • Ищите причины своего неуспеха в объективной ситуации, а не в недостатках собственной личности.
  • Старайтесь терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением.
  • Никогда не говорите о себе плохо. Избегайте приписывать себе отрицательные черты – “глупый”, “невезучий”, “неспособный”.
  • Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность. Оцениваться могут только ваши действия.
  • Помните, что иное поражение – это удача, поскольку вы получили опыт, чего следует избегать в будущем.
  • Не миритесь с людьми, занятиями, обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать собственную неполноценность. Если вам не удается изменить их или самого себя настолько, чтобы чувствовать уверенность, лучше просто отвернуться от них.
  • Позволяйте себе расслабиться, чтобы прислушаться к своим мыслям и чувствам. Старайтесь лучше себя понять.
  • Старайтесь активно общаться с другими людьми. Чувствуйте энергию общения.
  • Перестаньте чрезмерно охранять свое “Я” – оно гораздо крепче и пластичнее, чем вам кажется.
  • Не бойтесь оказаться нескромным: старайтесь достигать собственные цели.