Жизнь без оценки

Пархоменко Андрей Владимирович

Представьте себе, что  однажды вы проснётесь в мире, где отсутствуют оценки. Любые - визуальные, материальные (зарплата и премии), внутренние и, разумеется школьные. Представили? Никто не посмотрит с восхищением в след красивой женщине. Никто не подкинет премию к празднику, да и зарплата станет ни к чему (ведь материальное вознаграждение за труд – это оценка вашего труда). Вы не сможете оценить свои поступки и поступки окружающих вас людей. Ну, а школьники забудут, что такое «двойка» или «пятёрка» в дневнике и классном журнале…

Вы скажете: «Это невозможно!», - и будете правы. Но мы живём в мире, где самые невероятные явления становятся обыденностью нашей повседневности. Это я о так называемой «безоценочной системе» по предметам искусства в ряде школ города Муравленко.

Что же произошло? Как оценка, бывшая столько лет главным показателем и знаний ученика и его прилежания (простите за почти забытое слово) покинула стены учебных заведений? Всё просто – сегодня школа находится в погоне за инновациями. И не важно, что этим «инновациям», как говорится, сто лет в обед – главное, отчитаться о применении «инновационных педагогических технологий» и «перспективных экспериментах». Вот и стали учителя ИЗО и музыки «подопытными кроликами», а вместе с ними и наши дети. Теперь оценка на этих уроках не ставится. Выставляются некие оценочные символы: «В» - соответствует бывшей «пятёрке»; «Д» - бывшей «четвёрке»; «Д/П» - «тройке». Заметили, что «двойка» попросту исчезла в этой «инновации»? Оценки, как бы есть, но, в то же время  их нет.

Что же говорят апологеты «безоценочной» системы в пользу столь сомнительного эксперимента?  О, их действия продиктованы исключительно заботой о детях (помнится, что предприимчивый Остап Бендер тоже потрошил кошельки доверчивых жителей Старгорода, прикрываясь высокими словами о помощи бедным сироткам). Оказывается, учитель на уроке искусства оценивает не труд  и  прилежание ученика, а его СПОСОБНОСТИ! То есть одарённые в музыкальной или художественной  области дети имеют больше шансов на хорошую оценку, чем представители общности, которым «медведь на ухо наступил» или, скажем, дальтоники. Хочу напомнить читателям, что в сетке расписания современных школ уже давно нет предметов «Пение» или «Рисование», а есть, соответственно «Музыка» и «Изобразительное искусство (ИЗО)».  На уроках дети учатся не петь и рисовать, а понимать язык искусства, развивают образное мышление, тренируют воображение и развивают фантазию. Ребёнок может плохо рисовать, но он может мыслить, как художник, а значит понимать автора любого живописного полотна. Малыш может плохо петь, но тонко чувствовать характер музыки, понимать её содержание. Как это оценивается? В творческих работах учащихся. Так домашнее задание по музыке может состоять не в исполнении песни, а в создании рисунка или коллажа, где образно было бы отражено содержание музыкального произведения. Выполняя задания учителя, дети хотят знать, как педагог оценил их труд, фантазию, изобретательность и даже юмор. Но сегодня в младшей школе оценка по музыке и ИЗО - «вымирающий вид».

Что же происходит? А происходит снижение интереса к самому процессу учёбы со стороны учеников. Если оценка не ставится, то можно и не выполнять задание. Если «двойка» «уничтожена как класс», то и беспокоиться не о чем – «троечку», то есть «Д/П» и так поставят. В результате за годы обучения в младшей школе у детей воспитывается безответственность и «особое отношение» к предметам искусства, которое благополучно перекочёвывает в среднюю школу. Ну, а в средней школе их ждут полноценные оценки, в том числе и «двойки» за невыполненное задание. Перестроиться порой бывает очень трудно.

Хочу спросить, а кому выгодна «безоценочная система»? Ответ прост (вспомните, что среди «символических оценок» напрочь отсутствует неудовлетворительная, т.е. «двойка») – прямую выгоду от «безоценочного эксперимента» имеют чиновники от образования, чья деятельность оценивается (заметьте, именно оценивается!) по отчётным документам. Нет «двоек» - нет и неуспевающих! Сегодня, с введением в городе системы электронных журналов, оценки по музыке и ИЗО попросту невозможно выставить в электронном виде, так как на буквы компьютерная программа не рассчитана. Попробовали ставить просто оценки – запретили. Так что родителям, а именно для них создана система электронных журналов, узнать, каковы успехи их ребёнка в области  искусства, стало практически невозможно.

