Авторская программа театрального кружка "Росточки" для учащихся начальной школы.
Как классный руководитель и учитель начальных классов, я выбрала себе прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот искусство - театральное искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_teatralnogo_kruzhka_rostochki.docx | 40.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 25
|
Авторская программа театрального кружка «Росточки» |
для учащихся начальной школы Автор: учитель начальных классов Батуева Светлана Александровна |
г. Балаково
Пояснительная записка
Как классный руководитель и учитель начальных классов, я выбрала себе прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот – искусство, театральное искусство. Физиологи и психологи сегодня утверждают и доказывают с помощью опытов: нам всем необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Уж так создан человек природой и своей социальной историей – он должен постоянно познавать новое, думать, волноваться, развиваться, идти вперед.
Ребенку эмоциональная нагрузка, которую дают выступления на сцене, - благо. Он волей – неволей задумывается о вопросах добра и зла, о взаимоотношениях между людьми, об ответственности, о прекрасном и т. д. Я думаю, участие в коллективном творческом деле, имеющем результат, раскроет способности и возможности человека в обществе. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в театральном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. Кроме того, участие учеников в работе кружка способствует развитию речи, образного и вербального мышления, расширению кругозора.
Программа кружка «Росточки» призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, поскольку именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить. На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Предлагаемая программа соответствует:
Современным целям общего образования
Основным положениям Концепции модернизации российского образования
Перспективным целям начального образования в школе
Программа рассчитана на четыре года занятий в начальной школе с расчетом один час в неделю ( 136 часов). В основе занятий театром лежит игра, поскольку занимает значительное место в постижении мира. В процессе игры дети совместно с учителем моделируют вымышленные и реальные ситуации, которые будят воображение и
развивают стремление к творчеству.
Основные виды деятельности, которые используются при работе с учащимися, являются:
- Театральная игра;
- Ритмопластика;
- Культура и техника речи;
- Основы театральной культуры.
Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Раздел "Основы театральной культуры" Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Цель программы:
гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
Задачи программы:
- раскрыть индивидуальные способности личности ребенка;
- развивать и совершенствовать творческие способности детей, их речевую и сценическую культуру, внимание, фантазию, память, воображение, наблюдательность, находчивость, быстроту реакции, инициативность и выдержку;
- развивать способность создавать образы с помощью жеста и мимики;
- научить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;
- познакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре;
- способствовать формированию базовых личностных качеств: самостоятельность, уверенность, толерантность;
- помочь детям овладеть навыками общения и коллективного творчества;
- развивать индивидуальность и коммуникативные способности ребенка;
- формировать общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме.
Прогнозируемые результаты.
- развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы детей;
- повышение уровня общей культуры, появление устойчивого интереса к такому виду искусства, как театр;
- овладение навыками общения посредством театрального искусства, элементами актерского мастерства.
выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров.
Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок
- Знать потешки, шутки, прибаутки, уметь их обыграть
- Читать выразительно стихи, басни.
- Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений
- Уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей
- Отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя
Тематическое планирование
Планирование занятий театрального кружка «Росточки» 1 класс
1 час в неделю - 34 часа
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Корректировка |
1 | Здравствуй, театр! Знакомство с понятием театр. Беседа о театральном искусстве. Игры: «Визитная карточка», «Снежный ком». Ознакомление с правилами техники безопасности. Ритмопластика. Ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная; умение пройти под музыку | 1 | ||
2 | Попробуем измениться Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов. Ритмопластика. Простукивание ритмического рисунка посредством игры. | 2 | ||
3 | Пантомимические загадки и упражнения. Ритмопластика. Отработка техники бега в такт музыке. | 2 | ||
4. | Давайте поиграем Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов. Игра «Театральная разминка». Ритмопластика. Танцевальный шаг (с носка на пятку) | 2 | ||
5 | Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Репка». Ритмопластика. Маршировка танцевальным шагом. | 1 | ||
6 | Игровой урок Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Ритмопластика. Игры-упражнения, основанные на прыжках. | 1 | ||
7 | Одну простую сказку хотим мы показать Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Пантомимическая игра. Ритмопластика. Работа стопы и коленного сустава. | 2 | ||
8 9 | Постучимся в теремок Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию. Игра-загадка «Узнай, кто это?»Ритмопластика. Упражнения на вырабатывание силы ноги, закрепление мышц пресса.
