«Ролевая игра как способ решения учебно-воспитательных задач на уроке английского языка»

Митина Марина Ивановна

Митина М. И.,

учитель английского языка

БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 77»

                                                                                                                               

Ролевая игра как способ решения учебно-воспитательных задач на уроке английского языка

С началом изучения предмета «Иностранный язык» перед младшими школьниками открывается мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Способом постижения этого мира, стимуляции познавательной деятельности и активизации учебного процесса является игровой метод. Для учеников младших классов игры имеют исключительное значение. Игра для них – и учёба, и труд, и серьёзная форма воспитания. Психологи Л.Выготский, А.Запорожец, Д.Эльконин рассматривают игру как один из наиболее значимых видов деятельности младших школьников. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения.  Игра учит, изменяет, воспитывает, или, как говорил Л.Выготский, ведёт за собой развитие [4].

Все упомянутые мнения наиболее всего соответствуют  характеристике ролевой игры, которая занимает особое место в системе учебно-воспитательного процесса на уроках иностранного языка. Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения и закрепления нового материала,  развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений [3,9]. Однако для осуществления задач ролевой игры и моделирования реальных ситуаций общения требуется определённый уровень владения языковым материалом, который на начальном этапе находится ещё в стадии формирования, поэтому некоторые педагоги ставят под сомнение возможность применения ролевой игры на начальной ступени обучения.    Ролевую игру рекомендуется использовать на этапе развития языковых навыков [5].  Упражнения типа «прочитайте по ролям, инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале всех учебников английского языка и являются довольно однообразными, если не по содержанию учебного материала, то по форме. И для того чтобы игра доставляла радость и удовольствие обучающимся,  служила действенным инструментом воспитания, учитель должен находиться в постоянном поиске новых форм  ролевых игр, элементов новизны  в прежних формах.

Приведу некоторые варианты ролевых игр, используемые мной на уроках английского языка в начальной школе, которые вызывают эмоциональный отклик у обучающихся и являются, с моей точки зрения, эффективными для развития коммуникативных навыков.

Игра «Послы» развивает любознательность и умение задавать вопросы на английском языке. Группа делится на подгруппы (не менее 5 человек). Каждая загадывает слово по теме. Например: животное, вид спорта, время года и т.д. Приняв на себя данную роль, один представитель идёт в другую группу и отвечает на вопросы от имени этого персонажа. Если ребята догадываются, кто он,  его берут в «плен», а группа выбирает другого посла. Выигрывает та группа, которая смогла взять большее количество пленников.

Игра «Близнецы» помогает формированию навыка работы с таблицами и схемами, развивает чувство взаимопомощи, поддержки. Целесообразно проводить игру, объединяя в паре «сильного» и «слабого» учеников. Например, партнёры получают задания:

 1) Ты – участник школьной спартакиады. Мечтаешь стать профессиональным спортсменом. Интересуешься всеми видами спорта.

2) Ты - одноклассник и ближайший  друг будущего спортсмена, во всём подражаешь ему. Вас прозвали близнецами.

- I am interested in sport. (Я интересуюсь спортом)

- I am interested in sport too. (Я тоже интересуюсь спортом)

В карточке представлена схема ведения разговора между друзьями.

          В основе игры «Театралы»  лежит приём подстановки.

Задание девочке: ты - Мальвина. Любишь театр. Скажи, в каком театре ты была вчера.

Задание мальчику: ты – Буратино. Скажи, в каком театре ты побывал на прошлой неделе.

- I went to the Opera and Ballet yesterday. (Я ходила вчера в оперный театр)

- I went to the Puppet Theatre last week. (А я ходил в кукольный театр на прошлой неделе)

Следующим  примером является игра «Проведи меня по городу».  Вести эту игру не составляет особого труда, если ученики уже имеют опыт путешествия в другие города, страны или  планируют совершить туда путешествие. Тогда у них есть возможность пофантазировать и «порепетироровать» своё поведение.

Игра «Интервью» формирует навык коллективного общения, любознательность, воспитывает чувство взаимопомощи. Речевая задача – тренировать беглость речи в ситуации вопрос-ответ. Учащиеся выбирают известный предмет по теме, обсуждают его характеристики. Игра проходит в группах по 3-4 человека. Один из них играет роль этого предмета. Другие задают ему вопросы. Один из учащихся пересказывает всё, что он узнал об этом предмете.

Приобретая определённый опыт ведения ролевой игры, уходя от стандартизации, используя  творческий  подход, учитель несколько видоизменяет ситуации, используя прежние приёмы, но в то же время наполняет игру нужным содержанием [7].

Приведённые примеры игр показывают, что даже простейшие ролевые игры могут быть достаточно эффективны. Они способствуют расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес [2]. За каждой репликой подразумевается отрезок смоделированной действительности. Кроме того, ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства. Ведь её использование предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, учитывать реакции товарищей, помогать друг другу. Удачно найденный жест, немое действие, соответствующее ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой  подготовкой удаётся преодолевать робость, смущение и со временем активнее включаться в ролевую игру [1,6]. Кроме того, игра имеет познавательное значение. Учащиеся знакомятся с «технологией» театра. Поощряется всякая выдумка, для изобретательности открываются новые просторы. Существуют некоторые моменты, которые необходимо обязательно учитывать  в разработке технологии ролевой игры:

- ситуативно обусловленный выбор языковых конструкций, адекватных ситуации (отработка языковых навыков);

- владение интонационными моделями (драматизация, артистизм);

- понимание цели игры (для мотивации) [5].

Возможности ролевой игры расширяются по мере того, как  возрастает уровень языковой компетенции обучающихся. Но без практики участия в ролевой игре на младшем школьном этапе замедляется развитие  коммуникативной компетенции обучающихся.

 

Литература

 

1.  Аникеева Н. П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987.  

2.  Болтнева О.Ю. Театральные проекты в преподавании английского языка // ИЯШ.  2001. № 4. С. 74-79.

3.  Бурдина М.И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения / / ИЯШ. 1996.  № 3.  С. 50-55.

4.  Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры /Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: «Институт практической психологии», 1996.

5.  Гаврилова,  О. В.  Ролевая игра в обучении иностранных языков // English. 2008.  № 1.

6.   Дешевая И.В. Применение игры для создания положительной мотивации на занятиях по иностранному языку // Материалы научно-методической конференции «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах высших и средних специальных заведениях. 12-14 апреля. 2000г. Ижевск, 2000.

7.   Попович Г. В. Вид творчества на уроке иностранного языка – ролевые игры // Материалы научно-методической конференции «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах высших и средних специальных заведениях. 12-14 апреля. 2000г. Ижевск, 2000.

8.  Филатов В.М. Ролевые игры на занятиях по иностранному языку в начальных классах школы // Класс. 1995. № 4. С. 12-15.

9.  Эльконин Д. Б. Психология игры . – М.: Просвещение, 1987.