Самое интересное, что отечественная система образования уже проходила через все эти «эксперименты» в 20-е годы ХХ века (после Октябрьской революции). В начале 30-х все эксперименты были свёрнуты – стране нужны были дисциплинированные и ответственные работники с широким кругозором и необходимой фундаментальной базой знаний.  В школы была возвращена по сути гимназическая программа, с той только разницей, что такое классическое образование стало доступно всем детям, а не только отпрыскам государственной элиты. Спорить о том. правильно ли поступило Советское Правительство накануне II мировой войны, не имеет смысла, так как, во многом, именно благодаря советской системе образования, мы победили в той ужасной войне.

Так нужно ли сегодня класть детей на «жертвенный алтарь» школьной отчётности? Стоит ли воспитывать «пофигистов», делящих и школьные предметы и школьных учителей на  «первую и вторую свежесть»? Думается, что не нужно…

Хочется пригласить к дискуссии широкий круг заинтересованных лиц – родителей, учителей и самих детей. Возможно, моё мнение ошибочно и эта статья «глас вопиющего в пустыне». А, может быть, вопрос давно назрел и пора всем вместе, сообща, менять создавшееся положение. Менять, разумеется, в лучшую сторону. Менять в интересах детей, их родителей и страны в целом. Менять, потому что Россия – наша Родина. Нам здесь жить, работать и творить. А оценки нам выставит сама История, сама Россия. И думается, что это будет сделано по «гамбургскому счёту»…

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЖИЗНЬ БЕЗ ОЦЕНКИ

                                             *          *          *

Представьте себе, что  однажды вы проснётесь в мире, где отсутствуют оценки. Любые - визуальные, материальные (зарплата и премии), внутренние и, разумеется школьные. Представили? Никто не посмотрит с восхищением в след красивой женщине. Никто не подкинет премию к празднику, да и зарплата станет ни к чему (ведь материальное вознаграждение за труд – это оценка вашего труда). Вы не сможете оценить свои поступки и поступки окружающих вас людей. Ну, а школьники забудут, что такое «двойка» или «пятёрка» в дневнике и классном журнале…

Вы скажете: «Это невозможно!», - и будете правы. Но мы живём в мире, где самые невероятные явления становятся обыденностью нашей повседневности. Это я о так называемой «безоценочной системе» по предметам искусства в ряде школ города Муравленко.

Что же произошло? Как оценка, бывшая столько лет главным показателем и знаний ученика и его прилежания (простите за почти забытое слово) покинула стены учебных заведений? Всё просто – сегодня школа находится в погоне за инновациями. И не важно, что этим «инновациям», как говорится, сто лет в обед – главное, отчитаться о применении «инновационных педагогических технологий» и «перспективных экспериментах». Вот и стали учителя ИЗО и музыки «подопытными кроликами», а вместе с ними и наши дети. Теперь оценка на этих уроках не ставится. Выставляются некие оценочные символы: «В» - соответствует бывшей «пятёрке»; «Д» - бывшей «четвёрке»; «Д/П» - «тройке». Заметили, что «двойка» попросту исчезла в этой «инновации»? Оценки, как бы есть, но, в то же время  их нет.

Что же говорят апологеты «безоценочной» системы в пользу столь сомнительного эксперимента?  О, их действия продиктованы исключительно заботой о детях (помнится, что предприимчивый Остап Бендер тоже потрошил кошельки доверчивых жителей Старгорода, прикрываясь высокими словами о помощи бедным сироткам). Оказывается, учитель на уроке искусства оценивает не труд  и  прилежание ученика, а его СПОСОБНОСТИ! То есть одарённые в музыкальной или художественной  области дети имеют больше шансов на хорошую оценку, чем представители общности, которым «медведь на ухо наступил» или, скажем, дальтоники. Хочу напомнить читателям, что в сетке расписания современных школ уже давно нет предметов «Пение» или «Рисование», а есть, соответственно «Музыка» и «Изобразительное искусство (ИЗО)».  На уроках дети учатся не петь и рисовать, а понимать язык искусства, развивают образное мышление, тренируют воображение и развивают фантазию. Ребёнок может плохо рисовать, но он может мыслить, как художник, а значит понимать автора любого живописного полотна. Малыш может плохо петь, но тонко чувствовать характер музыки, понимать её содержание. Как это оценивается? В творческих работах учащихся. Так домашнее задание по музыке может состоять не в исполнении песни, а в создании рисунка или коллажа, где образно было бы отражено содержание музыкального произведения. Выполняя задания учителя, дети хотят знать, как педагог оценил их труд, фантазию, изобретательность и даже юмор. Но сегодня в младшей школе оценка по музыке и ИЗО - «вымирающий вид».

