Школьный музей, как ресурсный центр патриотического воспитания младших школьников
Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству. Это, своего рода, фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования
Мы живем на земле, которая богата не только недрами и природными ресурсами, но и с богатой историей. Каждый из нас может стать носителем знаний о своем родном крае, об исторических и духовных корнях и связях народов, населяющих территорию нашего края, каждый может стать хранителем культурного наследия.
Задачу возрождения духовности необходимо решать немедленно, и начинать следует с воспитания детей. Педагоги нашей школы способствуют самоопределению ребенка в области культуры, формированию патриотизма, выработке жизненной позиции. Воспитание и обучение строят так, чтоб обучающиеся понимали и ценили свой родной край, сопереживали тем событиям, которые происходят на родной земле. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся и на примере которых должны воспитывать своих обучающихся.
Какие же ресурсы использует наша школа в патриотическом обучении и воспитании подрастающего поколения? Несомненно, в решении проблемы востребованы самые разные формы работы с детьми, формирующие и гражданскую позицию, и нравственные качества, и социальную ответственность, и патриотические чувства: урок, внеклассное мероприятие, экскурсия, театрализованное представление, агитбригада, конкурс, викторина. Эти формы реализуются как за пределами школы, так и на ее базе. Приоритетная роль в этом принадлежит и школьному музею. Академик А.Д.Лихачев говорил о роли музея следующее: Великое нужно сохранять, взять его за образец, исходить из него». И это, действительно так. В школьном музее ребенок является не только объектом, воспринимающим определенный объем информации, но и соучастником исторического поиска и исследования. У ребят формируется потребность в развитии своих творческих способностей, познавательного интереса через практическую созидательную деятельность. Ведь, как поется в отрывке из известной нами любимой песни «С чего начинается Родина?», тоже также учащиеся в первую очередь, должны знать и помнить историю своей школы, затем по цепочке – историю села, края и в целом историю России – нашей многонациональной Родины. Мы – педагоги обязаны воспитать в ребенке чувство патриотического долга перед Родиной, мы растим – наших будущих защитников.
Ведь без прошлого, нет будущего, а без усилий представителей старшего поколения связь времен будет прервана. Музей позволяет ребенку прикоснуться к истории, которая становится для него школой воспитания высоких нравственных качеств. Считаем, что музей в школе просто необходим, поскольку с его помощью умный учитель может решить многие воспитательные задачи. Особенно музей нужен там, где школа - едва ли не единственный очаг культуры.
Школьный музей – это не дань моде, а необходимость, которая идет от самой жизни. Это хранилище памяти, а историческая память важна. Это кладовая знаний, которая помогает нам ощутить дух предшествующих эпох и узнать ряд интересных фактов. Он оживляет жизнь школы, дети узнают многое из истории нашего небольшого села.
Музей не должен являться самоцелью, он лишь звено в единой цепи, часть образовательно-воспитательной системы и выполняет только присущие ему функции. Он не может заменить урок, всего лишь дополняет учебную и воспитательную работу, насыщая ее историко-краеведческим содержанием.
«Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства! Как нам не любить, не лелеять воспоминания о ней?» - писал Л.Н.Толстой. Детские впечатления часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.
Важными средствами патриотического воспитания являются: приобщение к традициям русского народа, истокам народной культуры, преемственность поколений, связь с действительностью. С этой целью на базе нашего школьного мини-музея проходит разная воспитательная работа: устные журналы, проведение фольклорных праздников, в которых стараемся воссоздать с помощью предметов быта 19 века дух старины. Вместе со взрослыми учащиеся исследуют особенности каждого праздника. Устанавливают взаимосвязь с изменениями в природе, с важными событиями жизни. Неоценимым богатством являются русские народные игры: подвижные, хоровые, календарные. В них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков, их быте. В музее собраны все необходимые атрибуты, костюмы для проведения игр такого рода. Обыгрывая, мы, взрослые, помогаем детям понять новый, порой сложный материал. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети петь песни, водить хороводы, играть в любимые игры, быть участниками традиционных на Руси праздников.
Учащиеся нашей школы верны традициям родного края. Они собирают материал о подвигах наших земляков, оказывают посильную помощь ветеранам, знакомятся с героями труда и берут с них пример, оставляя след на земле. Благодаря тимуровскому движению, школьники учатся быть милосердными, способными сострадать, понимать других, творить добро, узнают много нового об истории села, района, страны. Ежегодно проводится литературно-музыкальная композиция «Афганистан живет в моей душе», посвященная выводу Советских войск из Афганистана. На данное мероприятие всегда приглашаем воина-интернационалиста Пакулева Александра Геннадьевича. Дети учатся задавать ему вопросы, которые их интересуют, это проходит в очень тёплой и трепетной обстановке. На основе этого материала проводится Урок мужества: «Афганистан – боль в моей душе».
Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Наша задача в этом случае - организовать такое взаимодействие между школой и семьей, которое обладало бы максимальным воспитательным потенциалом.
Поисково-исследовательская деятельность, многие направления которой предполагают непосредственное участие родителей, в этом случае обладает большими возможностями в патриотическом воспитании детей. Так, учащиеся на базе музея или проектной деятельности выполняли исследовательскую работу на одну из предложенных тем: «Жизнь прожить - не поле перейти», «Слава отцов - крылья сыновей», «Судьба семьи - в судьбе страны», «Герои-земляки», «Мой героический дед».
В связи с широким применением в школе информационных технологий, компьютеров организуем пресс-центр, журналистское агентство, руководителями которых являются заинтересованные взрослые. Результатом совместной деятельности семьи и школы были выпуски газет, содержащие статьи духовно-нравственной, военно-патриотической тематики, видеофильмы.
Таким образом, создание в школе мини-музея, позволяет сформировать у детей духовно-нравственное начало, привить любовь и уважение к родному очагу, к малой и большой Родине, учить детей видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, отзывчивость и справедливость, прикоснуться к истории, почувствовать связь времен и поколений. Считаем, что работа школьных музеев – одно из наиболее действенных средств патриотического воспитания. Мы, педагоги, обязаны воспитать в ребенке чувство патриотического долга перед Родиной, мы растим – наших будущих защитников. Уверены, что эта деятельность – разноплановая и интересная - оставит след в сердцах и душах учеников.