«Чтение – лучшее учение» или что же такое детское чтение, и как маленького слушателя перевести в ранг читателя? Староверова В.В.

Староверова Валентина Васильевна

 

«Чтение – лучшее учение» или что же такое детское чтение, и как маленького слушателя перевести в ранг читателя?      

Честно говоря, мне очень давно хочется поделиться своим мыслями с коллегами, родителями и всеми, кого этот вопрос волнует так же, как и меня.

Кто–то сказал, что весь мир делится на учеников и учителей, я же перефразирую, он делится на читателей, и тех, кто для них пишет!

В пору моего детства читали много и все. Книги передавали друг другу на день или два. Р. Роллан, О. де Бальзак, Ш. Костер и Мопассан…были почти недосягаемы! Надо было иметь знакомство в библиотеке, чтобы получить заветный том…Читать, сопереживать, любить, страдать, гнаться по прериям за неуловимым «всадником без головы», плакать и смеяться вместе с героями романов!

Почему та сельская учительница «с седыми прядками» смогла донести до нас красоту слова, как она научила нас читать, не просто складывать буквы в слова, а чувствовать и понимать прочитанное?

Много лет я задаю себе этот вопрос. И пытаюсь на него ответить!

Как сделать так, чтобы книга стала окном в другой мир, мир страстей, любви и страданий, помощником и советчиком!?

В школе работаю больше 25 лет и наблюдаю, исследую, выясняю…

Эти наблюдения и собственный опыт показали, что очень часто выпускники начальной школы на любых (обращаю внимание) уроках :

- испытывают серьезные затруднения в работе с текстом.

-не могут сформулировать главную мысль,

-не видят, как и о чем данный текст написан.

И это относится и к тем детям, которые хорошо читают на уровне выпускника начальной школы. Кроме того, дети практически не проявляют интереса к писателям, произведения которых они читали в начальной школе, даже, если оно им понравилось.

Что же такое детское чтение, и как маленького слушателя перевести в ранг читателя?           

Я  давно работаю по О. С. «школа 2100» и  использую  данную методику.

И стала пробовать…

1. Во втором классе я подобрала произведения для внеклассного чтения своим детям (теперь у меня есть подборки на каждый класс)

2. Далее, каждый месяц давала тест, через который проверяла знание и понимание прочитанного текста (есть разработанные тесты на каждое произведение)

Проверка занимает 10-15 минут, что решает проблему недостаточного количества часов на литературное чтение.

Конечно, этого не достаточно, мы все знаем, что у первоклашек разная дошкольная подготовка, поэтому научить всех детей читать 60-70 слов в минуту на конец года задача непростая.

3. Необходимо искать пути активизации!

А) Использовать «жужжащее» чтение по технологии Зайцева.

В) Воспользоваться помощью родителей:

- еженедельные самозамеры техники чтения в личных дневниках по чтению.

- рекомендовать родителям при подготовке домашнего задания по чтению выступать в качестве звукового ориентира: взрослый читает вслух, а ребенок следит глазами.

- учитывать рост ребенка в технике чтения относительно самого себя, а не других детей.

Мы взрослые часто забываем, что чтение для ребенка - это, прежде всего труд, и довольно сложный. Не всегда помним, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения от 60 слов в минуту вслух при способе чтения целыми словами. И только владение систематическим чтением на уровне 90 слов в минуту вслух обеспечивает углубленное понимание прочитанного.

Значит, можно сделать вывод, что от овладения техникой чтения зависит становление самостоятельного грамотного читателя. И, конечно, успешность любого ученика уже среднего и старшего звена зависит от того, насколько успешно он овладел навыками чтения в начальной школе.

С появлением  же современных средств обучения у меня появилось ещё больше возможностей повлиять на результаты чтения младших школьников.

 В прошлом 2012 году учебный кабинет был оборудован МИМИО приставкой, богатая по содержанию, она проста и удобна в управлении. Я поняла, что с её помощью я могу  проводить уроки разных видов. Есть возможность  использовать ее  при объяснении нового материала, демонстрировать текст, иллюстрации, видеосюжеты, звуки, учебные презентации.  Безусловно, при помощи МИМИО приставки я и мои ученики  имеем возможность эффективно действовать в интерактивном режиме.

Естественно, что  появление такого рода оборудования  повлияло, прежде всего,  на заинтересованность чтением детей.

