Гендерные различия в творческих способностях детей
Для развития творческих возможностей личности, необходимо учитывать творческий потенциал учащихся. В рамках индивидуализации обучения и воспитания и для формирования творческих способностей необходимо учитывать возрастные, индивидуальные закономерности и гендерные различия в когнитивных процессах и способностях, чтобы методы обучения были эффективными и учащиеся более комфортно чувствовали себя в процессе обучения.
В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман (2001) [4]подчеркивают важность учета половых различий в воспитании детей: «...Если не дано нам пожить в этом чужом (мужском или женском) мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим понять ребенка, помочь, а не помешать ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, сли хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, потерявших преимущества своего пола и не сумевших приобрести несвойственные им ценности чужого пола», поэтому данную проблему изучают не только психологи, но и нейрофизиологи, социологи, философы, этнографы, культурологи (Е. Весельницкая, 1993; Н. Хамитов, 1995; Этнические..., 1991).[1]
Отечественных ученых вопрос о половых различиях в психической сфере интересовал до недавнего времени мало, несмотря на то что еще в 1960-х гг. его поставил Б. Г. Ананьев [1] со своими учениками, а позднее в социологии — С. И. Кон. В настоящее время половые различия стали изучать довольно интенсивно, но, в основном, в рамках гендерной психологии.
Практически остаётся не исследованной проблема влияния половой принадлежности на развитие индивида, социализацию личности. Одна из задач гендерного направления заключается в том, чтобы выяснить, в какой мере полоролевые стереотипы справедливы и, а в какой мере они ошибочны. Но большинство исследований в изучении творческих способностей имеют «бесполые» данные (Дж. Гилфорда [2], К. Тейлора, Г. Грубер и др.)
Названное противоречие позволило нам остановиться на проблеме выявления гендерных особенностей развития творческих способностей в младшем школьном возрасте (9лет). Цель исследования состояла в изучении сущности креативности (творческих способностей) детей младшего школьного возраста в рамках гендерного направления .
Объектом исследования определены творческие способности мальчиков и девочек 9 лет; предметом исследования - гендерные различия в креативности (творческих способностях) младших школьников.
Проводя исследование, мы гипотетически сформулировали тезис о существующих особенностях проявления креативности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
К сущностной характеристике творчества относятся спонтанность, непроизвольность и поэтому невозможность регуляции со стороны сознания ( в момент творческого акта) не поддается регуляции со стороны сознания. В основе творчества лежит мотивация, ценности и интеллектуальная активность личности. Для развития детского творчества более важен сам творческий процесс ребенка, нежели получаемый конечный результат их деятельности.
Для осуществления творчества необходимо творческое мышление – это один из видов мышления, для которого характерно создание субъективно нового продукта и появление новообразований в ходе самой деятельности. Творческое мышление основано на воображении и фантазии и находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Благодаря творческому воображению творческая личность воплощается в настоящем и устремляется в будущее.
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые условия, достигают разных творческих успехов, то обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах в деятельности можно объяснить ими. Согласно Б. М. Теплову [6], способности не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но детерминируют легкость и быстроту их приобретения.
А. Маслоу [6] считал, что для того чтобы креативность развивалась как личностное свойство, необходимо влияние среды т.к. среда стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых решений. Т.е креативность, является общей творческой способностью- способностью к преобразованию знаний, которые развиваются в процессе жизнедеятельности.
В работе В.С.Юркевич[8]"Одаренный ребенок: иллюзии и реальность" отмечено, что творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. Развитие креативности происходит в творческой деятельности. Специальное обучение и воспитание, прямым образом направленное на развитие творческих возможностей у детей, может вносить существенные коррективы в характер этой динамики. Одним из социально-педагогических условий развития креативности, является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на её развитие.
Для этого мы провели исследования творческого потенциала детей ( 9 лет), анализируя их самооценку и оценку их родителей и учителей, используя набор креативных тестов Ф. Вильямса (САР),а также диагностики креативности Е.П. Торренса [7]и сделали вывод.
А. В. Ассовская, Л. А. Цветкова и Т. Г. Яничева (1997) [1] изучали креативность младших школьников (8-9 лет) обоего пола. Авторы установили, что высокий уровень креативности имели 45 % мальчиков и лишь 20 % девочек; в то же время низкий уровень был у 50 % девочек и 23 % мальчиков.
Н. В. Гаврюшкина (2001)[4] изучала креативность у мальчиков и девочек 9-12 лет и получила несколько иные данные: невербальная креативность одинакова у мальчиков и девочек, а вербальная креативность выше у девочек и за счет ее у них же выше и общая креативность
Креативность в группах мальчиков и девочек
(* — значимые различия по f-критерию Стьюдента)
Таким образом, возможно, что выраженность креативности у лиц мужского и женского пола определяется видом креативности.
Н. Е. Кузьмина (1996)[4] изучала креативность подростков 15-16 лет и нашла, что креативность мальчиков более четко распознается другими людьми, менее зависит от особенностей восприятия. Креативность же девочек не связана напрямую с успешностью в общении. Однако с повышением креативности повышается и их статус в группе.
Выше приведенные авторы установили, что креативность влияет на свойства личности. По данным А. В. Ассовской [4]с соавторами, при наличии высокого уровня креативности у тех и других мальчики более тревожны, чем девочки. Н. Е. Кузьмина [4]показала, что креативные мальчики проявляют большую эмпатичность, дружелюбие, воспринимают другого человека как ценность, проявляют большую устойчивость к критике. У девочек связи креативности с характеристиками личности выражены гораздо слабее.
