Гендерные различия в творческих способностях детей

Мартышева Наталия Александровна

Для развития творческих возможностей личности, необходимо  учитывать творческий потенциал учащихся. В рамках индивидуализации обучения и воспитания и для формирования творческих способностей необходимо учитывать возрастные, индивидуальные закономерности и гендерные различия  в когнитивных процессах и способностях, чтобы методы обучения были эффективными  и учащиеся более комфортно чувствовали себя в процессе обучения.

В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман (2001) [4]подчеркивают важность учета половых различий в воспитании детей: «...Если не дано нам пожить в этом чужом (мужском или женском) мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим понять ребенка, помочь, а не помешать ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, сли хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, потерявших преимущества своего пола и не сумевших приобрести несвойственные им ценности чужого пола», поэтому данную проблему изучают не только психологи, но и нейрофизиологи, социологи, философы, этнографы, культурологи (Е. Весельницкая, 1993; Н. Хамитов, 1995; Этнические..., 1991).[1]

Отечественных ученых вопрос о половых различиях в психической сфере интересовал до недавнего времени мало, несмотря на то что еще в 1960-х гг. его поставил Б. Г. Ананьев [1] со своими учениками, а позднее в социологии — С. И. Кон. В настоящее время половые различия стали изучать довольно интенсивно, но, в основном, в рамках гендерной психологии.

Практически остаётся не исследованной проблема влияния половой принадлежности на развитие индивида, социализацию личности. Одна из задач гендерного направления заключается в том, чтобы выяснить, в какой мере полоролевые стереотипы справедливы  и, а в какой мере они ошибочны. Но большинство исследований в изучении творческих способностей имеют  «бесполые» данные (Дж. Гилфорда [2], К. Тейлора, Г. Гру­бер и др.)

Названное противоречие позволило нам остановиться на проблеме выявления гендерных особенностей развития творческих способностей в младшем школьном возрасте (9лет). Цель исследования состояла в  изучении сущности креативности (творческих способностей) детей младшего школьного возраста в рамках гендерного направления .

Объектом исследования  определены творческие способности мальчиков и девочек  9 лет; предметом исследования -  гендерные различия в креативности (творческих способностях) младших школьников.

Проводя исследование, мы гипотетически сформулировали тезис о существующих особенностях проявления креативности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста. 

К сущностной характеристике творчества относятся спонтанность, непроизвольность и поэтому невозможность регуляции со стороны сознания ( в момент творческого акта) не поддается регуляции со стороны сознания. В основе творчества лежит мотивация, ценности и интеллектуальная активность личности. Для развития детского творчества более важен сам творческий процесс ребенка, нежели получаемый конечный результат их деятельности.

Для осуществления творчества необходимо творческое мышление – это один из видов мышления, для которого характерно создание субъективно нового продукта и появление  новообразований в ходе самой деятельности. Творческое мышление основано на воображении и фантазии и  находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Благодаря творческому воображению творческая личность воплощается в настоящем и устремляется в будущее.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые условия, достигают разных творческих успехов, то обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах в деятельности можно  объяснить ими. Согласно Б. М. Теплову [6], способности не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но детерминируют легкость и быстроту их приобретения.

А. Маслоу [6] считал, что для того чтобы креативность развивалась как личностное свойство, необходимо влияние среды т.к. среда стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых решений. Т.е креативность, является общей творческой способностью- способностью к преобразованию знаний, которые развиваются в процессе жизнедеятельности.

 В работе В.С.Юркевич[8]"Одаренный ребенок: иллюзии и реальность" отмечено, что творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. Развитие креативности происходит в творческой деятельности. Специальное обучение и воспитание, прямым образом направленное на развитие творческих возможностей у детей, может вносить существенные коррективы в характер этой динамики. Одним из социально-педагогических условий развития креативности, является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на её развитие.

Для этого  мы провели исследования творческого потенциала детей ( 9 лет), анализируя  их самооценку и оценку их родителей и учителей, используя набор креативных тестов Ф. Вильямса (САР),а также диагностики креативности Е.П. Торренса [7]и сделали вывод.

А. В. Ассовская, Л. А. Цветкова и Т. Г. Яничева (1997) [1] изучали креативность младших школьников (8-9 лет) обоего пола. Авторы установили, что высокий уровень креативности имели 45 % мальчиков и лишь 20 % девочек; в то же время низкий уровень был у 50 % девочек и 23 % мальчиков.

Н. В. Гаврюшкина (2001)[4] изучала креативность у мальчиков и девочек 9-12 лет и получила несколько иные данные: невербальная креативность одинакова у мальчиков и девочек, а вербальная креативность выше у девочек и за счет ее у них же выше и общая креативность

Креативность в группах мальчиков и девочек

 

image

(* — значимые различия по f-критерию Стьюдента)

Таким образом, возможно, что выраженность креативности у лиц мужского и женского пола определяется видом креативности.

Н. Е. Кузьмина (1996)[4] изучала креативность подростков 15-16 лет и нашла, что креативность мальчиков более четко распознается другими людьми, менее зависит от особенностей восприятия. Креативность же девочек не связана напрямую с успешностью в общении. Однако с повышением креативности повышается и их статус в группе.

Выше приведенные авторы установили, что креативность влияет на свойства личности. По данным А. В. Ассовской [4]с соавторами, при наличии высокого уровня креативности у тех и других мальчики более тревожны, чем девочки. Н. Е. Кузьмина [4]показала, что креативные мальчики проявляют большую эмпатичность, дружелюбие, воспринимают другого человека как ценность, проявляют большую устойчивость к критике. У девочек связи креативности с характеристиками личности выражены гораздо слабее.

