Авторская программа театрального кружка "Росточки" для учащихся начальной школы.

Батуева Светлана Александровна

Как классный руководитель и учитель начальных классов, я выбрала себе прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот искусство - театральное искусство. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_teatralnogo_kruzhka_rostochki.docx40.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 25

        

Авторская программа

театрального кружка

«Росточки»

для учащихся начальной школы

Автор: учитель начальных классов Батуева Светлана Александровна

                                                                     г. Балаково

Пояснительная записка

     Как классный руководитель и учитель начальных классов, я выбрала себе  прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот – искусство, театральное искусство.     Физиологи и психологи сегодня утверждают и доказывают с помощью опытов: нам всем необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Уж так создан человек природой и своей социальной историей – он должен постоянно познавать новое, думать, волноваться, развиваться, идти вперед.

     Ребенку эмоциональная нагрузка, которую дают выступления на сцене, - благо. Он волей – неволей задумывается о вопросах добра и зла, о взаимоотношениях между людьми, об ответственности, о прекрасном и т. д. Я думаю, участие в коллективном творческом деле, имеющем результат, раскроет способности и возможности человека в обществе. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в  театральном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. Кроме того, участие учеников в работе кружка  способствует  развитию речи, образного и вербального мышления, расширению кругозора.

 Программа кружка «Росточки» призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, поскольку именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить. На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Предлагаемая программа соответствует:

        Современным целям общего образования

        Основным положениям Концепции модернизации российского образования

        Перспективным целям начального образования в школе

Программа рассчитана на четыре года занятий в начальной школе с расчетом один час в неделю ( 136 часов). В основе занятий театром лежит игра, поскольку занимает значительное место в постижении мира. В процессе игры дети совместно с учителем моделируют вымышленные и реальные ситуации, которые будят воображение и

 развивают стремление к творчеству.

Основные виды деятельности, которые используются при работе с учащимися, являются:

  • Театральная игра;
  • Ритмопластика;
  • Культура и техника речи;
  • Основы театральной культуры.

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел "Основы театральной культуры" Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Цель программы:

гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Задачи программы:

  • раскрыть индивидуальные способности личности ребенка;
  • развивать и совершенствовать творческие способности детей, их речевую и сценическую культуру, внимание, фантазию, память, воображение, наблюдательность, находчивость, быстроту реакции, инициативность и выдержку;
  • развивать способность создавать образы с помощью жеста и мимики;
  • научить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;
  • познакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства;  воспитывать культуру поведения в театре;
  • способствовать формированию базовых личностных качеств: самостоятельность, уверенность, толерантность;
  • помочь детям овладеть навыками общения и коллективного творчества;
  • развивать индивидуальность и коммуникативные способности ребенка;
  • формировать общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме.

Прогнозируемые результаты.

  • развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы детей;
  • повышение уровня общей культуры, появление устойчивого интереса к такому виду искусства, как театр;
  • овладение навыками общения посредством театрального искусства, элементами актерского мастерства.

выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров.

Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок

  • Знать  потешки, шутки, прибаутки, уметь их обыграть
  • Читать выразительно стихи, басни.
  • Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений
  • Уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей
  • Отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя

Тематическое планирование

Планирование занятий театрального кружка «Росточки» 1 класс

1 час в неделю - 34 часа

№ п/п

                  Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

1

Здравствуй, театр! Знакомство с понятием театр. Беседа о театральном искусстве. Игры: «Визитная карточка», «Снежный ком». Ознакомление с правилами техники безопасности. Ритмопластика. Ходьба:   бодрая,   маршеобразная,   спокойная; умение пройти под музыку

1

2

Попробуем измениться        

Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов.

Ритмопластика. Простукивание ритмического рисунка посредством игры.        

2

3

Пантомимические загадки и упражнения. Ритмопластика. Отработка техники бега в такт музыке.

2

4.

Давайте поиграем        

Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов.        

Игра «Театральная разминка». Ритмопластика. Танцевальный шаг (с носка на пятку)

2

5

Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Репка». Ритмопластика. Маршировка танцевальным шагом.

1

6

Игровой урок        

Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей.

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Ритмопластика. Игры-упражнения, основанные на прыжках.

1

7

Одну простую сказку хотим мы показать        

Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Пантомимическая игра. Ритмопластика. Работа стопы и коленного сустава.

2

8

9

Постучимся в теремок        

Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию.

Игра-загадка «Узнай, кто это?»Ритмопластика. Упражнения  на   вырабатывание  силы   ноги, закрепление мышц пресса.

