НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ЖИТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ МИРЕ
«Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» (Семенов А. П.). Внедрение информационных технологий в образовательный процесс осуществляется с учетом психолого-педагогических условий, в соответствии с которыми учитель корректирует методики, приемы и средства обучения, что способствует развитию и активизации познавательной деятельности учащихся.
Почему необходимо внедрять ИКТ с начальной школы?
Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации.
Применение ИКТ на уроках:
- усиливает положительную мотивацию обучения;
- активизирует познавательную деятельность учащихся;
- обеспечивает наглядность и привлечение большого количества дидактического материала;
- обеспечивается высокая степень дифференциации обучения;
- формируются навыки исследовательской деятельности;
- обеспечивается доступ к различным информационным ресурсам.
Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыкам самостоятельно приобретать новые знания и умения, приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией.
В настоящее время необходимо учителю умело пользоваться компьютерной техникой, владеть информационными технологиями, применять полученные знания и навыки для рационального использования ИКТ. Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, используя ресурсы ИКТ. Ребенок любознателен, то есть ему все «любо знать», все интересно, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. С возрастом происходит трансформация исследовательской направленности. В раннем детстве интересно абсолютно все! Но проходит совсем немного времени, и проявляется избирательность – исследуется только то, что в поле зрения. В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. С каждым годом всё больше расширяется спектр форм представления знаний и сведений с помощью метода индивидуальных и групповых проектов, где учащиеся и учителя учатся представлять информацию, её преобразовывать и анализировать.
Поэтому уже в начале учебного года на ШМО учителей начальных классов проводился семинар по теме: «Обзор цифровых ресурсов Интернета и возможности использования их в учебном процессе», был проведён мастер-класс по работе в PowerPoint, консультации по работе с пакетом Microsoft Office 2007. Многие учителя постигали ИКТ - технологии на курсах «Партнёрство в образовании», занятиях творческих групп.
Прекрасные видеозарисовки, яркие иллюстрации «viki.ru» раскрывают богатство и красоту животного и растительного мира нашей планеты. А современная детская энциклопедия «Кирилла и Мефодия» помогает разнообразить урок использованием интерактивных карт, игр, показом различных опытов и сюжетов, панорам природных зон. Дети с удовольствием выполняют все задания, легко усваивают изучаемый материал используя презентации , тесты и тренажёры «Сети творческих учителей», и «Единой коллекции цифровых ресурсов».
Педагогами школы создаются и используются мультимедийные приложения к урокам: математики, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии. Со временем образовалась коллекция электронных уроков, которые можно применять в своей практике не раз, только изменяя некоторые детали. В учебном процессе используются физминутки, которые разработали сами педагоги, используя материалы ИКТ-технологий.
Конечно, огромную помощь нам оказывает учитель информатики. А мы в свою очередь помогаем своим ученикам осваивать и использовать информационные технологии.
Мы знаем, что если у детей есть желание, есть интерес, значит, они многого достигнут. А. Эйнштейн был прав « Высокое искусство учителя состоит в том, чтобы пробудить радость творчества и обретения знаний»
Литература:
1. В.П.Стрезикозин «Актуальные проблемы начального обучения» ст. «Обеспечении доступности начального обучения» стр. 163
2. М.К. Акимова «Учёт психологических особенностей учащегося» журнал «Вопросы психологии» № 6 –1988 г. стр. 71
3. А.Гутников, В.Пронькин, Н.Элиасберг «Живое право» - Санкт –Петербург -2001 год
4. С.Ю.Хоцкая «ИКТ в начальной школе. Требования сегодняшнего дня»
«Лидеры образования» 2007 г.