Что же происходит? А происходит снижение интереса к самому процессу учёбы со стороны учеников. Если оценка не ставится, то можно и не выполнять задание. Если «двойка» «уничтожена как класс», то и беспокоиться не о чем – «троечку», то есть «Д/П» и так поставят. В результате за годы обучения в младшей школе у детей воспитывается безответственность и «особое отношение» к предметам искусства, которое благополучно перекочёвывает в среднюю школу. Ну, а в средней школе их ждут полноценные оценки, в том числе и «двойки» за невыполненное задание. Перестроиться порой бывает очень трудно.

Хочу спросить, а кому выгодна «безоценочная система»? Ответ прост (вспомните, что среди «символических оценок» напрочь отсутствует неудовлетворительная, т.е. «двойка») – прямую выгоду от «безоценочного эксперимента» имеют чиновники от образования, чья деятельность оценивается (заметьте, именно оценивается!) по отчётным документам. Нет «двоек» - нет и неуспевающих! Сегодня, с введением в городе системы электронных журналов, оценки по музыке и ИЗО попросту невозможно выставить в электронном виде, так как на буквы компьютерная программа не рассчитана. Попробовали ставить просто оценки – запретили. Так что родителям, а именно для них создана система электронных журналов, узнать, каковы успехи их ребёнка в области  искусства, стало практически невозможно.

Самое интересное, что отечественная система образования уже проходила через все эти «эксперименты» в 20-е годы ХХ века (после Октябрьской революции). В начале 30-х все эксперименты были свёрнуты – стране нужны были дисциплинированные и ответственные работники с широким кругозором и необходимой фундаментальной базой знаний.  В школы была возвращена по сути гимназическая программа, с той только разницей, что такое классическое образование стало доступно всем детям, а не только отпрыскам государственной элиты. Спорить о том. правильно ли поступило Советское Правительство накануне II мировой войны, не имеет смысла, так как, во многом, именно благодаря советской системе образования, мы победили в той ужасной войне.

Так нужно ли сегодня класть детей на «жертвенный алтарь» школьной отчётности? Стоит ли воспитывать «пофигистов», делящих и школьные предметы и школьных учителей на  «первую и вторую свежесть»? Думается, что не нужно…

Хочется пригласить к дискуссии широкий круг заинтересованных лиц – родителей, учителей и самих детей. Возможно, моё мнение ошибочно и эта статья «глас вопиющего в пустыне». А, может быть, вопрос давно назрел и пора всем вместе, сообща, менять создавшееся положение. Менять, разумеется, в лучшую сторону. Менять в интересах детей, их родителей и страны в целом. Менять, потому что Россия – наша Родина. Нам здесь жить, работать и творить. А оценки нам выставит сама История, сама Россия. И думается, что это будет сделано по «гамбургскому счёту»…

                                 А.В.Пархоменко – учитель музыки МБОУ СОШ №5 города Муравленко (ЯНАО).


 

Комментарии

Зорина Елена Сергеевна

У вас замечательное чувство юмора! Зашла на вашу страничку, не скрою, получила удовольствие.
Проблема, поднятая вами, безусловно актуальна. Вообщем-то, вы сами написали, что такое уже было в отечественной системе образования и прошло, так, наверное, будет и в этот раз. Вот только кто же станет двигателем изменений? Идейным вдохновителем и руководящим органом? Кто-то же должен сплотить, чтобы "...всем вместе, сообща, менять создавшееся положение. Менять, разумеется, в лучшую сторону. Менять в интересах детей, их родителей и страны в целом".

Пархоменко Андрей Владимирович

Благодарю! Образование - дело государственного значения. А значит, изменения (как и в начале 30-х) начнутся "сверху". Мы, "внизу", можем только саботировать "вывихи" реформы. Изменения в положительную сторону в образовании есть вопрос изменения власти. И здесь от политики никуда не деться)))