. Характеризуем героев сказки. Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность. Характеристика персонажей сказки. Ритмопластика. Упражнения на вырабатывание силы ноги, закрепление мышц пресса. | 2 2 | ||
10 | Интонационные упражнения. Ритмопластика. Отрабатывать умения растяжки. | 2 | ||
11 | Творческий пересказ сказки Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. Ритмопластика. Махи ноги вперед поочередно на 45градусов -90 градусов. Упражнение лежа. | 2 | ||
12 | Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. Ритмопластика. Растяжка ног (вперед, в сторону) | 2 | ||
13 | Узнай героя Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Игра «Угадай героя». Ритмопластика. Упражнения на полу (шпагат) | 1 | ||
14 | Учимся говорить по разному Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности. Ритмопластика. Танцевальная композиция с обыгрыванием текста песни. | 1 | ||
15 | Учимся четко говорить Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. Погружение в сказочную ситуацию. Ритмопластика. Танцевальные композиции, построение на шаге польки с сочетанием шагов-подскоков. | 1 | ||
16 | Играем в рифмы Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. Дидактическая игра «Придумай рифму». Ритмопластика. Танцевальные композиции, построение на шаге польки с сочетанием шагов-подскоков. | 1 | ||
17 | Рассказываем про любимые игры и сказки Учить связно и логично передавать мысли. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. Рассказы детей по ассоциациям. Ритмопластика. Танцевальная композиция. | 1 | ||
18 | Работа над постановкой музыкальной сказки " Волк и семеро козлят" Ритмопластика. Танцевальная композиция. | 7 | ||
19 | Итоговое занятие. Постановка сказки " Волк и семеро козлят" | 1 |
Тематическое планирование
Планирование занятий театрального кружка «Росточки» 2 класс
1 час в неделю - 34 часа
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Корректировка |
1 | Основы театральной культуры. Рассказ о театре и видах театрального искусства. Инструктаж по технике безопасности. Ритмопластика. Упражнения на вырабатывание силы ноги. | 1 | ||
2 | Великая сила Слова. Работа над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка. Ритмопластика. Наклоны корпуса к ногам (ноги вместе, прямо, ноги широко в сторону | 1 | ||
3 | Театральная игра. Знакомство с русскими народными играми со словами. Разучивание сказки-игры «Репка». Учить правильно двигаться и говорить текст. Ритмопластика. Упражнения на вырабатывание силы ноги, закрепление мышц пресса. , | 1 | ||
4 | Мы актёры. Работа над спектаклем «Коза-дереза». Прослушивание и прочтение сказки «Коза-дереза», работа над дикцией. Ритмопластика. Танцевальный шаг. | 1 | ||
5 | Мы актёры. Работа над спектаклем «Коза-дереза».Ритмопластика. Разучивание танцевальных этюдов. | 6 | ||
6. | Премьера спектакля «Коза-дереза» для учащихся начальной школы на празднике Осени. | 1 | ||
7 | Основы театральной культуры. Правила поведения в театре. Места в театре. Ритмопластика. Работа стопы и коленного сустава | 1 | ||
8 | Культура и техника речи. Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь. Ритмопластика. Упражнения на вырабатывание силы ноги, закрепление мышц пресса | 2 | ||
9 | Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок. | 1 | ||
10 | Театральная игра. Импровизация игры-драматизации по сказке «Морозко». Создание образов героев сказки. Ритмопластика. Упражнения на вырабатывание детьми правильной постановки ноги, отрабатывать подъем ноги на 45 градусов. | 1 | ||
11 | Мы актёры. Работа над спектаклем «Морозко». Ритмопластика. Разучивание танцевальных этюдов героев сказки. | 8 | ||
12 | Мы актёры. Премьера спектакля «Морозко» | 1 | ||
13 | Театральная культура. Посещение театра. Просмотр спектакля. | 1 | ||
14 | Настроение героев, обсуждение спектакля. Помочь понять и осмыслить настроение героев. Ритмопластика. Наклоны корпуса к ногам (ноги вместе, прямо, ноги широко в сторону). Учить правильно держать спину при наклонах, отрабатывать умения растяжки. | 1 | ||
15 | Культура и техника речи. Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам. Ритмопластика. Упражнения «бабочка» | 1 | ||
16 | Театральная игра. Работа над спектаклем " Вот и стали мы на год взрослее!" Ритмопластика. Танцевальная композиция. | 5 | ||
17 | Премьера спектакля " Вот и стали мы на год взрослее!" | 1 |
Тематическое планирование
Планирование занятий театрального кружка «Росточки» 3 класс
1 час в неделю - 34 часа
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Корректировка |
