«Совершенствование профессионального мастерства классных руководителей в вопросах организации и планирования работы с родителями и учащимися по формированию ЗОЖ».

Бычкова Екатерина Владимировна

 «Совершенствование профессионального мастерства классных руководителей в вопросах организации и планирования работы с родителями и учащимися по формированию ЗОЖ».

image

image

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся и определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.

image

В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Стратегической целью образования является  создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.

На данном заседании МО  нам предстоит проанализировать состояния здоровья учащихся  школы, работу классных руководителей по сохранению и укреплению здоровья детей и наметить пути и способы совершенствования этой деятельности.

image

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

image

Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в школе:

1) проведение ежегодной диспансеризации обучающихся;

2) учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы;

3) обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе и в 5 классах:

4) нормализация учебной нагрузки учащихся;

5) организация горячего питания;

6) введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры:

7) применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Здоровье — одна из важнейших составляющих развития личности, благополучия человека, важное условие его активного участия в труде и общественной жизни.

Через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества в целом.

Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка.  

image

I — здоровые, с нормальным уровнем развития и нормальным уровнем функций – 9 учащихся;

II — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям – 358 учащихся;

III  — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма – 73 учащихя;

IV - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма – 5 учащихся;

V — дети, больные хроническими заболеваниями, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения.

image

В нашей школе из 434 учащихся 356 составляют основную физкультурную группу, 59 – подготовительную, 16 – специальную медицинскую группу, 3освобождены от занятий физической культурой.

image

По результатам последнего медицинского осмотра выявлены следующие заболевания учащихся:

  • Желудочно-кишечный тракт – 49 учащихся;
  • Опорно-двигательный аппарат – 121 учащийся;
  • Сердечнососудистая система – 6 учащихся;
  • ЛОР патология – 27 учащихся;
  • Заболевания зрения – 86 учащихся;
  • Неврология – 28 учащихся;
  • Другие заболевания – 232 учащихся

image

«Д» учет:

  • Педиатр – 21 учащийся;
  • Аллерголог – 15 учащихся;
  • Кардиолог – 2 учащихся;
  • Дерматолог – 2 учащихся;
  • Ортопед – 2 учащихся;
  • Окулист – 4 учащихся;
  • Невролог – 4 учащихся;
  • Эндокринолог - 1 учащийся

Простудными заболеваниями в данном учебном году   болело 136 детей.

4 учащихся, перенесли инфекционные заболевания.

Учеными выделяются 10 основных причин резкого ухудшения здоровья ребенка. Все они кажутся безобидными по отдельности, но слитые воедино, они дают гремучую смесь, лишающую вновь пришедшего в мир человечка самого дорогого, что есть на этом свете.

image

Итак, первая и вторая причины тривиальны – курение и беспрерывное употребление пива потенцильными родителями. Эти догмы давно уже прискучили взрослым, перспектива «помереть здоровеньким» не привлекает будущих пап и мам, поэтому у них и рождаются болезненные наследники.

Третья причина – гиподинамия, которая коварна тем, что нарушает кровоток в организме. Именно поэтому беременным женщинам необходимо как можно больше гулять, а мамам – отучать малыша от коляски задолго до того, как ему исполнится три годика. Учителями начальной школы систематически, а учителями среднего звена реже проводить физминутки до урока и в процессе урока.

Четвертая причина – игнорирование заветов Мойдодыра.

Пятая – кроется в том, что закаливание полностью отдали на откуп моржам. А ведь элементарное ежедневное обливание прохладной водой способно снизить частоту респираторных заболеваний в два раза.

Шестая причина – низкий процент малышей, находящихся на грудном вскармливании.

Седьмая – скудный рацион питания, когда вместо овощей и фруктов меню ребенка составляют сплошные каши и картошка, а праздник души устраивается в ресторанах быстрого питания. Классным руководителям на родительских собраниях необходимо систематически обсуждать обозначенные проблемы.

Восьмая причина – запредельная интеллектуальная нагрузка на детей школьного возраста.

Девятая – общественный стереотип, что для успешной карьеры нужны энциклопедические знания. И мало кто пропагандирует здоровье, которое не менее важно для успешной карьеры.