Представленные в таблице результаты позволяют увидеть различия характеристик творческого мышления у девочек и мальчиков нашего исследования, проведённые в МОУ «СОШ №56» в 2006 году, среди учащихся 3-х классов, обучающихся по программе ОС « Школа 2000-2100» (См. табл.1)
Среднегрупповые показатели вербальной и невербальной креативности
мальчиков и девочек 3-х классов.
|
| Среднее | Стандартное отклонение | ||
|
| Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки |
Вильямс |
| 50,98+ | 49,02+ | 8,72 | 9,48 |
| 51,91+** | 49,21+** | 7,77 | 10,04 | |
| 48,22+ | 52,56+ | 8,04 | 9,23 | |
| 57,03+* | 60,42+* | 9,33 | 9,79 | |
| 50,54+ | 53,27+ | 9,17 | 10,23 | |
| 51,77+* | 54,21+* | 9,88 | 7,51 | |
| 43,67 | 41,11 | 10,90 | 10,70 | |
| 41,11+ | 40,00+ | 6,41 | 8,59 | |
| 42,12 | 43,33 | 8,91 | 8,25 | |
| 38,81+* | 41,59+* | 10,36 | 9,22 | |
| 52,33 | 51,73 | 6,78 | 8,48 | |
| 50,88** | 53,29** | 5,82 | 4,60 | |
| 41,60 | 45,17 | 12,84 | 10,24 | |
Торренс |
| 52,36* | 53,20* | 2,90 | 4,15 |
| 44,74+ | 45,72+ | 2,77 | 3,05 | |
| 55,04+ | 55,58+ | 4,95 | 6,04 | |
| 50,71+ | 51,50+ | 3,00 | 3,73 |
*р<=0,05, **р<=0,001 (значимые различия по t-критерию Стьюдента
«+» - значимые различия по F-тесту
Анализируя средние значимые показатели диагностик, мы увидели, что результаты девочек превышают результаты мальчиков, кроме такого показателя как невербальная гибкость. Следовательно, мальчикам младшего школьного возраста свойственна большая вариативность и продуктивность, они не любят рисковать, а девочки способны более детально разрабатывать возникшие идеи и исследовать новое.
Результаты исследования мальчиков и девочек по показателям «вербальной креативности» несколько выше, чем по «невербальной креативности». Исключение составляет только результаты исследования показателей вербальной беглости у девочек, который несколько ниже невербальной. Это связано с гендерными различиями, девочки дают меньше ответов за единицу времени, но удельный вес популярных ответов у них выше, чем у мальчиков.[4]
Анализируя частоту встречаемости, мы увидели, что у мальчиков и у девочек преобладает средний уровень выраженности невербальных и вербальных показателей креативности. Девочки более образно описывали свои рисунки, их рисунки были более нестандартны и ассиметричны, со сложными изображениями.
Проводя своё исследование мы обратились к идеям Н.К. Радиной [4], которая изучала особенности самооценки детей двух возрастных групп (старших дошкольников и младших школьников). Она выявила, что у мальчиков формальных, и неформальных лидеров в младшем школьном возрасте имеется высокая самооценка, тогда как у девочек- лидеров, успешных в учёбе. Эти девочки воспринимают себя как нелюбимых и отвергаемых группой.
В нашем исследовании больше половины детей считают, что у них воображение развито плохо, и они не способны рисковать, особенно мальчики.
Экспертная оценка педагогов креативности детей - занижена (особенна в сторону мальчиков), хотя результаты диагностик показали, что младшие школьники имеют более высокий творческий потенциал.
Что касается родителей, то они достаточно объективно оценили творческие возможности своих детей. В мальчиках они больше ценят любознательность и стремление к конструированию, нестандартность, а в девочках только способность к детальному прорисованию изображения и его ассимитричность .
В ходе исследования мы установили, что детям младшего школьного возраста свойственна осторожность при открытии новых знаний и исследовательской деятельности. Девочки чаще меняют свои предпочтения и не боятся рисковать, придерживаются мнения родителей; мальчики предпочитают необычное, новое.
Какова роль семьи в развитии креативности личности? Создатель системы измерения творческих способностей Е. Торренс [7] сообщает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. Значит, семья может способствовать развитию или подавлять творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте. Для системы дошкольного и школьного образования этот вывод имеет практический смысл: необходимо вести просветительскую работу среди родителей: проводить круглые столы, дискуссии на тему:: «Роль отца и матери в воспитании мальчиков и девочек.». Необходимо использовать детские альбомы, видеотехнику, организовать кинолекторий, чтобы привлечь внимание родителей к гендерному анализу социальной реальности (на материале детской анимации -мультфильмы "Мулан", "Шрек" и др.).
Продолжая свою работу, мы сосредоточились на создании программы работы с учащимися младшего школьного возраста, учитывающей гендерные различия творческих способностей мальчиков и девочек этого возраста.
Во внеурочной и внешкольной воспитательной работе мы стремимся реализовать гендерные различия, создавая кружки по интересам, секции, праздники
ЛИТЕРАТУРА
- Бендас Т.В. Гендерная психология. СП 2005г
- ГилфордДж..П. Три стороны мышления, в кн. Психология мышления. пер.с нем. и англ.,М.,1985
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб: Питер, 1999.
- Ильин ЕП. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины- СП Питер 2002
- Маслоу А. Самоактуализирующаяся личность // Психология личности. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М., 1985.
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
- Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998.
- Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996. - 136 с.