1 | Вводное занятие. | 1 | ||
2 | Мастерство актёра. Изучение понятий: | 2 | ||
3 | Сценическая речь. Дыхательный тренинг | 1 | ||
4 | Мы актёры. Работа над спектаклем. "У самовара" Ритмопластика. Разучивание танцевальных постановок. | 7 | ||
5 | Премьера спектакля " У самовара" | 1 | ||
6 | Театральный словарь: бенефис, грим, аншлаг, бутафория, декорации. Ритмопластика. Танцевальная импровизация «Как птицы летают» | 1 | ||
7 | Игры по развитию внимания. Ритмопластика. Отработка показа образов животных с помощью выразительных пластических движений. | 1 | ||
8 | Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Ритмопластика. Отработка показа образов животных с помощью выразительных пластических движений. | 1 | ||
9 | Культура и техника речи. Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало»,) Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. | 1 | ||
10 | Мы актёры. Работа над спектаклем " Как много девочек хороших. Ритмопластика. Разучивание танцевальных постановок. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки | 7 | ||
11 | Премьера спектакля " Как много девочек хороших". | 1 | ||
12 | Театральный словарь: драма, комедия, трагедия, водевиль. Работа над баснями И.А. Крылова. Ритмопластика. Разучивание движений постановочного танца.
| 2 | ||
13 | Подготовка к постановке спектакля «Урок дружбы», чтение пьесы Показать содержание и красоту понятия «дружба»,через общение детей друг с другом. Ритмопластика. Разучивание движений постановочного танца.
| 1 | ||
14. | Мы актёры. Работа над спектаклем " Урок дружбы". . Ритмопластика. Разучивание движений постановочного танца. | 6 | ||
15 | Премьера спектакля " Урок дружбы." | 1 |
Тематическое планирование
Планирование занятий театрального кружка «Росточки» 4 класс
1 час в неделю - 34 часа
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Корректировка |
1 | "Веселые сочинялки". Истории героями, которых являются сами дети. Развивать связную речь детей (диалогическую). Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Инструктаж по технике безопасности. Ритмопластика. Танцевальная импровизация | 1 | ||
2 | Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками. Ритмопластика. Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) | 1 | ||
3 | Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).Ритмопластика. Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами | 1 | ||
4 | Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. Ритмопластика. Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами | 1 | ||
5 | Мы актёры. Знакомство со сценарием спектакля " Здравствуй, школьная страна".Ритмопластика. Разучивание движений постановочного танца. | 1 | ||
6 | Мы актёры. Работа над спектаклем "Здравствуй, школьная страна" Ритмопластика. Разучивание движений постановочного танца. | 5 | ||
7 | Мы актёры. Премьера спектакля " Здравствуй, школьная страна" | 1 | ||
8 | Подготовка к празднику «Рождество Христово»,разучивание колядок, гадалок. Ритмопластика. Разучивание движений постановочного танца. | 4 | ||
9 | Премьера спектакля " Рождество Христово" | 1 | ||
10 | Театральная культура. Посещение театра. Просмотр спектакля. | 1 | ||
11 | Подготовка к празднику "Мы славим женщину." Разучивание стихов, сценических миниатюр, песен. Ритмопластика. Разучивание движений постановочного танца. | 5 | ||
12 | Премьера спектакля " Мы славим женщину" | 1 | ||
13 | Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса .Ритмопластика. Совершенствование осанки и походки. | 1 | ||
14. | Техника речи. Отработка диалогов. Ритмопластика. Тренировка ритмичности движений. | 1 | ||
15 | Мы актёры. Знакомство со сценарием спектакля "Знания - сила". Распределение ролей. Ритмопластика. Разучивание движений постановочного танца. | 1 | ||
16 | Мы актёры. Работа над спектаклем " Знания - сила" Ритмопластика. Разучивание движений постановочного танца. | 7 | ||
17 | Премьера спектакля " Знания - сила." | 1 |
Список используемой литературы:
- 1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М.: АРКТИ, 1998.
- Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М.: Просвещение, 1998.
- Дорфман Л. Эмоции в искусстве. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
- Савкова З.В. Техника звучащего слова: Методическое пособие. – М.: «ВЛАДОС», 1998.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: АРКТИ, 1995.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: «Академия развития», 1996.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.