И, наконец, последняя причина – сбой высших регуляторных систем из-за недостатка положительных эмоций. Некоторым педагогам, делающим ставку лишь на объем информации, не окрашивая ее положительными эмоциями, следует напомнить, что радость нужна ребенку, как воздух, а нехватка ее выливается в целый ряд психосоматических заболеваний.

 

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

image

Основные компоненты здорового образа жизни.

  1. Рациональный режим.
  2. Правильное питание.
  3. Рациональная двигательная активность.
  4. Закаливание организма.
  5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

Л.Д. Норенкова  Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодежи.

image

Следует отметить, что полноправными участниками по профилактике заболеваний и сохранению здоровья учащихся  являются логопедическая, психологическая, медицинская и социальная службы школы. На эти службы возложены следующие обязанности:

– отслеживание уровня психического и психологического развития учащихся;

– коррекция поведения учащихся «группы риска»;

– оказание психологической помощи учащимся, имеющим трудности в обучении и общении;

– своевременное выявление социально дезадаптированных семей и оказание психологической поддержки.

Л.А. Инякина  Физкультурно-спортивные мероприятия как средство формирования здорового образа жизни.

image

Что должен контролировать учитель физкультуры

1. Уровень физического развития — на основании данных о длине и массе тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких. Детям с низким уровнем физического развития и с дисгармоничным развитием необходим щадящий режим физической нагрузки.

2. Уровень двигательной подготовленности — на основании стандартного набора тестов, характеризующих выносливость, силу, быстроту, ловкость, гибкость. Уровень технической подготовки ученика — на основании педагогических наблюдений и контрольных испытаний.

3. Уровень знаний ученика в области физической культуры и здорового образа жизни — на основании бесед с учащимися, проведения контрольных теоретических зачетов и использования других средств оперативного или этапного контроля знаний.

4. Состояние здоровья и адаптационные возможности ученика — на основании данных школьных медицинских карт, наблюдения на уроках и других занятиях, измерения физиологических показателей (частоты пульса) при выполнении стандартных нагрузок.

5. Степень утомления в процессе выполнения физических нагрузок — на основании внешних признаков и данных объективного контроля.

6. Адекватность нагрузки возрастным, половым и индивидуальным особенностям учащегося с учетом типа телосложения и уровня биологической зрелости.

7. Уровень мотивации учащихся к занятиям физической культурой.

8. Качество самоподготовки учащихся, в том числе выполнения домашних заданий и рекомендаций учителя.

10. Осведомленность родителей об уровне физического развития и двигательной подготовленности ученика, степень их участия в воспитательном процессе.

 

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Исходя из этого мы понимаем, что именно в школе наиболее эффективно могут и должны проводиться целенаправленные мероприятия по профилактике заболеваний и сохранению здоровья.

image

Мероприятия по профилактике заболеваний  и сохранению здоровья

I. У ч е т   с о с т о я н и я   з д о р о в ь я   д е т е й:

1. Анализ медицинских карт учащихся.

2. Определение групп здоровья.

3. Учет посещаемости занятий.

4. Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

II. Ф и з и ч е с к а я   и   п с и х о л о г и ч е с к а я  разгрузка учащихся:

1. Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.

2. Проведение дополнительных уроков физической культуры.

3. Введение в учебную программу уроков ритмики.

4. Динамические паузы.

5. Индивидуальные занятия.

6. Общая утренняя зарядка.

7. Организация спортивных перемен.

8. Дни здоровья.

9. Организация работы бассейна.

10. Физкультминутки для учащихся 1–5 классов.

11. Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.

А.И. Степина  Формирование у младшего подростка культуры сохранения и   совершенствования собственного здоровья (из  опыта  работы  классных руководителей)

image

Что должен контролировать классный руководитель

1. Причины и длительность пропусков занятий физкультурой учащимися.

2. Степень взаимодействия учащихся с преподавателем физкультуры и привлекательность занятий.

3. Активность участия учащихся класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях в масштабах школы.

4. Наличие позитивного контакта учителя физкультуры с родителями детей, имеющих проблемы в физическом и моторном развитии.

5. Состояние психологического климата вокруг детей с ослабленным здоровьем, с недостатками физического и функционального развития.

6. Степень вовлеченности учеников класса в опасные для здоровья формы поведения, связанные с использованием психотропных веществ (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ).

