МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ: «ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА» 2 КЛАСС
Урок русского языка во 2 классе.
Гамова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Ниновская НОШ»
Новооскольского района
Белгородской области
Класс:2
УМК: «Школа России»
Предмет: Русский язык
Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Авторы методического пособия: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Тема урока: Однозначные и многозначные слова.
Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с понятиями «однозначные и многозначные слова».
Задачи урока:
Предметные:
· создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах и особенностях их лексического значения;
· способствовать формированию речевой культуры, правильности употребления многозначных слов в речи;
· обеспечить усвоения учащимися умения работать с толковым словарём;
· помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
· познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
· коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
· формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: на уроке ученик получит знания о многозначных и однозначных словах; научится находить их в речи и объяснять их лексическое значение; строить высказывания с использованием многозначных слов.
Метапредметные:
· познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
· коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
· регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату;
Личностные:
· ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Ресурсы урока:
Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, оформление доски :иллюстрация плана страны Лексика, где города носят название лексических групп слов (Антонимы, Синонимы, Многозначные слова, однозначные слова и т.п.)
Оборудование:
интерактивная доска, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Подготовка к открытию нового знания.
- Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в научную экспедицию в страну Лексика. А кто из вас знает, что обозначает слово «лексика»?
- Правильно. Слова – это строительный материал языка. В этой стране много городов. О некоторых из них мы с вами поговорим сегодня.
К любой экспедиции надо готовиться. Подготовим наши пальчики.
Минутка чистописания.
- Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои пальчики.
(Пальчиковая гимнастика)
- Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!
(Обратить внимание на правильность посадки).
Орфографический буквенный диктант.
Безударная гласная: Река, гора, звезда, трава, снегирь, ведро, родник, вода.
Гласные после шипящих. Роща, щука, чай, лыжи, шиповник, щавель
Проверка на слайде. Взаимопроверка.
1.Какое слово лишнее? Что обозначают оставшиеся слова? На какие две группы их можно разделить? В каком слове букв больше чем звуков? Почему?
2.Какое слово нельзя переносить?
III. Словарная работа.
- Отгадайте загадки, напишите отгадки.
Как сажа черна,
Как сметана бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать где была. (сорока)
Птичка--невеличка
Хочет сделать шажок
Получается прыжок.(воробей)
Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье
Голосистый ….(соловей)
Очень умная птица
Не сова и не синица,
Она песен не поёт,
А советы раздаёт.
(ворона)
Посмотрите на меня —
Сбоку у меня поля,
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений,
Я — в линейку, без сомнений.
Это — лёгкая загадка:
Каждый знает, я — ...
(Тетрадь)
Я могу любое слово
на бумаге написать.
Помогу тебе задачки
очень трудные решать.
Не забудь меня, мой друг,
Без меня ты как безрук.
(ручка)
(Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона, тетрадь, ручка.)
- А проверим написание словарных слов с помощью слайдов.
- Найдите среди этих слов лишние и объясните почему? (ручка и тетрадь)
III. Этап мотивации и целеполагания.
- Скажите, чем похожи эти слова?
- Все ли согласны с тем, что их объединяет общее понятие «школьные принадлежности». Может быть, кто-то хочет поспорить с этим утверждением.
- Почему ваши мнения сегодня разошлись?
- Попробуйте сформулировать тему и цель нашего сегодняшнего урока.
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
- Приведите примеры слов, которые в стране Лексика живут в одном городе со словом РУЧКА.
- Что у них всех общего? (Несколько (много) значений).
- А теперь приведите примеры слов, которые живут в одном городе со словом ТЕТРАДЬ.
- Что общего у них? (одно значение).
- Посмотрите на карту страны Лексика и скажите, как называются города, в которых живут слова РУЧКА и ТЕТРАДЬ.
- Как же называют такие слова как ручка, и тетрадь? (однозначные и многозначные)
- Где с этими понятиями вы уже встречались? (На уроках математики)
- Какое значение имели эти слова?
- Сделайте вывод, где же живут наши новые понятия?
Работа в парах.
- Сформулируйте определение многозначных слов и приведите примеры.
- Сформулируйте определение однозначных слов и приведите примеры.
- Проверим наше предположение. (Дети слушают объяснение понятия многозначные и однозначные слова с электронного приложения к учебнику)
- Наше определение было верным? Аплодисменты нашим научным достижениям.
Физкультминутка.
- Пришла пора нам немного в нашем путешествии размяться
У. Раз, два! (Маршируют на месте)
Д. Три, четыре!
У. Три, четыре!
Д. Раз, два!
У. Кто шагает дружно в ряд?
Д. Боевой отряд ребят.
У. Всем, всем.
Д. Добрый день! (Хлопают рука об руку)
У. Прочь с дороги нашей. (Машут в правую сторону)
Д. Лень!
У. Не мешай! (Взмах в левую сторону)
Д. Трудиться. (изображают забивание гвоздя)
У. Не уступим мы нигде- (Мах рукой)
Д. Ни в учёбе, ни в труде
V. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
- Мы сейчас с вами шагали где? (По дороге).
- Это новое словарное слово, посмотрите в орфографическом словаре, как пишется это слово.
- Запишите слово в словарик и запомните его написание.
- А скажите мне, это слово будет жить в каком городе страны Лексика? (Мнения детей разделяться).
Работа в парах.
- Я предлагаю вам провести небольшое исследование, чтобы разобраться со значением этого слова. В этом вам поможет учебник. На с. 48 найдите упр. 60 и решите, в каком городе мы с вами пропишем слово ДОРОГА и почему.
VI. Этап применения знаний и способов действий.
Работа в группах с толковым словарём. Упр. 61 (Класс делится на три группы, каждая из которых получает свою часть упражнения. По завершении проводится проверка)
Физкультминутка для глаз.
VII. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
- Ну что же, наша экспедиция подходит к концу. В завершении каждый выберите себе слово и определите его лексическое значение, а после этого поселите в нужный город страны Лексика.
Дети выходят и размещают слова на доске рядом с нужным название. После этого обсуждается общий результат и выслушиваются мнения не согласных с правильностью выполнения работы.
VIII. Этап информации о домашнем задании.
- Дома найдите в толковом словарике нашего учебника многозначное слово и составьте с ним столько предложений, сколько значений сможете найти.
IX. Этап подведения итогов.
- С какими новыми понятиями познакомились?
- Чем однозначные слова отличаются от многозначных слов?
X. Этап рефлексии. Упражнение «Водопад».
- Как вы думаете, все ли мы узнали сегодня о стране Лексика?
- Нет, что-то предстоит еще узнать на следующих уроках.
- Оцените свою работу на уроке. Не забудьте посмотреть в тетрадь. (Ребята оценивают себя в тетради. Если все ясно и понятно было на уроке, на полях карандашом ставят « +», если есть некоторые вопросы – +- , если непонятно многое – «?».)