Минутка чистописания - первая ступень в развитии фонематического слуха у детей
Статья для учителей начальных классов о проведении минутки чистописания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
minutka_chistopisaniya.docx | 16.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Минутка чистописания – первая ступень в развитии фонематического слуха
Детям младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществляется, то её развитие в последующем крайне затрудняется.
В ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Обновлённое содержание обучения способствует расширению кругозора обучающихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность детей, даёт возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей обучающихся.
В решающей степени эффективность новой системы зависит от деятельности учителя.
Достигается она лишь в тех случаях, когда во всех видах учебно-воспитательной работы по русскому языку педагог отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы: анализ, обобщение, оценку явлений, способствует самостоятельной деятельности обучающихся, ориентированной на творчество, использует тактику качественного изменения заданий, а не количественного их увеличения.
Специфика проведения минутки чистописания
1 вариант
Совмещение нахождения буквы (букв), предназначенной для написания, с неполным фонетическим разбором.
Например, учитель пишет на доске слова: нос, лак, лён.
- Прочитайте слова. Определите первую букву, которую мы будем сегодня писать во время минутки чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук.
- Какая это буква? В каком слове она находится? (Буква л [л'] – лён).
От урока к уроку задания усложняются за счёт увеличения в них количества исходных слов.
2 вариант
Более сложный вариант предполагает совмещение поиска буквы с неполным фонетическим разбором и одновременным введением поисковых объектов, связанных с изученными темами русского языка.
Например, учитель пишет на доске слова: лампа, ветка, отлетел.
- Определите букву, которую мы будем писать. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук.
- Какая это буква? В каком слове она находится? (Буква л в слове отлетел [л']).
3 вариант
Использование в той или иной форме в процессе поиска буквы элементов шифра, кодирования.
Например, учитель пишет на доске слова: берёза, песок, глаз, суббота, беда, пальто, лес, собака, работа, окно и шифр к ним: 1-4 -1.
- Расшифруйте данные цифры (1-4-1), используя только слова из словаря, написанные в этом ряду, и применяя правило о роде имён существительных. (Берёза, суббота, собака, работа).
- К первой группе относится существительное мужского рода (песок), к третьей – существительное среднего рода (пальто). Отсюда шифр.
4 вариант
Обеспечивает необходимость самостоятельного формулирования и выполнения задания, предусматривающего определение буквы.
На доске:
Большой – маленький
Сухой - ?
Война - ?
Глубокий - ?
Старый - ?
Гладить - ?
Твёрдый - ?
- Если вы правильно сформулируете и выполните задания в данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать (м). надо подобрать противоположные по смыслу слова и начинающиеся на букву м.
Таким образом, минутка чистописания становится универсальной структурной частью урока. Во время её проведения, наряду с совершенствованием графического разбора (навыка), осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, углубляются знания по изучаемым темам русского языка, продолжается дальнейшее формирование важнейших качеств интеллекта.
Минутка чистописания
На доске написаны буквы: т, п, к, е, н.
- Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать? В этом ряду она лишняя. Объясните, почему? (Буква е, потому что она гласная, а остальные – согласные).
- Определите порядок написания букв и элементов шрифта в данной цепочке.
- Напишите данную цепочку в предложенной последовательности.
- В каждом из данных слов пропущена одинаковая буква один или два раза:
М …ч, р … д, в … з, д … д …, н … н …, м … мл … .
- Какая это буква? (я)
- Что обозначает слово вяз?
- Кого называют мямлей? (Вялого, нерешительного человека).
- Если вы найдёте среди данных слов лишнее и назовёте признак, с помощью которого вы нашли, то узнаете тему минутки чистописания.
Работа, посуда, лопата (лишнее слово работа: в нём непроверяемая безударная гласная а).
- Будем писать букву а. Установите очерёдность написания букв в данном ряду: абп, пба, абп, пба … (Строчные а, б, п в одной ячейке ряда пишутся в прямом порядке их следования в алфавите, в другой ячейке – в обратном).