Я также систематически провожу уроки внеклассного чтения с детьми, мы всё так же пишем маленькие тесты на знание текста прочитанного произведения. А вот дальше, уже не менее интересная работа для детей. Я разрабатываю ЦОР по тесту, и мы уже работаем с детьми,  используя МИМИО приставку.

Прошу обратить внимание и на динамику техники чтения детей во 2-ом классе.

  2-а -19 учеников, программа «школа России» (2002-2003)           

 2-в -17 учеников, программа  ОС «школа2100» (2002-2003)

2-Б -  24 ученика, программа «школа России». (2005-2006)

2-б – 24 ученика, программа ОС «школа 2100» (2008-2009)

 2-«б»  - 24 ученика, ОС «школа 2100» (2012-2013 )

 

Кол-во слов

уч

2-а

%

уч

2-в

%

уч.2-Б

(2005-2006)

%

уч. 2-б (2008-2009)

%

уч.2-б

(2012-2013)

%

Более  60

12

63

8

47

11

45

20

83

22

92

Более  50

5

26

7

41

6

24

3

12

2

8

Менее  40

2

11

2

12

8

32

1

5

-

0

 

 

Обратите внимание, что в моём классе нет детей, которые читают меньше 40 слов в минуту, я не открою секрета,  большинство детей в классе читают бегло, целыми словами,  17 детей в классе читают более 80 слов в минуту. Согласитесь, это не просто хороший, это отличный результат.  И таких результатов может достичь любой ребёнок,  если заниматься в системе и использовать разные средства  для активизации техники чтения детей.

Приложение, как пример,

1.Тест по тексту, бумажный вариант.

2. ЦОР по данному тесту…

После написания детьми теста на знание текста,  дети сами проверяют и оценивают свою работу, не отметкой, а как и в первом классе, цветными кружочками, зелёный - всё отлично и я доволен собой, жёлтый -  получилось не всё, красный - необходимо ещё много работать.

Учитель начальных классов Староверова В.В. ГБОУ №212 Фрунзенский р-н, Санкт-Петербург,  30 марта 2013 г.

 

Комментарии

Прочитала Вашу замечательную статью и подумала:" Господи! Сколько же учителя-начальники делают работы, не выполненной в свое время мамами и бабушками!" Как просто было бы все это сделать дома отдвух до пяти! А вы похожи на бурлаков, тянущих баржу против течения. И при этом умудряетесь сеять разумное, доброе, вечное и собирать урожай! Успехов вам и крепкого здоровья!

Зорина Елена Сергеевна

Спасибо за такую емкую статью. Меня тоже очень волнует проблема приобщения детей к чтению. Увы, некоторые из моих учеников, несмотря на все мои старания, читать не любят и воспринимают чтение книг как наказание. Но если в доме (семье) нет культа чтения и стремление ребенка читать не поддерживается, трудно учителю противостоять этому. Когда родители меня спрашивают: "Ну как ребенка заставить(!!!) полюбить читать?", я задаю свой вопрос: "А что вы сами сейчас читаете?". Как правило в ответ тишина... Мы сегодня с детишками изготавливали дневник по чтению, в понедельник пойдем в городскую библиотеку, примерный список летнего чтения опубликовала в блоге класса. Интересно, что меня будут ждать в сентябре :).

Староверова Валентина Васильевна

Самое главное - это довести требования до логического конца.Нет слова -" не буду и не хочу", а есть -"необходимо и нужно" Мои дети уже в шестом.Читали много...Сейчас почти всё потерено...Нет чёткости требований, нет рекомендаций. Дети не знают, что им почитать. Ведь в пятом и шестом классе тексты по традиционной программе детям не нравятся. Вот и теряют интерес.
Даю список литературы по внеклассному чтению на год (всё есть в рабочей программе по л. чтению) и временные рамки. Дети знают день, когда будет урок внеклассного чтения. Они читают, потом пишут тест... Почти на каждый тест во втором классе у меня разработан ЦОР для мимио приставки... Им интересно работать, проверять свою работу через приложение. Пока им нравится...Сейчас уже не испытывают тех трудностей, которые были раньше. Становится всё интереснее...

