Программа математического кружка "Икс плюс игрек"
Программа будет интересна учителям начальных классов, воспитателям ГПД, а так же педагогам дополнительного образования. По данной программе я работаю пятый год. Дети с удовольствием посещают занятия, являются призёрами и победителями многих конкурсов м олимпиад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
h_plyus_u.doc | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Рассмотрена и одобрена «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании педсовета школы директор школы _________ / А. В. Трынов /
« » ______________ 2008г. « » _______________ 2008г.
протокол № _____
Программа
математического кружка:
«Икс плюс игрек»
Г.Курган, 2008
Автор – составитель: Капитонова Елена Александровна – учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа №5».
Рецензенты – Строева Александра Алексеевна – заместитель директора по воспитательной работе, учитель математики высшей квалификационной категории МОУ г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа №5»;
Клыгина Светлана Геннадьевна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ г.Кургана «Гимназия №27».
В данной программе обобщён опыт учителей начальных классов МОУ г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа №5». Программа содержит две части: программу и приложение. В приложении даны разработки тестов и олимпиад, а так же анкеты для родителей.
Программа адресована учителям начальных классов, студентам педагогических вузов, педагогам дополнительного образования и родителям младших школьников. Программа будет полезна для проведения внеклассной работы по математике, при подготовке к математическим олимпиадам.
Программа математического кружка: «Икс плюс игрек» рассмотрена
на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов « » _____________ 2008г. протокол № ___.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………4 – 9
Программа……………………………………………………………… …10 - 11
Содержание курса………………………………………………………….12..
Тесты для проверки уровня развития ……………………………………13 – 18
Ключ к тестам………………………………………………………………19 - 20
Приложение:
«Методика экспертных оценок по определению одарённых детей»......21- 24
Анкет для родителей № 1…………………………………………………25
Анкета для родителей №2...........................................................................25 - 26
Организация и проведение олимпиад……………………………………..27 - 29
Организация занятий ……………………………………………………..29 - 30
Список литературы......................................................................................31
Пояснительная записка.
Президентская программа «Дети России» и концепция модернизации российского образования до 2010 года предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», т. е. вырастить и воспитать не человека исполнителя, а человека творца. Начинать эту работу надо с младших классов.
Для развития творческих и спортивных способностей созданы условия достаточно давно и стабильно. Это художественные, музыкальные, спортивные школы и кружки. А вот, о интеллектуальных способностях заговорили сравнительно недавно. Интеллектуально одарённый ребёнок часто оставался наедине сам с собой. Сейчас появились кружки, клубы и даже школы, но они рассчитаны на учащихся среднего и старшего звена. Интеллектуальные способности начинают проявляться намного раньше, уже к 3 – 4 классу, путём тестирования и наблюдений, можно выявить таких детей и начать с ними работать.
Младшим школьникам свойственна неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. Организация кружков способствует удовлетворению детской любознательности.
Работа данного кружка не подразумевает отработку знаний, умений и навыков основной программы. Занятия направлены на развитие способных и одарённых учащихся, оказание им помощи в достижении более высоких ступеней. Ведь даже способным детям нужна помощь со стороны взрослых. Для них надо создать условия для стимулирования творческого мышления. Программа математического кружка предназначена для организации системной работы с учащимися младшего школьного возраста, обучающимися в массовой общеобразовательной школе.
Важную роль в подготовке к творческому интеллектуальному труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитываются любознательность, активность, инициатива, формируются умения наблюдать и анализировать, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребёнка умений управлять процессами творчества: пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Программа поможет спланировать работу по подготовке учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх различного уровня.
Новизна данной программы в следующем:
- развитие потенциальных одарённости и способностей младших школьников в условиях массовой школы, а не специализированной;
- ярко выраженная математическая направленность.
Цель программы – формировать интеллектуально развитую, творческую личность, способную самостоятельно мыслить, проводить исследования и действовать.
