Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.
Начальная школа – воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Всестороннее гармоничное развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно – образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно – положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется характер; в семье закладываются исходные жизненные позиции.
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого – педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Взаимодействие педагогов в учреждении с родителями, не только предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.
Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, основой для профессионального взаимодействия. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических, экономических…
Семья похожа на музыкальное произведение, в котором каждый играет свою партию, надо лишь стараться, а не требовать, чтобы играли только вашу мелодию.
Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способность взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагога в школе не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.
И педагог, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор, пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка: «Можете подвести лошадь к воде, но не заставите ее пить» - так и с обучением. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Воздействие нового знания на личность взрослого идет непросто; требует от него критической переоценки собственного опыта.
Желание узнать что – то новое подразумевает готовность расстаться со сложившимся порядком вещей. Роль семьи несравнимо по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но это все невозможно без систематического просвещения родителей.
Педагоги нашей школы в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели – созданию единого образовательно-оздоровительного пространства школа-семья. При этом решаются следующие, выделенные нами как приоритетные задачи:
1. Повышение педагогической культуры родителей;
2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
3. Приобщение родителей к участию в жизни школы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Поскольку в этой работе важна система, а не разовые мероприятия, для их решения на начало каждого учебного года составляется перспективный план, в котором прописывается несколько направлений:
1. Деятельность по программе воспитания и обучения ребенка в школе;
2. Работа по сохранению и укреплению здоровья детей;
3. Целевая программа по взаимодействию с семьей.
В план работы включено несколько блоков:
1. Рекламный (выступление на родительских собраниях). Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в школе, чем занимаются. Открытые просмотры уроков очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий. А некоторые родительские собрания мы проводим открытыми, чтобы на нем могли присутствовать учителя других классов.
2. Диагностический (анкетирование и опросы родителей). В этом блоке очень важен процесс подготовки анкет. В составлении вопросов анкет принимают участие и учителя, и родители. Нам важна мотивировка родителей, которые выбрали именно наше учреждение для своего ребенка.
3. Работа с педагогами (семинары – практикумы «Работа с семьей»). Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров-практикумов, на которых рассматриваем вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей, проводим обсуждение рекомендаций, которые даются по этим вопросам в пособиях, определяем общие требования к подготовке и проведению собрания.
4. Просвещение родителей (индивидуальное и групповое консультирование, «круглые столы», деловые игры). Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки.
В работе с родителями используем такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане мы заранее предусматриваем темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.
О папках-передвижках упоминаем на родительских собраниях, рекомендуем ознакомиться с папками, даем их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, педагоги проводят беседу о прочитанном, выслушивают вопросы и предложения.
В организации просветительской направленности во взаимодействии семьи и школы уместно вспомнить слова Л.Н.Толстого «Воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей. Особую ценность приобретает передвижная библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, развития, коррекции: подбор книг, аннотация новинок, обмен мнениями, - все это объединяет родителей, вызывает чувство общности.
Совместные мероприятия детей и взрослых вызывают азарт, соперничество, радость победы, горечь поражений. Проведенное время совместно с детьми вызывает у родителей теплые чувства к ребенку, желание помочь, поддержать, защитить.
Именно чувство общности порождает новые формы общения взрослых и детей: по предложению родителей родилась «именная гостиная», в которой день рождения ребенка приходит отмечать вся семья.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественной новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию и доверию, делает их настоящими партнерами.
Используемые формы и методы взаимодействия с семьей уже принесли положительные результаты. Так, по данным диагностических исследований, родители высоко оценивают учебно-воспитательную работу школы.
Наблюдение за деятельностью педагогического состава в плане работы с родителями показали, что использование дифференцированного подхода и нетрадиционных форм и методов достаточно эффективны. В результате повысилась ответственность родителей за воспитание детей в семье, постоянно совершенствуются педагогические знания родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; происходит обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями; создается благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогами; обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке и проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий, улучшение их посещаемости.
Все формы работы с родителями, используемые в школе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Чем лучше налажено общение между семьей и педагогами, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в школе будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый опыт обучения будет успешным. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
Семья - уникальная воспитательная среда, школа – специфический воспитательный феномен – это равнозначные, взаимодополняемые «объединения», необходимые для правильного личностного и социального развития ребенка.
«Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение
взрослого с живой душой ребенка».
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Комментарии
Это точно, семья уникальная
Это точно, семья уникальная воспитательная среда. У меня есть одна ученица- врёт постоянно, уроки не учит ( 4 класс), родителей обманывает, у меня руки опускаются, а всё из семьи, родители такие же, очень тяжело работать.