Мы и ПОПС
Учителю необходимо знать, насколько ученик усвоил материал. Это можно выяснить традиционными способами. Но с детьми сложно: они не всегда хотят высказываться, да и есть проблемы с оформлением своих мыслей. Поэтому иногда можно использовать технологию ПОПС - постоянная обратная связь с учащимися, а это возможно на 3 этапе - "Рефлексии" (размышлении).
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. Учитель перестает быть главным источником информации.
Кроме того, могут быть осуществлены: возврат к стадии вызова; возврат к ключевым словам; возврат к перевернутым логическим цепочкам; возврат к кластерам.
Прием ПОПС может быть основой в устной (краткий ответ, дискуссия) или письменной форме (опорный конспект, сочинение-размышление, исследовательская работа ).
Учащимся предлагается следующая схема работы:
- Моя позиция (Я считаю, что…)
- Краткое обоснование (Потому, что…)
- Доказательства правильности моей позиции (Например:)
- Следствие – вывод (Поэтому…)
Простые на первый взгляд действия учителя меняют всю жизнь ученика в классе. Исчезает напряжение, страх, появляется уверенность в собственных силах, в поддержке одноклассников. Использование предложенного приема помогает учителю:
- повышать мотивацию обучения детей к предмету;
- облегчает процесс усвоения материала учащимися;
- вызывает живой интерес к предмету;
- расширяет общий кругозор детей;
- развивает умение добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее;
-формирует умение кратко и четко аргументировать свою точку зрения и решает задачу - написание текстов;
- развивает умение слушать и слышать.
Памятка на каждый урок:
- ничего не сообщайте в готовом виде, новое ученик открывает сам;
- задания даются в общей формулировке, это вам поможет: увидеть, на что способен учащийся в этой деятельности; создать ситуацию помощи;
- держите паузу после постановки задания;
- не спешите с оценкой ответа, чтобы не прерывать ученика;
- не оставляйте без обсуждения ни одного ответа, даже неверного.
- приучайте обосновывать свои ответы без напоминания.
- приучайте слушать ответы учащихся, одноклассников.
- приучайте самостоятельно воспринимать задания на слух, без дополнительного объяснения.
- правильное выразительное чтение на любом уроке.
- продумывайте варианты ответов учеников и вашу реакцию на ответы.
Стоит попробовать, Вы обнаружите скрытые таланты в своих учениках.