Представленные в таблице результаты позволяют увидеть различия характеристик творческого мышления у девочек и мальчиков нашего исследования, проведённые в МОУ  «СОШ №56» в 2006 году, среди учащихся 3-х классов, обучающихся по программе  ОС « Школа 2000-2100» (См. табл.1)

 

 

Среднегрупповые показатели вербальной и невербальной креативности

мальчиков и девочек 3-х классов.

 

 

Среднее

Стандартное отклонение

 

 

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Вильямс

  1. Невербальная беглость

50,98+

49,02+

8,72

9,48

  1. Не вербальная гибкость

51,91+**

49,21+**

7,77

10,04

  1. Невербальная оригинальность

48,22+

52,56+

8,04

9,23

  1. Невербальная разработанность

57,03+*

60,42+*

9,33

9,79

  1. Название

50,54+

53,27+

9,17

10,23

  1. Невербальная Сумма

51,77+*

54,21+*

9,88

7,51

  1. Любознательность

43,67

41,11

10,90

10,70

  1. Воображение

41,11+

40,00+

6,41

8,59

  1. Сложность

42,12

43,33

8,91

8,25

  1. Склонность к риску

38,81+*

41,59+*

10,36

9,22

  1. Сумма В

52,33

51,73

6,78

8,48

  1. Родители

50,88**

53,29**

5,82

4,60

  1. Учитель

41,60

45,17

12,84

10,24

Торренс

  1. Вербальная гибкость

52,36*

53,20*

2,90

4,15

  1. Вербальная беглость

44,74+

45,72+

2,77

3,05

  1. Вербальная оригинальность

55,04+

55,58+

4,95

6,04

  1. Вербальная Сумма

50,71+

51,50+

3,00

3,73

*р<=0,05, **р<=0,001 (значимые различия по t-критерию Стьюдента

«+» - значимые различия по F-тесту

Анализируя средние значимые показатели диагностик, мы увидели, что результаты девочек превышают результаты мальчиков, кроме такого показателя как невербальная гибкость. Следовательно, мальчикам младшего школьного возраста свойственна большая вариативность и продуктивность, они не любят рисковать, а девочки способны более детально разрабатывать возникшие идеи и  исследовать новое.

Результаты исследования мальчиков и девочек по показателям «вербальной креативности» несколько выше, чем по «невербальной креативности». Исключение составляет только результаты исследования показателей вербальной беглости у девочек, который несколько ниже невербальной. Это связано с гендерными различиями, девочки дают меньше ответов за единицу времени, но удельный вес популярных ответов у них выше, чем у мальчиков.[4]

 Анализируя частоту встречаемости, мы увидели, что у мальчиков и у девочек преобладает средний уровень выраженности невербальных  и вербальных показателей креативности. Девочки более образно описывали свои рисунки,  их рисунки были более нестандартны и  ассиметричны, со сложными изображениями.  

Проводя своё исследование мы обратились к идеям Н.К. Радиной [4], которая изучала особенности самооценки детей двух возрастных групп (старших дошкольников и младших школьников). Она выявила, что  у мальчиков формальных, и неформальных лидеров  в младшем школьном возрасте имеется высокая самооценка, тогда как у девочек- лидеров, успешных в учёбе. Эти девочки воспринимают себя как нелюбимых и отвергаемых группой.  

В нашем исследовании больше половины детей  считают, что у них воображение развито плохо, и они не способны рисковать, особенно мальчики.

Экспертная оценка педагогов креативности детей - занижена (особенна в сторону мальчиков), хотя результаты диагностик показали, что младшие школьники имеют более высокий творческий потенциал.

Что касается родителей, то они достаточно объективно оценили творческие возможности своих детей. В мальчиках они больше ценят любознательность и стремление к конструированию, нестандартность, а в девочках только способность к детальному прорисованию изображения и его ассимитричность .

В ходе исследования мы установили, что детям младшего школьного возраста свойственна осторожность при открытии новых знаний и исследовательской деятельности. Девочки чаще меняют свои предпочтения и не боятся рисковать, придерживаются мнения родителей; мальчики предпочитают необычное, новое.

Какова роль семьи в развитии креативности личности? Создатель системы измерения творческих способностей Е. Торренс [7] сообщает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. Значит, семья может способствовать развитию или  подавлять творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте. Для системы дошкольного и школьного образования этот вывод имеет практический смысл: необходимо вести просветительскую работу среди родителей: проводить круглые столы, дискуссии на тему:: «Роль отца и матери в воспитании  мальчиков и девочек.». Необходимо использовать детские альбомы, видеотехнику, организовать кинолекторий, чтобы привлечь внимание родителей к гендерному анализу социальной реальности (на материале детской анимации -мультфильмы "Мулан", "Шрек" и др.).

Продолжая свою работу, мы сосредоточились на создании программы работы с учащимися младшего школьного возраста, учитывающей гендерные различия творческих способностей мальчиков и девочек этого возраста.

Во внеурочной и внешкольной воспитательной работе мы стремимся реализовать гендерные различия, создавая кружки по интересам, секции, праздники

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. СП 2005г
  2. ГилфордДж..П. Три стороны мышления, в кн. Психология мышления. пер.с нем. и англ.,М.,1985
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб: Питер, 1999.
  4. Ильин ЕП. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины- СП Питер 2002
  5. Маслоу А. Самоактуализирующаяся личность // Психология личности. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М., 1985.
  6. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  7. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998.
  8. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996. - 136 с.