Сценарий праздника «Зачин дело красит»(традиции, обычаи и обряды наших предков)
Личностные УУД – учить задумываться о себе как о человеке, живущем в обществе.
Регулятивные УУД – мотивировать на уважение к традициям, на добрые традиции.
Познавательные УУД - пробудить интерес к народному творчеству.
Коммуникативные УУД – развивать культуру общения.
Цели:
познакомить детей с обычаями кубанского народа;
пробудить интерес к народному творчеству;
развивать речь, память;
воспитывать доброту, уважение к обычаям.
Оборудование:
предметы быта, рушники, плакаты, шары.
Оформление сцены:
предметы быта, связки бубликов, костюмы, расшитые скатерти.
Ход праздника:
1.Ведущая:
- Ребята, сегодня у нас праздник «Зачин дело красит».
Мы живем в огромной стране – России. Это великая держава. Здесь живут люди разных национальностей и вероисповеданий. Но нас объединяет одно – наша общая Родина. Мы будем сильны и едины только тогда, когда станем уважать традиции и историю разных народов. Сегодня мы вам расскажем об обычаях кубанского народа.
В старые времена на Кубани было принято: как заканчивали полевые работы (собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали), коротали осенние дни да вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: “От скуки бери дело в руки”. Вот и проводили время за любимым рукоделием. Весело было. То песню запоют, то шуткой перебросятся, а если ребята приходили, то и вовсе весело становилось от шумных народных игр, плясок и хороводов. Умели на Кубани работать, умели и отдыхать.
2.Приглашаем вас, гости дорогие, на станичные посиделки. Милости просим к нам на веселые потехи.
Как говориться, зачин дело красит.
-А что такое зачин?
Зачин – это начало произведения – былины, сказки и т.д. («Жили-были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»). В начале осени проходил
праздник, шла подготовка к зиме.
3.Учащиеся рассказывают стихи:
Зачин.
-Есть у повести начало –
Это первая строка.
Начинается с причала
Путь по морю моряка.
-У кручины есть причина,
У стихов - завязка слов.
Начинается с зачина
Сказка, песня и любовь.
-Собрались все вместе, коли,
Как там бают: “Чином чин”,
Начинаем с хлеба-соли,
С доброй песни наш зачин!
4.Выходят учащиеся в кубанских костюмах с хлебом и солью.
-Мы принесли вам хлеб да соль
На наши посиделки .
Жива традиция.
Жива – от поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего
-И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
-Вот какой народ кубанский, хлебосольный
Много в нем душевной теплоты!
Славься, край, певучий и раздольный,
Красота родимой стороны!
5.Девочки с хлебом-солью угощают гостей караваем. На фоне народной музыки начинают выходить дети в народных костюмах – участники“посиделок” и рассказывают стихи.
1ученик:
Посмотрите вокруг: зачарует краса.
Нет края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба, зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена.
2 ученик:
А какие сады на Кубани у нас!
А какие девчата – красавицы!
Кубань, эта житница нашей страны,
Стихами и песнями славится!
3 ученик:
Отдых - это не безделки –
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!
-Сегодня у нас казачий перепляс,
Да хохоту час.
Три артели певцов
Да полсотни плясунов.
Всем на удивленье
Веселое представленье!
6.Учащиеся поют частушки:
-Эй, девчонки – хохотушки!
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
-Эх, топну ногой,
Да притопну другой,
Не могу стоять на месте,
Характер такой!
-Начинаю я припевку,
Первую, начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Частушки “Стенка на стенку”.
-Дайте круг вы шире, шире,
Разойдусь, так разойдусь!
Я девчонка боевая,
И я стенок не боюсь!
-Раньше были ниточки,
А теперь катушки.
Раньше были девочки,
А теперь – толстушки.
-Не хвались. Что ты красивый,
Не красивее людей.
Не тобой ли на конюшне
Напугали лошадей?
-Ой, подруга дорогая,
Хорошо ты пляшешь.
Как лягушка из воды,
Ты ногами машешь.
-Вы, ребята, не гордитесь,
Никуда вы не годитесь.
Не в солдаты не в матросы -
Только смазывать колеса.
-Ну, подруга, задробила,
Как в мякине воробей.
Лучше бы не выходила,
Не смешила бы людей.
-Мы девчата боевые,
Не видали вы таких.
Если петь – так в трехголосье,
Танцевать – за пятерых.
6.Викторина
1 ученик:
Покатилась вечеринка,
Заглянула ночь во двор.
У зачина есть разминка,
Как бы нитка, паутинка –
Та, что вяжет разговор.
2 ученик:
Как когда-то в век старинный,
В те далекие года
Проводили викторины
Типа “Что, где и когда”.
Как тогда, друзья, для вас
Проведем ее сейчас.
Закончите пословицу:
При солнышке тепло, при матери…(добро)
Человек без Родины, что соловей без…(песни)
Терпенье и труд все…(перетрут)
Мастер на все руки не умрет от …(скуки)
Труд кормит, а лень …(портит)
7. Загадки.
А сейчас мы для разрядки
Загадаем вам загадки.
Кто даст правильный ответ
Мы тому дадим конфет.
Ходит важно по двору,
Деревню будит по утру.
Красивый, с клювом, шпоры есть,
С отливом перья, в блеске весь.
Кричит так, что захватывает дух,
Узнали? Это наш…(петух)
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зова ребят!
По кусочку все съедят. (пирог)
Заваривают в чайнике
Кипящим кипятком.
Бабуля пьет из блюдечка,
Дедуля – с сахарком.
Пью его я по утрам,
Он полезен мне и вам.(чай)
8.Ведущая проводят конкурс скороговорок.
На возу лоза, у воза коза.
Кошка крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
Наш Полкан попал в капкан.
Ведущая награждают участников конкурса сушками.
9.Подвижные кубанские игры.
1 ученик:
Мы и пели, и плясали,
А играть мы не играли.
У кого там хмурый вид
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет кубанская игра.
2ученик:
Продолжаем мы программу
Для гостей, друзей, для всех.
Начинаем панораму
Удивительных потех.
Молодцев, парней, ребят
Вызываем на канат.
Десять слева, десять справа,
Только мускулы трещат.
-Приглашаются ребята для конкурса «перетягивание каната».
-Игра «Ручеек».
Играющие встают парами друг перед другом, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается коридор. Тем кому пара не
досталась, идет к истоку, началу «Ручейка», и проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему нравится (ищет свою пару). Новая пара пробирается в конец коридора, а тот чью пару разбили, идет в начало «ручейка».
10.Игра на музыкальных инструментах. (Выступление шумового оркестра.)
Эй, ребята, в бубны бейте!
Вы ладошки не жалейте!
Поиграйте на гармошке,
Постучите нам на ложках,
Поиграйте от души,
Чтобы ноги в пляс пошли.
11.Учащиеся рассказывают стихи:
1 ученик:
В хате. Будто от побелки.
Засветился Млечный путь.
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светелке,
Где пришлось нам отдохнуть.
Дни общенья – счастья вехи.
Посиделкам каждый рад,
Делу – время, а потехе
Рады люди как ни как.
2 ученик:
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями.
Говоря: “До новых встреч!”
12.В финале праздника звучит песня “Будьте здоровы, живите богато», участники поют песню.