Задачи программы:
- познакомить с нестандартными приёмами решения задач;
- обогатить кругозор учащихся через изучение материала, выходящего за рамки учебной программы с учётом их интереса;
- развить способности к самостоятельному обучению и исследовательской работе;
- стимулировать творческую деятельность одарённых детей;
- повысить шансы для одарённого ребёнка вырасти в одарённого взрослого, для которого характерны сформированное понятийное мышление, высокая творческая продуктивность;
- поддержать устойчивый интерес к предмету;
- воспитать общественную и жизненную активность;
- сформировать положительную «Я – концепцию».
Ожидаемые результаты:
- учащиеся становятся более раскованными и свободными в
своей интеллектуальной деятельности, появляется
интерес к исследовательской работе;
- учащиеся умеют применять знания, умения и навыки в
нестандартных ситуациях;
- возрастает гибкость и креативность мышления;
- развивается общая эрудиции учащихся, расширяется их
кругозор;
-увеличивается процент выполненных заданий, по сравнению
с началом занятий, при тестировании;
- призовые места и дипломы в школьных и городских
олимпиадах и конкурсах по математике и другим
дисциплинам.
Реализация данной программы рассчитана на 3 года и включает 2 этапа: подготовительный – 1 год и основной- 2 года. Программа также предусматривает этап рефлексивно - обобщающий, когда педагоги и психолог прослеживают развитие способных детей вплоть до окончания школы, а по возможности и далее.
Подготовительный этап (диагностико–организационный, 2 класс) включает в себя выявление одарённых и способных детей по результатам наблюдений педагогов и психолога, тестирования, анализа обучения этих учащихся и бесед с родителями.
Основной курс (практический ) рассчитан на 2 года 3, 4 класс (34 + 34 часа). Программа составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 9 – 11 лет.
В 3 и 4 классах изучаются одни и те же темы, но учащиеся 4 класса получают задания более сложного уровня.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Программа предусматривает организацию и проведение, как групповых занятий, так и индивидуальную работу с одаренными и способными детьми.
30 % занятий будут проходить с использованием новых информационных технологий.
В основе проведения занятий лежит деятельностный метод обучения, который включает такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Принципы построения программы:
- Непрерывность и систематичность. Так как математические способности проявляются в решении творческих задач, то оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе.
- Цикличность. В 3 и 4 классах темы занятий повторяются, но в 4 классе даются более сложные по уровню задачи.
- Научность, доступность. Несмотря на небольшой возраст учащихся, все знания даются на научной основе, но в доступной форме.
- Преобладание заданий дивергентного и конвергентного типа.
- Гуманизм в межличностных отношениях (умение слушать и слышать, уважать мнение других).
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания. Предполагаются не только групповые, но и индивидуальные занятия и консультации. Занятия строятся с учётом индивидуальности воспитанников.
- Развитие в целом (интеллектуальное, моральное, эстетическое).
Кроме традиционных форм, будут использоваться формы обучения в группе. К ним относятся:
- Групповая дискуссия.
- Мозговой штурм.
- Кооперативное обучение.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного обучения.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов. Использование метода позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- повысить эффективность работы, выработать общее решение;
- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний учащихся по теме или вопросу. Работа проходит в непринуждённой обстановке. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки. Идеи фиксируются, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведённое время.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учёта знаний и умений. Формы и методы проверки различны:
- Тестирование.
- Диагностика, отслеживание роста интеллекта.
- Проведение письменных и устных олимпиад.
- Математические праздники.
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать данную информацию, владеть способами обработки этой информации;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- использовать основные приёмы мыслительной деятельности;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Программа.
3 класс – 34 часа, 4 класс-34 часа.
Числа и операции над ними.(2 часа/2часа)
Числовые ребусы со звёздочками, буквами, предметными вставками. Порядок действий и сами действия при готовом результате.
Магические квадраты, алгоритм их заполнения.
Закономерность построения ряда натуральных чисел, различные комбинации цифр.
