Сценарий праздника «Зачин дело красит»(традиции, обычаи и обряды наших предков)

Надежда Викторовна Юркова

Личностные УУД – учить задумываться о себе как о человеке, живущем в обществе.

Регулятивные  УУД – мотивировать на уважение к традициям, на добрые традиции.

Познавательные УУД - пробудить интерес к народному творчеству.

Коммуникативные УУД – развивать культуру общения.

Цели:

познакомить детей с обычаями кубанского народа;

пробудить интерес к народному творчеству;

развивать речь, память;

воспитывать доброту, уважение к обычаям.

Оборудование:

предметы быта, рушники, плакаты, шары.

Оформление сцены:

предметы быта, связки бубликов, костюмы, расшитые скатерти.

Ход праздника:

1.Ведущая:

- Ребята, сегодня у нас праздник «Зачин дело красит».

Мы живем в огромной стране – России. Это великая держава. Здесь живут люди разных национальностей и вероисповеданий. Но нас объединяет одно – наша общая Родина. Мы будем сильны и едины только тогда, когда станем уважать традиции и историю разных народов. Сегодня мы вам расскажем об обычаях кубанского народа.

В старые времена на Кубани было принято: как заканчивали полевые работы (собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали), коротали осенние дни да вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: “От скуки бери дело в руки”. Вот и проводили время за любимым рукоделием. Весело было. То песню запоют, то шуткой перебросятся, а если ребята приходили, то и вовсе весело становилось от шумных народных игр, плясок и хороводов. Умели на Кубани работать, умели и отдыхать.

2.Приглашаем вас, гости дорогие, на станичные посиделки. Милости просим к нам на веселые потехи.

Как говориться, зачин дело красит.

-А что такое зачин?

Зачин – это начало произведения  – былины, сказки и т.д. («Жили-были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»). В начале осени проходил

праздник, шла подготовка к зиме.

3.Учащиеся рассказывают стихи:

Зачин.

-Есть у повести начало –
Это первая строка.
Начинается с причала
Путь по морю моряка.

-У кручины есть причина,
У стихов - завязка слов.
Начинается с зачина
Сказка, песня и любовь.

-Собрались все вместе, коли,
Как там бают: “Чином чин”,
Начинаем с хлеба-соли,
С доброй песни наш зачин!

4.Выходят учащиеся  в кубанских костюмах с хлебом и солью.

-Мы принесли вам хлеб да соль
На  наши посиделки .
Жива традиция.
Жива – от поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего

-И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!

-Вот какой народ кубанский, хлебосольный

Много в нем душевной теплоты!

Славься, край, певучий и раздольный,

Красота родимой стороны!

5.Девочки с хлебом-солью угощают гостей караваем. На фоне народной музыки начинают  выходить дети в народных костюмах – участники“посиделок” и рассказывают стихи.

1ученик:

Посмотрите вокруг: зачарует краса.

Нет края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена.

2 ученик:

А какие сады на Кубани у нас!

А какие девчата – красавицы!

Кубань, эта житница нашей страны,

Стихами и песнями славится!

3 ученик:

Отдых - это не безделки –
Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

-Сегодня у нас казачий перепляс,

Да хохоту час.

Три артели певцов

Да полсотни плясунов.

Всем на удивленье

Веселое представленье!

6.Учащиеся  поют частушки:

-Эй, девчонки – хохотушки!
Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.

-Эх, топну ногой,
Да притопну другой,
Не могу стоять на месте,
Характер такой!

-Начинаю я припевку,
Первую, начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную.

Частушки “Стенка на стенку”.

-Дайте круг вы шире, шире,
Разойдусь, так разойдусь!
Я девчонка боевая,
И я стенок не боюсь!

-Раньше были ниточки,
А теперь катушки.
Раньше были девочки,
А теперь – толстушки.

-Не хвались. Что ты красивый,
Не красивее людей.
Не тобой ли на конюшне
Напугали лошадей?

-Ой, подруга дорогая,
Хорошо ты пляшешь.
Как лягушка из воды,
Ты ногами машешь.
                                                                

-Вы, ребята, не гордитесь,
Никуда вы не годитесь.
Не в солдаты не в матросы -
Только смазывать колеса.

-Ну, подруга, задробила,
Как в мякине воробей.
Лучше бы не выходила,
Не смешила бы людей.

-Мы девчата боевые,
Не видали вы таких.
Если петь – так в трехголосье,
Танцевать – за пятерых.

6.Викторина

1 ученик:

Покатилась вечеринка,
Заглянула ночь во двор.
У зачина есть разминка,
Как бы нитка, паутинка –
Та, что вяжет разговор.

2 ученик:

Как когда-то в век старинный,
В те далекие года
Проводили викторины
Типа “Что, где и когда”.
Как тогда, друзья, для вас
Проведем ее сейчас.

Закончите пословицу:

При солнышке тепло, при матери…(добро)
Человек без Родины, что соловей без…(песни)

Терпенье и труд все…(перетрут)

Мастер на все руки не умрет от …(скуки)

Труд кормит, а лень …(портит)

7. Загадки.

А сейчас мы для разрядки
Загадаем вам загадки.
Кто даст правильный ответ
Мы тому дадим конфет.

Ходит важно по двору,
Деревню будит по утру.
Красивый, с клювом, шпоры есть,
С отливом перья, в блеске весь.
Кричит так, что захватывает дух,
Узнали? Это наш…(петух)

Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зова ребят!
По кусочку все съедят. (пирог)

Заваривают в чайнике
Кипящим кипятком.
Бабуля пьет из блюдечка,
Дедуля – с сахарком.

Пью его я по утрам,
Он полезен мне и вам.(чай)

8.Ведущая проводят конкурс скороговорок.

На возу лоза, у воза коза.
Кошка крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
Наш  Полкан  попал в капкан.

Ведущая награждают участников конкурса сушками.

9.Подвижные кубанские игры.

1 ученик:

Мы и пели, и плясали,
А играть мы не играли.
                                                       

У кого там хмурый вид
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет кубанская  игра.

2ученик:

 Продолжаем мы программу
Для гостей, друзей, для всех.
Начинаем панораму
Удивительных потех.

Молодцев, парней, ребят
Вызываем на канат.
Десять слева, десять справа,
Только мускулы трещат.

 -Приглашаются ребята для конкурса  «перетягивание каната».

-Игра «Ручеек».

Играющие встают парами друг перед другом, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается коридор. Тем кому пара не

досталась, идет к истоку, началу «Ручейка», и проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему нравится (ищет свою пару). Новая пара пробирается в конец коридора, а тот чью пару разбили, идет в начало «ручейка».

10.Игра на музыкальных инструментах. (Выступление шумового оркестра.)

Эй, ребята, в бубны бейте!
Вы ладошки не жалейте!
Поиграйте на гармошке,
Постучите нам на ложках,
Поиграйте от души,
Чтобы ноги в пляс пошли.

11.Учащиеся рассказывают стихи:

1 ученик:

В хате. Будто от побелки.
Засветился Млечный путь.
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светелке,

Где пришлось нам отдохнуть.
Дни общенья – счастья вехи.
Посиделкам каждый рад,
Делу – время, а потехе
Рады люди как ни как.

2 ученик:

Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями.
Говоря: “До новых встреч!”

12.В финале праздника звучит песня “Будьте здоровы, живите богато», участники поют песню.