Первые результаты внедрения ФГОС в 1 классе

Лбова Любовь Александровна

Опыт внедрения ФГОС НОО показывает, что дети адаптируются быстро и безболезненно. Но есть определенные трудности, особенно в сельских школах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_rezultaty_vnedreniya_fgos_v_1_klasse.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Первые результаты внедрения ФГОС в 1 классе

Опыт первых месяцев внедрения ФГОС   позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Наши первоклассники плавно и безболезненно адаптируются в условиях новой образовательной среды. Во главу угла нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Уроки ведутся по 35 минут, проводится динамическая пауза . Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Во время прогулок дети собирают природный материал для поделок, ведут наблюдения, говорят об охране природы и способах её сохранения. Мы разучиваем  с ними стихи, соответствующие текущему времени года, погодным условиям, разгадывают загадки, проводят  наблюдения. Дети оживлённо общаются с педагогами  и друг с другом , в классе  сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Они  включаются в самостоятельный поиск новой информации, учатся  рассуждать, ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать своё мнение.

Опыт внедрения ФГОС   показывает, что, в целом, концептуальные идеи,прописанные в   материалах « Пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения»,актуальны и востребованы современной образовательной системой. Создана база данных по результатам диагностик  учащихся по формирмирование УУД


•Личностные
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
ü
смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
ü
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации)


•Познавательные:
  работа с информацией;
  работа с учебными моделями;
  использование знако-символических средств, общих схем решения;
  выполнение логических операций:
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий,
подведения под понятие,
оценка своих поступков.


•Регулятивные
управление своей деятельностью,
контроль и коррекция,
инициативность и самостоятельность.

 
•Коммуникативные
речевая деятельность,
навыки сотрудничества конструированию УУД.

По результатам диагностик проверки сформированности УУД у учащихся 1 класса в октябре было выявлено следующее: у Стенюшкина С уровень сформированности ниже среднего, а уБобкова и Голова – средний. Отсюда у учащихся большие трудности в освоении учебной программы. Т.к. по чтению в период обучения грамоте отводится всего 1 урок на изучение буквы, а по письму дети  учатся писать и строчную и заглавную букву за 1 урок. А так как дети не знали ни одну букву, им осваивать их очень трудно.

 Но не смотря на это все дети знают изученные буквы, сливают, но трудно понимают прочитанное. Будем работать над плавным слоговым чтением.

     По математике с трудом осваивает программу Стенюшкин С. И Голов В..

Особенно отличается от традиционной оцениванием учащихся самого себя и своего товарища. Дети учатся работать самостоятельно, в парах.

     После каждой темы по окружающему миру должны защищать свои проекты, но родители не оказывают помощь детям в работе с литературой, словарем, не выполняют творческие задания. К каждому учебнику идет диск, но так как дети не могут читать самостоятельно, у них работа с диском выпадает

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.


 

Комментарии

Слободян Елена Анатольевна

Любовь Александровна, в статье Вы говорите о результатах диагностики проверки сформированности УУД у 1-классников (в октябре). А как, каким образом вы проводили диагностику? Поделитесь, пожалуйста! У меня тоже 1 класс: есть первые успехи, но и трудности тоже есть. Многие до сих пор не адаптировались, никак не принимают новый статус ученика.
А Вам и Вашим ученикам желаю успехов!

Лбова Любовь Александровна

Напишите мне адрес вашей электронной почты и я Вам отправлю материал по диагностике первокласника

Лбова Любовь Александровна

Для учителей начальных классов, работающих в 1-ых классах по ФГОС в 2011-2012 учебном году.