 

М.А.Садчикова  Профилактика вредных привычек школьников. Справочник  Кл.рук. №10, 2009 г.

image

 

О чем должен заботиться заместитель директора по УВР

1. Расписание занятий должно быть составлено таким образом, чтобы урок физической культуры не проводился непосредственно перед уроками математики, русского языка, литературы, физики.

2. Физкультминутки и физкультпаузы в рамках общеобразовательных уроков не должны нарушать логику урока.

3. Дни здоровья и другие общешкольные мероприятия следует проводить в условиях хорошей погоды, по разработанному заранее сценарию. Недопустимо превращать такого рода мероприятия в дополнительный выходной день для детей и педагогов.

4. Спортивные успехи класса или отдельного ученика должны быть известны всей школе наряду с успехами в учебе; спортивный авторитет класса, школьной команды, чемпиона школы в том или ином виде спорта должен служить привлекательным примером для всех учащихся.

image

Из всего сказанного можно сделать вывод, что  школа будет  не только школой знаний, но и школой здоровья, если:

1) Все ее работники будут относить здоровье учащихся к приоритетным направлениям в образовании в целом и в своей работе в частности.

2) В ОУ будут создаваться условия для сохранения здоровья детей.

3) Будет повышаться роль физической культуры в оздоровлении детей.

4) Будет разработана на диагностической основе целевая программа «Здоровье».

5) Будет отслеживаться паспорт здоровья учащихся. – показать!!!!

 

image

Анкеты и рекомендации

Зарядка для глаз

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc283.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

"Инновационные технологии в системе воспитательной работы "

       

  …Творчество есть необходимое условие существования,

                  и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена

хоть йота нового, обязано своим происхождением

                                             творческому процессу человека…  

        Л.С.Выготский

Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей. В связи с этим в системе российского образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося. Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования  выпускников.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

  1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
  2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие  компоненты:

  • Диагностирование
  • Целеполагание
  • Проектирование
  • Конструирование
  • Организационно – деятельностный компонент
  • Контрольно – управленческий компонент

Содержанием воспитательных технологий являются:

  • Научно обоснованные социализированные требования
  • Передача социального опыта
  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  • Социализированная оценка ученика
  • Организация творческого дела
  • Создание ситуации успеха

Инновационные воспитательные технологии

  • коллективное творческое дело
  • информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека)
  • нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
  • социальное проектирование
  • организационно-деятельностные игры (ОДИ)
  • технология исследовательской деятельности
  • технология проектов
  • технология дидактической игры
  • здоровьесберегающая технология
  • личностно- ориентированная технология
  • экологообразовательные
  • кейс – технологии
  • арт-технологии
  •  шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
  • групповая проблемная работа (разработка проектов)
  • диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
  • диалог «педагог- воспитанник»
  • тренинг общения
  • «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих( «сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

  В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.

     Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на  использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы .

   Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

достоинства:

-обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;

-аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;

-ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;

-в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.

-особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.

Арт-педагогика - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы  взаимосвязаны.

Положительные результаты:

• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;

• обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование у детей с агрессивными проявлениями;

• оказывается влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.

Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.

Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций)

– технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.

Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:

1.   Интеллектуальное развитие обучаемых.

2.   Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.

3.   Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4.   Формирование готовности к оценке и принятию решений.

5.   Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.

6.   Развитие коммуникативных навыков.

Технология «КТД»

Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.

Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

 

Структурная схема КТД:

  • Совместное решение о проведении дела;
  • Коллективное планирование;
  • Коллективная подготовка;
  • Проведение дела;
  • Коллективный анализ;
  • Результат.

Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:

  • повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
  • развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий
  • развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции,  участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, всероссийского, международного масштаба);
  • развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);
  • развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками);

     В современных условиях  образование и воспитание должны и могут стать источником личного успеха, ресурсом общественного развития, инструментом реализации важнейших общечеловеческих ценностей. Воспитание является одним из важнейших  компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

     Появление новых требований со стороны общества и личности, усиление бездуховности части подрастающего поколения требуют от педагогического коллектива школы по новому оценить свою работу и наметить ряд мероприятий, способствующих достижению поставленных задач.