МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ: «ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА» 2 КЛАСС

Урок  русского языка во 2 классе.

 

Гамова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Ниновская НОШ»

Новооскольского района

Белгородской области

Класс:2

УМК: «Школа России»

Предмет: Русский язык

Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Авторы методического пособия: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема урока: Однозначные и многозначные слова.

Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с понятиями «однозначные и многозначные слова».

Задачи урока:

Предметные:

·       создать условия для  формирования  представлений детей о многозначных и однозначных словах и особенностях их лексического значения;

·       способствовать формированию речевой культуры, правильности употребления многозначных слов в речи;

·       обеспечить усвоения учащимися умения работать с толковым словарём;

·       помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

·       познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

·       коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·       регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

    Личностные:

·       формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: на уроке ученик получит знания о многозначных и однозначных словах; научится находить их в речи и объяснять их лексическое значение; строить высказывания с использованием многозначных слов.

Метапредметные:

·          познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;

·          коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

·          регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;  преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату;

Личностные:

·          ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Ресурсы урока:

Учебник,  рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, оформление доски :иллюстрация плана страны Лексика, где города носят название лексических групп слов (Антонимы, Синонимы, Многозначные слова, однозначные слова и т.п.)

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

      I.            Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

II.              Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Подготовка к открытию нового знания.

- Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в научную экспедицию в страну Лексика. А кто из вас знает, что обозначает слово «лексика»?

- Правильно. Слова – это строительный материал языка. В этой стране много городов. О некоторых из них мы с вами поговорим сегодня.

К любой экспедиции надо готовиться. Подготовим наши пальчики.

Минутка чистописания.

- Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои  пальчики.

(Пальчиковая гимнастика)

- Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!
(Обратить внимание на правильность посадки).

Орфографический буквенный диктант.

Безударная гласная: Река, гора, звезда, трава,  снегирь, ведро, родник, вода.

Гласные после шипящих. Роща, щука, чай, лыжи, шиповник, щавель

Проверка на слайде. Взаимопроверка.

1.Какое слово лишнее? Что обозначают оставшиеся слова? На какие две группы их можно разделить? В каком слове букв больше чем звуков? Почему?

2.Какое слово нельзя переносить?

III. Словарная  работа.
- Отгадайте загадки, напишите отгадки.

 

 

Как сажа черна,
Как сметана бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать где была. (сорока)
 

Птичка--невеличка
Хочет сделать шажок
Получается прыжок.(воробей)

 

Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье
Голосистый ….(соловей)

 

Очень умная птица
Не сова и не синица,
Она песен не поёт,
А советы раздаёт.

(ворона)

 

Посмотрите на меня —
Сбоку у меня поля,
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений,
Я — в линейку, без сомнений.
Это — лёгкая загадка:
Каждый знает, я — ...
(Тетрадь)

 

Я могу любое слово
на бумаге написать.
Помогу тебе задачки
очень трудные решать.
Не забудь меня, мой друг,
Без меня ты как безрук.          

(ручка)

 

 

(Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона, тетрадь, ручка.)

-         А проверим написание словарных слов с помощью слайдов.

-         Найдите среди этих слов лишние и объясните почему? (ручка и тетрадь)

III.            Этап мотивации и целеполагания.

-         Скажите, чем похожи эти слова?

-         Все ли согласны с тем, что их объединяет общее понятие «школьные принадлежности». Может быть, кто-то хочет поспорить с этим утверждением.

-          Почему ваши мнения сегодня разошлись?

-         Попробуйте сформулировать тему и цель нашего сегодняшнего урока.

IV.            Этап усвоения новых знаний и способов действий.

-         Приведите примеры слов, которые в стране Лексика живут в одном городе со словом РУЧКА.

-         Что у них всех общего? (Несколько (много) значений).

-         А теперь приведите примеры слов, которые живут в одном городе со словом ТЕТРАДЬ.

-         Что общего у них? (одно значение).

-         Посмотрите на карту страны Лексика и скажите, как называются города, в которых живут слова РУЧКА и ТЕТРАДЬ.

-         Как же называют такие слова как ручка, и тетрадь? (однозначные и многозначные)

-         Где с этими понятиями вы уже встречались?  (На уроках математики)

-         Какое значение имели эти слова?

-         Сделайте вывод, где же живут наши новые понятия?

Работа в парах.

-         Сформулируйте определение многозначных слов и приведите примеры.

-         Сформулируйте определение однозначных слов и приведите примеры.

-       Проверим наше предположение. (Дети слушают объяснение понятия многозначные и однозначные слова с электронного приложения к учебнику)

-       Наше определение было верным? Аплодисменты нашим научным достижениям.

Физкультминутка.

-       Пришла пора нам немного в нашем путешествии размяться

У. Раз, два! (Маршируют на месте)

                                    Д. Три, четыре!

                                    У. Три, четыре!

                                    Д. Раз, два!

                                    У. Кто шагает дружно в ряд?

                                    Д. Боевой отряд ребят.

                                    У. Всем, всем.

         Д. Добрый день! (Хлопают рука об руку)

                             У. Прочь с дороги нашей. (Машут в правую сторону)

                                    Д. Лень!

     У. Не мешай! (Взмах в левую сторону)

                 Д. Трудиться. (изображают забивание гвоздя)

    У. Не уступим мы нигде- (Мах рукой)

                                    Д. Ни в учёбе, ни в труде

   V.            Этап закрепления новых знаний и способов действий.

-       Мы сейчас с вами шагали где? (По дороге).

-       Это новое словарное слово, посмотрите в орфографическом словаре, как пишется это слово.

-       Запишите слово в словарик и запомните его написание.

-       А скажите мне, это слово будет жить в каком городе страны Лексика? (Мнения детей разделяться).

Работа в парах.

-       Я предлагаю вам провести небольшое исследование, чтобы разобраться со значением этого слова. В этом вам поможет учебник. На с. 48 найдите упр. 60 и решите, в каком городе мы с вами пропишем слово ДОРОГА и почему.

VI.            Этап применения знаний и способов действий.

 

Работа в группах с толковым словарём. Упр. 61 (Класс делится на три группы, каждая из которых получает свою часть упражнения. По завершении проводится проверка)

Физкультминутка для глаз.

VII.            Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

-         Ну что же, наша экспедиция подходит к концу. В завершении каждый выберите себе слово и определите его лексическое значение, а после этого поселите в нужный город страны Лексика.

Дети выходят и размещают слова на доске рядом с нужным название. После этого обсуждается общий результат и выслушиваются мнения не согласных с правильностью выполнения работы.

VIII.            Этап информации о домашнем задании.

-         Дома найдите в толковом словарике нашего учебника многозначное слово и составьте с ним столько предложений, сколько значений сможете найти.

IX.            Этап подведения итогов.

-         С какими новыми понятиями познакомились?

-         Чем однозначные слова отличаются от многозначных слов?

   X.            Этап рефлексии. Упражнение «Водопад».

-       Как вы думаете, все ли мы узнали сегодня о стране Лексика?

-       Нет, что-то предстоит еще узнать на следующих уроках.

-       Оцените свою работу на уроке. Не забудьте посмотреть в тетрадь. (Ребята оценивают себя в тетради. Если все ясно и понятно было на уроке, на полях карандашом ставят « +», если есть некоторые вопросы – +- , если непонятно многое – «?».)