«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»
21 век – век компьютерных технологий. Не понимать этой простой истины – значит превратиться в постоянного догоняющего.
Актуальность
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение информационных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира.
Использование современных информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности школы выглядит очень просто, с точки зрения ребёнка, и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Поэтому, совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении ИКТ.
Преимущества использования ИКТ в образовании
Компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информации, образуют глобальное информационное пространство. Современные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса, значительно повышающие их эффективность.
К набору существенных преимуществ использования современных информационных технологий в урочное и внеурочное время относят:
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
2. Использование ИКТ позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению.
3. ИКТ вовлекает учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. Использование ИКТ увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения.
5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
Для наиболее качественного и эффективного использования ИКТ на уроках, применяю современные информационные технологии в следующих случаях:
1. Диагностическое тестирование качества усвоения материала.
2. В тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков.
3. В обучающем режиме.
4. При работе с отстающими учениками.
5. В режиме самообучения.
6. В режиме графической иллюстрацией и изучаемого материала.
В урочной и внеурочной деятельности я использую мультимедийные презентации.
Преимущества использования мультимедийных презентаций:
1. Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
2. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету.
3. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.
4. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
В моей методической копилке имеются презентации ко многим урокам. Проведение некоторых уроков невозможно без мультимедийной презентации. Например, уроки окружающего мира. Во 2 классе на уроках окружающего мира знакомятся с материками, странами, городами, природными зонами и т.д. Презентация для изучения таких тем просто необходима.
Мои второклассники уже сами составляют или скачивают готовые с интернета презентации к урокам при подготовке проектов и докладов.
Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:
- сделать деятельность учителя и школьников наиболее интенсивной;
- повысить качество обучения.
Внеурочная деятельность не проходит без использования информационных технологий. Я использую ИКТ при разработке часов общения, кружковых занятий, общешкольных мероприятий. В моей методической копилке имеются различные мультимедийные игры: «Поле чудес», «Умники и умницы», «Угадай мелодию", «Путешествия по сказкам» и другое.
На каждый праздник, проведённый с родителями и детьми, я делаю клипы и презентации. Также составляю мультимедийное сопровождение различных песен и танцев, исполняемых на наших праздниках.
Одно из направлений использования информационных технологий в моей практике – поддержка и развитие одарённых детей, формирование творческой личности, литературного мастерства, активной гражданской позиции, экологического образования.
Мои учащиеся очень активно участвуют в различных международных, всероссийских, региональных интернет-конкурсах. За 2012-2013 учебный год мы участвовали в 30-ти конкурсах (общепредметных, предметных, творческих).
Участие в мультимедийных, интеллектуальных, творческих интернет-конкурсах и олимпиадах - это предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки Москаленского района, не выезжая за его пределы. Такая творческая работа создаёт благоприятные условия для повышения самооценки обучающихся, развития их творческой и познавательной активности, информационной культуры.
Участие в интернет-конкурсах является не только средством выявления способных и одарённых детей, но и условием общего развития личности детей, а также максимального проявления и развития их интересов и склонностей.
Также, участвую сама в различных дистанционных конкурсах, вхожу в состав руководителей телекоммуникационного проекта.
Использование информационных технологий помогает реализовать:
- личностно-ориентированный подход в обучении;
- обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности ;
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность ;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.
Современные информационные технологии дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса, в самых разных его аспектах. Будь то урок или внеурочная деятельность, использование современных информационных технологий ускоряет передачу знаний, открывает возможности совершенно новых методов преподавания и обучения.
Комментарии
Надежда Сергеевна, я с Вами
Надежда Сергеевна, я с Вами полностью согласна, что ИКТ - большие помощники в образовательном и воспитательном процессе. Я тоже постоянно использую на уроках презентации. Ученики мои с большим интересом создают презентации не только к урокам или внеклассным занятиям, но и для своей семьи. Например, один мой ученик совсем недавно сделал презентацию ко Дню рождения своего папы, получился очень интересный подарок. Но, как заметила сама семья, от такого подарка наибольшую радость и огромную гордость испытал сам ребенок. Разве это не успех? Разве это не достижение?
Надежда Сергеевна, предлагаю Вам заглянуть на мой сайт, там тоже есть интересные работы (мои и моих учеников).
Мне очень нравится делать
Мне очень нравится делать клипы к праздникам! А как нравится смотреть эти клипы родителям и детям! Я, честно говоря, не представляю работу без ИКТ!
Елена Анатольевна, я обязательно зайду к Вам на сайт!