Патриотическое воспитание в школе

Конева Елена Николаевна

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

           Составитель:

 Конева Е.Н. - учитель начальных классов МОУ НОШ №6            г. Пятигорска                                                                                 

 

               Патриотическое воспитание в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива, учащихся по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание в рамках школы направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе.

          Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в начальном школьном  возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится  трудиться, не будет  любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Патриотическое воспитание в начальной школе формирует  образ Родины в младшем школьном возрасте. Занятия имеют ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступают как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, ее истории, культуре и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определенных условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей.

          Введение школьников в мир истории целесообразно осуществлять с использованием материала о родном городе, крае, о родной стране, подобно тому, как приобщение к языку начинается с овладения родной речью. Патриотизм  необходимо воспитывать уже в начальной школе. Школьники погружаются в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разных событиях и их участниках.

Младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местные музеи, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом.

               Поэтому я, учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 Конева Елена Николаевна и методист  МОУ ДОД « Центр Военно-Патриотического Воспитания Молодёжи» Пост №1 Навериани Валентина Викторовна составили   Образовательную программу дополнительного образования детей «Патриот» по Духовно –нравственному направлению. С этой программой мы участвовали в Краевом Всероссийском конкурсе в области педагогики «За нравственный подвиг учителя» и заняли 3 место в номинации «Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи».                               

                 В нашей  программе даются предложения по привлечению на уроках регионального (краеведческого) исторического материала. Он дает возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.

Основное содержание программы курса (2 часа в неделю) дается в хронологической последовательности - с древности до современности, что способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох (как люди жили, во что верили, что создавали, за что воевали и т. д.).           Вместе с тем последовательное изучение материала курса способствует формированию у учеников историко-временных представлений и помогает им преодолеть присущее их возрасту сближение прошлого и настоящего, развивает творческие способности.

         Немаловажная работа в школе это и развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста через учебную деятельность и воспитательную работу.

         Современная ситуация, сложившаяся в нашем обществе, значительно изменила и усложнила процессы обучения и воспитания подрастающего поколения. Те, кто своей профессией выбрал помощь в духовном развитии юных, крайне встревожены низким уровнем креативности людей, тем, что миллионы,— из-за недостатков образования остаются на уровне стандартов в мыслях и чувствах. Обществу нужны творческие люди.

          Творчество — норма детского развития. Совместимо ли творчество с обучением, особенно с начальным?

          В младшем школьном возрасте, как утверждает психолог Богоявленская «следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее».

          Изучением процесса развития творчества занимались многие психологи и педагоги: Выготский Л. С., Ушинский К. Д., Шацкий С. Т., Сухомлинский В. А., Макаренко А. С.. Известны работы и современных ученых: Кузьминой Н. В., Марковой А. К., Богоявленской Д. Б., Кан-Калика В. А., Поташника М. М., Караковского В. А., Хуторского А. В. и др. Огромное внимание уделял развитию детской фантазии, воображения, как основе творчества, писатель Дж.Родари.

          Наша школа №6— это образовательное учреждение полного дня. Здесь для развития ребенка необходимо сохранение игровой формы обучения и воспитания младших школьников. Кроме учебных занятий организована внеучебная деятельность. Наше образовательное учреждение стремится создать условия для развития индивидуальности каждого школьника, выявления талантливых, одаренных детей, выработать у них желание быть любознательными, увлекаться наукой, стремиться к совместной деятельности.

Преимущества:

- Воспитательные задачи решаются через совместную деятельность, в том числе через игру.

- Воспитательные задачи решаются одновременно и целым коллективом, и с группой детей, и индивидуально.

- Воспитательная работа строится на идее саморазвития ребенка и функция воспитания заключается, прежде всего, в оказании необходимой помощи и педагогической поддержки.

- Ребенок имеет «свободу выбора» деятельности, игру, подготовку к коллективному делу, общение с другом, занятие в кружке или студии.

            Цель педагогического коллектива — создание условий для творческого сотрудничества детей и педагогов, взаимного уважения и ответственности, раскрытие творческих способностей учащихся в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность младших школьников.

            Важным направлением деятельности педагогов является развивающее обучение.  В процессе обучения дети сами открывают знания, а это уже ступень к творчеству. Многие уроки заканчиваются задачей, которую необходимо решить дома, и часто всю перемену дети спорят, ищут решение.

              Для детей младшего школьного возраста характерно литературное, изобразительное и драматическое творчество. В своей повседневной работе я стараюсь развивать эти виды творчества. Например, на  уроках литературного чтения  во 2  классе дети знакомятся с японским хокку. Дети получают задание-импровизацию, придумать свой хокку.

Вот что получилось у моих учеников ( произведения разных лет):

 

Зачем нам нужны гирлянды?

Почему они такие красивые?

Но они так украшают наш дом.

 

Снежинок так много,

У каждой своя форма.

Но они все по-своему красивы.

 

Интересно смотреть на горы.

Они очень красивые. Только

Почему внизу весна, вверху-зима?

 

Клином летят журавли, громко курлыкая

Близка зима, летят они на юг.

 

Все кошки мурлыкают по-разному,

Но все они лечат человека

Своим пением!

 

             Сочинение хокку помогают детям глубже познать свои чувства, приучают к стройному и последовательному мышлению, повышают самоуважение, развивают интерес к литературному творчеству. Они помогают лучше понять внутренний мир детей. Творческие работы в продуманной системе приводят к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством.

         Такая работа приносит удовольствие детям от собственных открытий, что является субъективным творческим процессом.