Зорина Елена Сергеевна

После 15-летнеге перерыва я вернулась работать в школу, переехав в другой регион, подхватила 3-ий класс по "Школе России". Какие это были дети...Запущенные, даже этим словом трудно передать их состояние...Начинали с нуля: учились устно считать, учили заново таблицу умножения, а самое главное... читать. Да, безусловно, буквы складывать в слова и предложения они умели, но читать, то есть понимать и добывать информацию из прочитанного не могли... Я выпустила этих детей с тяжелым сердцем, но очень многому научилась сама благодаря им. Этот набор у меня просто звездочки. Работаю по системе "Начальная школа ХХI века". Великолепное литературное чтение, подборка замечательных произведений, которые хочется читать, отдельно выделены уроки литературного слушания. Считаю, что это находка авторов комплекта. Предусмотрены уроки-драмматизации, библиотечные уроки. У нас есть такой вид работы, как создание обложки и модели обложки к прочитанному произведению. Мои обожают это делать, потом устраиваем выставки обложек. Рабочие тетради по литературному чтению грамотно составлены, есть простор для творчества, есть задания контролирующего характера. Поскольку в хрестоматию и учебник уже включены произведения для самостоятельного чтения, мне не приходится "заморачиваться" на составление отдельных списков для чтения. А контроль за чтением этих произведений включен в тетради. Показательно, что мои все прочитывают и тетради заполняют, хотя я всегда подчеркиваю, что это по желанию. Поэтому, в основном, дети в класс читающие, за первый класс средняя техника чтения была 81 сл/м (26 человек). Но, безусловно, есть такие дети, которым ничего неинтересно, в том числе и читать, они даже не слушают, когда читаю я или слушаем фонохрестоматию. Дети, которые не любят читать, как следствие, малоуспешны и в других видах учебной деятельности. А вот собственный ребенок идет учиться по "Школе 2100", буду осваивать эту систему :).

Староверова Валентина Васильевна

Не пожалеете...Очень много полезного узнаете дополнительно. Мне очень нравится работа с текстом. До чтения рассматриваем иллюстрацию, и пытаемся прогнозировать о чём же пойдёт речь в этом произведении. Очень быстро сообразили, что мне нравятся неординарные, необычные "воображалки" )))Стараются вовсю. Что развивает устную речь.Читаем автора, и уже сейчас дети быстро вспоминают о чём писал В.Бианки или А.Пушкин, М Цветаева. Сразу понятно, если В.Бианки, значит о природе.. А это помогает детям ориентироваться и запоминать авторов, прочитанных произведений. Есть работа с ключевыми словами, дети по ним прогнозируют сюжет. Есть сквозные герои, Афанасий - домовой, который и задаёт и отвечает на вопросы главного героя. Я по образованию учитель словесник, так после "школы России" была в восторге от учебников, от методического подхода. Оба автора, чета Бунеевых, по первому образованию психологи, очень сказывается. Я была на авторских курсах очень давно в Москве, стояла, так скажем, у истоков.. Нравится мне работать по этой ОС. Очень хорош букварь...Есть вопросы к О.М. Математику постоянно дорабатывают...Что-то среднее между Моро и Л.Петерсон.

Зорина Елена Сергеевна

Интересная идея с прогнозированием! Возьму на заметку. опробую. А то как-то столкнулась, что А.С.Пушкин пишет все, даже "басни и зарубежные сказки" :).
А я подозревала, что вы "словесник" :), очень слог интересный, читать приятно. Емкие мысли, чувства, переживания очень точно выражены.
Еще хочу спросить, просветите, что такое мимио приставка?

Какое удовольствие "подслушивать" Вас! Хоть и не в начальных работаю, но бегу искать все, о чем Вы говорили. Если не ученикам, так внукам пригодится. Спасибо большое!

Староверова Валентина Васильевна

Спасибо)))
МИМИО приставка "бюджетная версия" инт.активной доски. На фотографии устройство хорошо видно. Маленькое, компактное, переносное.Много плюсов. Но и личного времени"съедает" очень много подготовка к урокам. В этом году у нас была создана группа в районе по обмену опытом. Не представляете какие ЦОРы разрабатывают коллеги. Две работы помещено у меня на главном сайте mimio com http://www.mimio.com/ru-EM.aspx Но посмотреть можно только в том случае, если есть программа. Похожи чем-то ЦОРы на презентации, но дети могут работать на доске при помощи стилуса. Использовать можно и цветные стилусы... Я ещё не владею всеми возможностями.Оправдываюсь, мне установили год назад всего лишь...Есть и у меня на сайте разработки. Попробовала закачать по внеклассному чтению на этом сайте, не смогла. Превышает допустимый объём.Доску покупали родители, а всё остальное установили по городской программе...

Зорина Елена Сергеевна

Спасибо за подсказку и ссылку. Увы, у меня в классе только мультимедийное оборудование...