Развитие фонематического анализа и синтеза

Набережных Наталья Борисовна

 

    В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

    Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова. Щелевые звуки, как более длительные выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.

    При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию в плане громкой речи перенос его в умственный план.

    Термином "фонематический анализ" определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, пред каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

    Работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonem._analiz_i_sintez.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед: Набережных Н.Б.

Март

    Развитие фонематического анализа и синтеза

        Как видно из исследования школьных работ большинство ошибок дети допускают на пропуск, замену, перестановку букв, слогов в словах. Это связано отчасти с несформированностью фонематического слуха, а также с нарушением таких психических процессов, как внимание, восприятие, память.

    Фонематическое восприятие характеризуется как специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

    Его нарушение ведет к расстройству письма, т.е. дисграфии, на почве языкового анализа и синтеза. На письме это проявляется в виде искажения структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – "дикат", школа – "кола"); пропуски гласных (собака – "сбака", дома – "дма"); перестановки букв (тропа – "прота", окно – "коно"); добавление букв (таскали – "тасакали"); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – "кота", стакан – "ката").

    Термином "фонематический анализ" определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, пред каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

    Работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе.

    В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

    Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова. Щелевые звуки, как более длительные выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.

    При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию в плане громкой речи перенос его в умственный план.

    Первоначальная работа проводится с опорой на графическую схему слова и фишки. Затем без опоры.

    Примерные задания:

  1. Придумать слова из 3, 4, 5 звуков.
  2. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.
  3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки или месту звука в слове.
  4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

     Письменные работы:

  1. Вставить пропущенные буквы в слова
  2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте.
  3. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков
  4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па - (пар), па -- (парк), па --- (паром), па ----(паруса).
  5. Подобрать слова на заданный звук
  6. Преобразовать слова:

А) добавляя звук (рот – крот)

Б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом – сок – сук – суп – сух

В) переставляя звуки (пила – липа, палка – лапка)

  1. Составить как можно больше слов из одного
  2. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос – сон, кот  - ток, сор – рос.
  3. Какой звук убежал ? (крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама)
  4. Ребусы, кроссворды, изографы.

    Как уже говорилось ранее, нарушение письменной речи тесно связано с психическими процессами. Приведем некоторые приемы активизации внимания, восприятия, памяти, логического мышления.

    Игра «Что изменилось?». Заранее обсуждается количество изменений. Упражнение проводится в 4х вариантах:

  1. Что изменилось в классе по сравнению с предыдущим днем?
  2. Что изменилось в расположении предметов?
  3. Порядок расположения предметов меняется. Надо восстановить первоначальный вариант.
  4. Что изменилось в круге? Дети стоят в круге. Водящий отворачивается, дети меняются местами.

     Игра «живые картинки»

Ведущий организует участников в любую группу (сюжет или без него). Участники замирают в заданной позе. Водящий в течении 30 сек. Рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В картину вносится строго оговоренное количество изменений.

      Игра «слова – невидимки».

Ведущий пишет на доске (или на стене, или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Ведущий может привлечь кого – нибудь из детей к изображению слова. В этом случае он показывает одну за другой карточки с написанными на них буквами учащемуся, которые он воспроизводит пальцем на доске. Количество повторений заранее оговаривается от 2-3 на первых занятиях до 1 раза по мере привыкания. Постепенно увеличивается темп упражнения.

    «Синтез слов из звуков» (м – а – ч)

    «Корректурная проба».

Для этого упражнения можно использовать специальные таблицы и старые журналы. В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте (например «а»). В течение следующих 5 минут дети меняются журналами и проверяют ошибки. Проверка самими детьми обеспечивает концентрацию внимания еще на 5 минут, т.е. является тренингом внимания.

    «Восстановить пропущенное слово».

Читается ряд из 5-7 слов, но не связанных между собой по смыслу, например: сахар – пуля – ящик – рыба – танец – груша. Во втором чтении одно слово пропускается. Дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду). В третий раз пропускается другое слово.

    «Составь предложение».

Детям даются начальные буквы (например: В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения: «Всей семьей ели пирог».

    Графический диктант

    Синтез слов по цифрам

    Упражнение для развития механической зрительной памяти.

Предлагается 10 невербальных символов, записанных на доске. Время запоминания 20 сек. Затем воспроизвести символы в блокноте по памяти.

    Упражнение на развитие зрительной памяти и пространственной ориентировки.

Прочитать и запомнить 6 слов, записанных наоборот:

АМИЗ   АНСЕВ   ГУРД   КИНЕЧУ   ГЕНС   ЫЛУКИНАК

Время запоминания 20 сек.

    Упражнение на развитие мышления, осложненное заданием на запоминание.

Детям предлагается 7 зашифрованных слов и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слова.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9                       6740     184ь       434675     9265              

а р о у с к л и ы в                       624ь         521290            43125  

    Используя ключ к  шифру, зашифровать слова:

КРЫСА, КРОЛИК, РАК, ВОЛ и т.д.

    Узнать буквы по фрагментам. Запомнить их. Записать в блокнот. Время запоминания 20 – 30 сек.

    Расшифровать  и запомнить зашифрованные двузначные числа:

МА  ВК  ЕИ  ОТ  СА  ПО

Ключ к шифру:        0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

                                  а м в е к о с и п т