         Важным направлением деятельности учителя, на которое указывал педагог-новатор Волков И. П., является организация многообразия видов репродуктивной деятельности как ступеньки к творчеству. Без знания образцов творчества, правил их построения, создания не может быть и речи творчестве как таковом. Детям нужна база, система знаний, только тогда можно создать свое произведение, начать творить. Ведь, чем больше ребенок видел и слышал, тем значительнее и продуктивнее будет формироваться творческая личность школьника. Например, работа по стихосложению в моём классе начиналась с анализа стихов поэтов, их сравнении, затем учащиеся упражнялись в подборе рифмы к словам. Потом пробовали сочинять стихи по готовой рифме, используя прием “буриме”. Затем ребята пытались сочинять стихи самостоятельно на заданную тему.

Примеры стихов, которые сочинили учащиеся моего класса после серии экскурсий по родному городу Пятигорску.  У детей появилось желание написать стихи о любимом Пятигорске:

 

Прекрасная всё же штука,

Манящая, как звезда.

Здесь у подножья Машука,

Живая течёт вода.

И тут же на скалах стёртых,

Уступах древних, крутых,

Радон воскрешает из мёртвых,

И делает лучше живых!

 

Город мой старинный,

Дивный и былинный.

Красотой ты славишься,

 Долгие года.

Я смотрю на горы,

И любуюсь небом.

 Слушаю журчанье,

Звонкого ручья.

Пью я с наслажденьем,

Целебную водичку.

 Что дала родная,

Матушка- земля.

Много мест прекрасных,

 На планете нашей.

Но Пятигорск, любимый,

 Со мною навсегда!!

Родной мой Пятигорск,

        В начале своей статья я уже сказала, что  большое внимание в школе отводится патриотическому воспитанию. В классе учатся дети разных национальностей и вероисповедания, но с добрыми, чуткими и отзывчивыми сердцами.

        Тема ВО войны для них далека, но не забыта. Ребята изучают литературные и документальные  материалы о войне. Обсуждают просмотренные фильмы. Встречаются с ветеранами, изучают их боевые биографии, помогают  им по хозяйству. Особенно радуют детей и ветеранов встречи в праздниках, на творческих поздравительных концертах.

         Очень интересным и запоминающимся оказалось мероприятие 27 января в Музее Боевой Славы «Вечный Огонь». Ребята отряда «Поиск» совместно с ребятами Поста №1 пригласили ветеранов-участников снятия блокады Ленинграда и показали литературно- музыкальную композицию

«Блокада Ленинграда». Особенно тяжело было смотреть военную хронику, слушать рассказы ребят о маленькой девочке – Тане Савичевой, одной из жертв фашизма. На этом мероприятии присутствовали ветераны- освободители Ленинграда: Легчаева Серафима Сергеевна, Кузьменко Леонид Степанович

          Другое немаловажное событие: 67-летие освобождения Сталинграда, освещало пятигорское телевидение. Для ветеранов ребята подготовили 3 февраля концерт « Сталинград-город герой» Ребятам было страшно представить, что на Мамаевом кургане несколько лет не росла трава, из-за того, что вся высота была избита снарядами и полита кровью бойцов.

Подтвердили факты и рассказали свои истории:

Липатов Валентин Семёнович, Дзюбенко Яков Миронович, Лего Николай Николаевич.

           Говорят у войны не женское лицо!? Ребята  увидели, что в трудное время для страны и женщины могут встать на защиту своей Отчизны. На поздравительном утреннике, посвящённому «8 Марта», дети поздравили женщин-ветеранов, ведь они чьи-то мамы и тёти и бабушки!!!! Тёплая обстановка на концерте согрела души этих милых женщин, видевших смерть.

           Класс за это время очень сдружился, «виной» этому не только совместное изучение военных материалов и организация праздников для ветеранов. Это и свободное время, которое ребята не проводят сидя дома на диване. Они ходят во всевозможные кружки: танцевальный, вокальный, шахматный, театральный, спортивный и т.д.  Вместе ходим на экскурсии, посещаем театр,  выставки в Краеведческом музее, встречаемся с писателями, знаменитыми людьми  Пятигорска, участвуем в конкурсах и выставках  города и края, изучаем достопримечательности города и его историю.

           Вся эта работа отряда стала традиционной . Ребята класса тесно сдружили с Музеем Боевой Славы «Пост№1», выступали в концертах, посвящённых празднованию Победы. Многие стихотворения, прозвучавшие в  концертах ребята написали сами:

 

  Война

Война, ты многих жизни унесла!

Солдаты на поле брани погибали,

За милых жизни отдавали!

О, сколько слёз ты принесла!

В блокаде дети голодали,

Дневник Танюши все читали.

Даты смерти в тех страницах,

Трагедия в сердцах и лицах.

И к памятнику «Жизни цветка»,

Не зарастёт тропа.

И будет в сердце навсегда,

Теплиться наша доброта!

                     

 

Девочка  блокады

Вот Ленинград,

в блокаде осаждённый,

Вот Танечка - едва жива.

Но он стоит,

врагом не побеждённый,

И память о Танюше - не мертва.

Наш город выстоял,

Не пал под гнётом ига.

И нам во веки не забыть…

Как Таня в комнате разбитой,

Родных и близких гибели вела дневник…

 

В память 

Война, мы знаем это слово,

По-счастью только лишь из книг.

А как же много рассказал бы,

Пришедший с той войны старик.

Старик….а было ему двадцать!

А может тридцать – тридцать пять!!!

Но постарел он в год, за десять,

Не любит это вспоминать.

Мой дед разведчик был на фронте,

Медали есть и не одна….

«Дед, рассказал бы о войне ты?!»

Но , а в ответ лишь тишина…….