        

. Характеризуем героев сказки.

Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность.        

Характеристика персонажей сказки. Ритмопластика. Упражнения  на   вырабатывание силы   ноги, закрепление мышц пресса.

2

2

10

Интонационные упражнения. Ритмопластика.

Отрабатывать умения растяжки.

2

11

Творческий пересказ сказки        

Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку.

Ритмопластика. Махи ноги вперед поочередно на 45градусов -90 градусов. Упражнение лежа.

2

12

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. Ритмопластика.

Растяжка ног (вперед, в сторону)

2

13

Узнай героя        

Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.        

Игра «Угадай героя». Ритмопластика. Упражнения на полу (шпагат)

1

14

Учимся говорить по разному        

Развивать интонационный строй речи у детей.

Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.        

Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности. Ритмопластика. Танцевальная композиция с обыгрыванием текста песни.

1

15

Учимся четко говорить        

Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.        

Погружение в сказочную ситуацию. Ритмопластика. Танцевальные композиции, построение на шаге польки с сочетанием шагов-подскоков.

1

16

Играем в рифмы        

Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам.        

Дидактическая игра «Придумай рифму». Ритмопластика. Танцевальные композиции, построение на шаге польки с сочетанием шагов-подскоков.

1

17

Рассказываем про любимые игры и сказки        

Учить связно и логично передавать мысли.

Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. Рассказы детей по ассоциациям. Ритмопластика. Танцевальная композиция.

1

18

Работа над постановкой музыкальной  сказки " Волк и семеро козлят" Ритмопластика. Танцевальная композиция.

7

19

Итоговое занятие. Постановка сказки " Волк и семеро козлят"

1

Тематическое планирование

Планирование занятий театрального кружка «Росточки» 2 класс

1 час в неделю - 34 часа

п/п

Тема  занятия

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

1

Основы театральной культуры. Рассказ о театре и видах театрального искусства. Инструктаж по технике безопасности.  Ритмопластика. Упражнения на вырабатывание силы ноги.

1

2

Великая сила Слова. Работа над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка. Ритмопластика. Наклоны корпуса к ногам (ноги вместе, прямо, ноги широко в сторону

1

3

Театральная игра. Знакомство с русскими народными играми со словами. Разучивание сказки-игры «Репка». Учить правильно двигаться и говорить текст. Ритмопластика. Упражнения на вырабатывание силы ноги, закрепление мышц пресса.  ,

1

4

Мы актёры. Работа над спектаклем «Коза-дереза». Прослушивание и прочтение сказки  «Коза-дереза»,  работа над дикцией. Ритмопластика. Танцевальный шаг.

1

5

Мы актёры. Работа над спектаклем «Коза-дереза».Ритмопластика. Разучивание танцевальных этюдов.

6

6.

Премьера спектакля «Коза-дереза» для учащихся начальной школы на празднике Осени.

1

7

Основы театральной культуры. Правила поведения в театре. Места в театре. Ритмопластика. Работа стопы и коленного сустава

1

8

Культура и техника речи. Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь. Ритмопластика. Упражнения  на   вырабатывание  силы   ноги, закрепление мышц пресса

2

9

Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок.

1

10

Театральная игра. Импровизация игры-драматизации по сказке «Морозко». Создание образов героев сказки. Ритмопластика. Упражнения  на   вырабатывание детьми правильной постановки ноги, отрабатывать подъем ноги на 45 градусов.

1

11

Мы актёры. Работа над спектаклем «Морозко». Ритмопластика. Разучивание танцевальных этюдов героев сказки.

8

12

Мы актёры. Премьера спектакля «Морозко»

1

13

Театральная культура. Посещение театра. Просмотр спектакля.

1

14

Настроение героев, обсуждение спектакля.        

Помочь понять и осмыслить настроение героев.

Ритмопластика. Наклоны корпуса к ногам (ноги вместе, прямо, ноги широко в сторону). Учить правильно держать спину при наклонах, отрабатывать умения растяжки.

1

15

Культура и техника речи. Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам. Ритмопластика. Упражнения «бабочка»

1

16

Театральная игра. Работа над спектаклем " Вот и стали мы на год взрослее!" Ритмопластика. Танцевальная композиция.

5

17

Премьера спектакля " Вот и стали мы на год взрослее!"