Уважаемые коллеги! Через считанные дни начинается Эпоха нового Стандарта. Мы – на старте. Мы готовы. У нас есть для его совершения силы, опыт, знания.
Направляю Вам материалы стартовой диагностики в условиях внедрения ФГОС НОО. Убедительно прошу Вас внимательно изучить данные материалы. Уверена, у Вас всё получится! С уважением Суханова Л.В. методист по учебным дисциплинам.
Материалы стартовой диагностики первоклассников для изучения их стартового уровня
Назначение диагностических методик:
-обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности;
- выявить индивидуальные различия между детьми.
Это позволит учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Каждая методика сопровождается описанием назначения задания, подробной инструкцией его проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.
Рекомендации учителю:
Стартовую диагностику следует проводить в 2 этапа.
Фронтальное изучение детей (не более 10-12 человек в группе) осуществляется на второй-третьей неделе сентября, когда учитель уже будет иметь некоторое представление о своих учениках (первый этап). Второй этап – индивидуальное обследование проводится после проверки на другой день. Во время индивидуального обследования следует обратиться к ошибкам, допущенным в первый день.
О предстоящем обследовании сообщить родителям, изучить до начала диагностики медицинские карты каждого ученика.
Во время диагностики каждый ребенок сидит один за столом, заранее разложить только необходимые принадлежности (согласно инструкции к заданиям), инструкции к заданиям (текст, который читается детям) выделены в материалах жирным курсивом, от себя ничего не добавлять.
1. Задание №1. «Рисование бус».
Назначение задания: выявить количество условий, которое может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.
Организация работы. Задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку.

У каждого ребенка должно быть 6 разноцветных карандашей (лишние карандаши убрать со стола). Работа состоит из 2 частей:1) выполнение задания (рисование бус);
2) самоконтроль и, в случае необходимости, - перерисовывание бус.
Инструкция к 1 части задания:
«У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. (Инструкция повторяется 2 раза). Начинайте рисовать».
Инструкция ко 2-й части задания:
«Сейчас я ещё раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделает ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно». (Условие задания повторяется ещё раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом).
А) Оценка задания (оценивается лучший вариант):
4 уровень – задание выполнено правильно, учтены все 4 условия: количество бусин (5), их форма (круглая или близкая к круглой), использование 5 разных цветов, цвет средней бусины – синий;
3 уровень – учтены три условия;
2 уровень – учтены 2 условия;
1 уровень – учтено 1 условие.
Б) Оценка самоконтроля:
4 уровень – а) задание сразу выполняет правильно, б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;
3 уровень – при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;
2 уровень – а) при повторном выполнении ни одна из допущенных ошибок не устраняется; б) при повторном выполнении допускается одна или несколько ошибок;
1 уровень – при наличии ошибок к заданию не возвращается.
2. Задание №2. «Продолжи узор».
Назначение задания: установить уровень развития зрительного анализа, умение удержать зрительный образ, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.
Организация работы. Детям дается узор – образец и чистый лист в клетку.

к красный цвет с синий цвет
Узор выполняется 2 цветами, красным и синим. Перед каждым ребенком лежат 6 цветных карандашей, в том числе красный и синий.
Работа состоит из 2 частей:1) срисовывание и продолжение трёх узоров;
2) самоконтроль и, в случае необходимости, - перерисовывание узора (узоров), где допущены ошибки.
Инструкция к 1-й части задания состоит из трёх этапов:
А) «Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы нарисуете на своих листочках первый узор такой же, как у меня, и продолжите его до конца строки».
Б) После выполнения первого узора, даётся следующая инструкция: «Теперь срисуйте второй узор, и его тоже продолжите до конца строки».
В) Последний этап первой части: «А теперь срисуйте третий узор и тоже продолжите его до конца строки».
Инструкция ко 2-й части задания. «Теперь сверьте всю вашу работу с узорами на образце: выполняйте задание от нижнего рисунка к верхнему. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Нарисуйте новый узор пониже. Все ли поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно».
А) Оценка задания (оценивается лучший вариант):
4 уровень – все три узора срисованы и продолжены правильно: соблюдена закономерность в расположении, величине линий, чередовании цветов;
3 уровень – срисованы правильно 2 и 3 варианты узора;
2 уровень – срисован правильно 3 вариант;
1 уровень – все узоры срисованы неправильно.
Б) Оценка самоконтроля:
4 уровень – а) задание сразу выполняет правильно, б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;
3 уровень – при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;
2 уровень – а) при повторном выполнении ни одна из допущенных ошибок не устраняется; б) при повторном выполнении допускается одна или несколько ошибок;
1 уровень – при наличии ошибок к заданию не возвращается.
В) Оценка развития графических навыков:
4-3 уровень – линии достаточно ровные, в целом выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом;
2-1 уровень – линии неровные, границы линий соблюдаются плохо.
3. Задание №3. « Заселение дома»
Назначение задания: выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого.
Организация работы. Учитель заранее на доске рисует дом (см. рисунок) и готовит три карточки с изображением «жильцов» дома: точки, палочки, галочки. Каждому ребенку даётся листок с изображением такого же дома. Для работы нужен простой карандаш.
Задание состоит из 2 частей: 1) обучающей; 2) основной.
Инструкция к 1-й части задания: «На ваших листочках нарисован дом. В нём шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. В этом доме на каждом этаже живут такие жильцы: точка, палочка и галочка (учитель сопровождает свой рассказ показом карточек). На всех этажах эти жильцы живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой комнате слева живёт точка (рисует в окошке дома на доске точку), в средней комнате живёт палочка (рисует). Подскажите, кто живёт в последней комнате? (Дети называют галочку, и учитель рисует её в окне). Теперь нарисуйте карандашом на своём листочке, в какой комнате кто живёт на шестом этаже. (Дети рисуют, учитель проверяет, правильно ли они выполняют рисунок, помогает тем, кто испытывает трудности.)

Теперь будем заселять жильцами пятый этаж. В первой комнате слева на пятом этаже тоже живёт точка. Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, как на шестом этаже?» (Дети: В средней комнате – галочка, в последней – палочка). Дети и учитель размещают жильцов на пятом этаже.
Инструкция ко 2-й части задания: «Мы вместе узнали, как живут жильцы на двух этажах. Осталось ещё четыре этажа. Их вы заселите сами. На каждом этаже заселите одну точку, одну палочку, одну галочку так, чтобы на всех шести этажах они жили в разном порядке» (В случае необходимости инструкция повторяется дважды).
Оценка задания (учитывается заселение только четырёх нижних этажей).
4 уровень – задание выполнено полностью: найдены четыре разных варианта размещения, не повторяющих заселение пятого и шестого этажей;
3 уровень – найдены 3-2 различных варианта из четырёх возможных;
2 уровень – найден 1 вариант их четырёх возможных;
1 уровень – самостоятельных решений не найдено.
4. Задание №4. «Диктант»
Назначение задания: выявить уровень развития фонетического анализа слов, а также способности к переводу звуков речи в знаки, в данном случае – в кружки (перекодирование).
Организация работы. Диктант выполняется на листке в клетку. Работа состоит из двух частей: 1) обучающей, 2) основной.
Инструкция к 1-ой части: «Несмотря на то, что вы еще не умеете писать, вы сейчас сможете записать под диктовку несколько слов. Писать вы их будете не буквами, а кружками». Далее разбирается образец: «Хором произнесите медленно слово «рак», а я под вашу диктовку запишу это слово кружками:

р-а-к = . Проверим написанное, «прочитаем» кружки:

= = р-а-к. Все правильно».
Инструкция ко 2-ой части: «Сейчас я буду диктовать разные слова, а вы на листочках нарисуете столько кружков, сколько должно быть букв в каждом слове». Первое слово: «ум». (Дети записали.) Теперь под этим словом запишите слово: «ухо». Указание о написании нового слова под уже написанным напоминается при записи каждого следующего слова. Для диктанта предлагаем семь слов, в которых не расходятся количество звуков и количество букв, различающихся по слоговой трудности. Слова проговариваются четко, но без разделения на слоги:
ум, ухо, сок, лапа, сосна, звезда, капитан.
Оценка задания:
4 уровень – правильно выполнены схемы всех семи слов;
3 уровень – правильно выполнены 5-6 схем;
2 уровень – правильно выполнены 2-4 схемы;
1 уровень – правильно выполнена 1 или не выполнено ни одной схемы.
5. Задание №5. «Упорядочивание»
Назначение задания: выявить уровень начальных математических представлений детей о счете предметов и умение упорядочивать.
Организация работы. Каждый ребенок получает лист, на котором нарисованы 7 кругов с разным количеством точек: от одной до семи. Круги расположены в беспорядке. На листе должно быть место для выполнения задания ребенком.
Инструкция: «Внимательно рассмотри эти круги. В одних кругах точек мало, в других – много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки».
Оценка задания:
4 уровень – задание полностью выполнено верно: круги нарисованы в порядке убывания количества точек или в порядке их возрастания;
3 уровень – в выстроенной последовательности кругов допущено 1-2 ошибки;
2 уровень – в расположении кругов допущены 3-4 ошибки;
1 уровень – допущено более 5 ошибок.
6. Задание №6. «Математический диктант»
Назначение задания: выявление представлений о геометрических фигурах и счете.
Организация работы. Предъявляются семь разных предметов. Детям выдаются лист бумаги и карандаш. Задание состоит из пяти частей. Они предлагаются последовательно.
Инструкция: 1) нарисуйте на листе столько же кругов, сколько на доске предметов; 2) нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов; 3) нарисуйте треугольников на 2 меньше, чем кругов; 4) обведите линией шесть квадратов; 5) закрасьте пятый круг.
Оценка задания:
4 уровень – пять заданий выполнено верно;
3 уровень – 3-4 задания выполнено верно;
2 уровень – 1-2 задания выполнено верно;
1 уровень – ни одно задание не выполнено.
7. Задание №7. «Развитие устной речи»
Назначение методики: установить внешние особенности устной речи, ее развернутость и связность.
Инструкция: оценка развития устной речи устанавливается учителем на основании наблюдений за речью учащихся на уроках и вне уроков.
а) Оценка внешней характеристики устной речи:
4 уровень – в норме пять показателей: 1) говорит охотно; 2) форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации; 3) речь в основном грамматически правильна; 4) артикуляция достаточно чистая; 5) громкость нормативная;
3 уровень – в норме четыре показателя;
2 уровень – в норме 2-3 показателя;
1 уровень - в норме 1 показатель.
б) Оценка связности устной речи.
4 уровень – говорит связными предложениями; может дать развернутую характеристику объекта или явления;
3 уровень – речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей;
2 уровень – предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления;
1 уровень – речь в основном состоит и междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.


п/п Фамилия, имя Результаты выполнения диагностических заданий
(в уровнях) Заключение
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7
а б а б в а б

В результате анализа выполнения фронтальных диагностических заданий выявляются четыре основные группы учащихся:
1-я группа – высокий уровень готовности к обучению – доминирует 4 уровень с единичными показателями 3-го.
2-я группа – хороший уровень готовности к обучению – доминирует 3-й уровень с единичными показателями 4-го.
3-я группа – средний уровень готовности к обучению – доминируют 3-2-й уровни с единичными показателями или 4-го или 1-го уровней.
4-я группа – низкий уровень готовности к обучению – доминируют 2-1-й уровни.
Полученный в ходе изучения ребенка материал можно обобщить в любой удобной для вас форме. За основу можно взять предлагаемую таблицу «Результаты фронтальной диагностики стартового уровня первоклассников», можно её развернуть.
Советуем повторить диагностические задания, чуть изменив их, через месяц. Затем в конце 2-й четверти и в конце декабря будут дополнительные диагностические материалы. Сравнение полученных результатов покажет динамику продвижения учеников в обучении и развитии. Если эта динамика носит явно прогрессирующий характер, то это свидетельствует о том, что для обучения и развития ребенка созданы вполне комфортные условия.
Желаю творческих успехов! Пусть этот старт будет успешным и для ученика, и для Учителя!

Слободян Елена Анатольевна

Спасибо!