1

Тематическое планирование

Планирование занятий театрального кружка «Росточки» 3 класс

1 час в неделю - 34 часа

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

1

Вводное занятие. 
Впечатления ребят о каникулах в форме маленького публичного рассказа. Детям предлагается создать несколько этюдов на летнюю тематику из реальной или вымышленной жизни. Инструктаж по технике безопасности. Ритмопластика.
 Танцевальная композиция с обыгрыванием текста песни

1

2

Мастерство актёра. Изучение понятий: 
сценическое общение, сценическое действие, 
конфликт.  Парные, коллективные этюды. Ритмопластика.
 Танцевальная композиция в русском характере, построенная на разных видах шагов, полуприседаниях, поворотах, наклонах корпуса

2

3

Сценическая речь.  Дыхательный тренинг 
Артикуляционная гимнастика. 
Работа над скороговорками . Ритмопластика.
 Танцевальная композиция в русском характере, построенная на разных видах шагов, полуприседаниях, поворотах, наклонах корпуса

1

4

Мы актёры. Работа над спектаклем.  "У самовара" Ритмопластика. Разучивание танцевальных постановок.

7

5

Премьера спектакля " У самовара"

1

6

Театральный словарь: бенефис, грим, аншлаг, бутафория, декорации. Ритмопластика. Танцевальная импровизация «Как птицы летают»

1

7

Игры по развитию внимания.

Ритмопластика.  Отработка показа образов животных с помощью выразительных пластических движений.

1

8

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Ритмопластика.  Отработка показа образов животных с помощью выразительных пластических движений.

1

9

Культура и техника речи. Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало»,) Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

1

10

Мы актёры. Работа над спектаклем " Как  много девочек  хороших. Ритмопластика. Разучивание танцевальных постановок. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки

7

11

Премьера спектакля " Как много девочек хороших".

1

12

Театральный словарь: драма, комедия, трагедия, водевиль.  Работа над баснями И.А. Крылова. Ритмопластика. Разучивание движений постановочного танца.

     

2

13

Подготовка к постановке спектакля «Урок дружбы», чтение пьесы Показать содержание и красоту понятия «дружба»,через общение детей друг с другом. Ритмопластика. Разучивание движений постановочного танца.

     

1

14.

Мы актёры. Работа над спектаклем " Урок дружбы". . Ритмопластика. Разучивание движений постановочного танца.

6

15

Премьера спектакля "  Урок дружбы."

1

Тематическое планирование

Планирование занятий театрального кружка «Росточки» 4 класс

1 час в неделю - 34 часа

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

1

"Веселые сочинялки". Истории героями, которых являются сами дети. Развивать связную речь детей (диалогическую). Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Инструктаж по технике безопасности. Ритмопластика. Танцевальная импровизация 

1

2

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками. Ритмопластика. Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

1

3

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).Ритмопластика. Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами

1

4

Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. Ритмопластика. Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами

1

5

Мы актёры. Знакомство со сценарием спектакля " Здравствуй, школьная страна".Ритмопластика. Разучивание движений постановочного танца.

1

6

Мы актёры. Работа над спектаклем "Здравствуй, школьная страна" Ритмопластика. Разучивание движений постановочного танца.

5

7

Мы актёры. Премьера спектакля " Здравствуй, школьная страна"

1

8

Подготовка к празднику «Рождество Христово»,разучивание колядок, гадалок. Ритмопластика. Разучивание движений постановочного танца.

4

9

Премьера спектакля " Рождество Христово"

1

10

Театральная культура. Посещение театра. Просмотр спектакля.

1

11

Подготовка к празднику "Мы славим женщину." Разучивание стихов, сценических миниатюр, песен. Ритмопластика. Разучивание движений постановочного танца.

5

12

Премьера спектакля " Мы славим женщину"

1

13

Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса .Ритмопластика. Совершенствование осанки и походки.

1

14.

Техника речи. Отработка диалогов.

 Ритмопластика. Тренировка ритмичности движений.

1

15

Мы актёры. Знакомство со сценарием спектакля  "Знания - сила". Распределение ролей. Ритмопластика. Разучивание движений постановочного танца.

1

16

Мы актёры. Работа над спектаклем " Знания - сила" Ритмопластика. Разучивание движений постановочного танца.

7

17

Премьера спектакля " Знания - сила."

1

Список используемой литературы:

 

  1. 1.      Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М.: АРКТИ, 1998.  
  2. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М.: Просвещение, 1998.
  3. Дорфман Л. Эмоции в искусстве. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
  4. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  5. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  6. Савкова З.В. Техника звучащего слова: Методическое пособие. – М.: «ВЛАДОС», 1998.
  7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: АРКТИ, 1995.
  8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: «Академия развития», 1996.
  9. Чурилова  Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.