Приёмы быстрого счёта.
Самостоятельное составление ребусов, магических квадратов.
Задачи.(22часа/19 часов)
Основные единицы массы, длины, объёма. Перевод одних единиц в другие. Переливание из одного сосуда в другой.
Деление целого на части и составление из частей целого.
Нахождение числа по сумме, разности, кратному сравнению. Множества и их упорядочивание.
Составление различных комбинаций с помощью графов и таблиц. Графы для решения задач арифметического содержания.
Операции и обратные операции. Алгоритм выполнения действий.
Формулы движения. Движение вдогонку и с отставанием.
Арифметические задачи, требующие нестандартных приёмов решения.
Геометрический материал.(4часа/3 часа)
Составление фигур из частей и разбиение на части.
Периметр и площадь сложных фигур.
Объёмные тела: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, цилиндр, шар.
Геометрические игры и головоломки: «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор». Игры со спичками.
Исследовательская работа (4класс)-3часа.
История и арифметика. Интересные факты в задачах.
Проверочные работы.(2 час/2 часа)
Проводятся в виде тестов 2 раза в год, вначале и в конце года, чтобы проследить уровень развития интеллекта. Можно использовать тесты, данные в приложении. Можно взять различные тесты для определения Q .
Олимпиады и праздники(4 час/4 часа)
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся к концу 3 класса:
уметь заполнять простые магические квадраты, решать математические ребусы, отгадывать шарады;
уметь проводить синтез и анализ нестандартных задач, определять тип этих задач;
уметь сопоставлять различные величины, решать задачи с величинами;
уметь находить алгоритм решения, составлять операции и обратные операции;
уметь находить несколько решений задачи и выбирать наиболее эффективное решение;
делить сложные геометрические фигуры на части самостоятельно или с небольшой помощью;
знать приёмы быстрого счёта.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся к концу 4 класса:
уметь заполнять и составлять разные магические квадраты, решать и составлять ребусы, шарады;
уметь составлять графы и решать с их помощью задачи;
уметь решать задачи на движение двух тел вдогонку и с отставанием;
познакомиться со старинными задачами и их решением, проводить сравнение этих задач с современностью;
уметь находить решение нестандартных задач и составлять задачи по схеме, таблице, графу или алгоритму;
уметь обрабатывать полученную информацию и находить закономерности;
делить сложные геометрические фигуры на части самостоятельно, составлять фигуры из частей;
решать задачи на переливание, нахождение объёма геометрических тел;
проводить исследовательские работы над математическими моделями;
уметь пользоваться дополнительной литературой при решении задач и составлять задачи самим, используя факты;
записывать выводы в виде правил «если…, то…»
Содержание курса.(34 + 34часа)
№ п/п | Тема занятия. | Количество часов. | |
3 кл. | 4 кл. | ||
1. | Задачи, связанные с промежутками. | 1 | 1 |
2. | Задачи на уравнивание данных. | 2 | 1 |
3. | Комбинаторные задачи. | 1 | 1 |
4. | Задачи на упорядочивание множеств. | 1 | 2 |
5. | Задачи на нахождение чисел по сумме или разности и кратному сравнению. | 2 | 1 |
6. | Задачи, решаемые с конца. | 1 | 1 |
7. | Логические задачи. | 2 | 2 |
8. | Задачи с геометрическим содержанием. | 2 | 2 |
9. | Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. | 1 | 1 |
10. | Занимательные задачи со сказочным сюжетом. | 1 | - |
11. | Задачи на движение. | 1 | 2 |
12. | Задачи на планирование действий. | 1 | 1 |
13. | Метаграммы, шарады. | 1 | 1 |
14. | Задачи, решаемые с помощью графов. | 1 | 1 |
15. | Задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно. | 1 | 1 |
16. | Числовые ребусы. | 1 | 1 |
17. | История и арифметика. | - | 1 |
18. | Интересные факты в задачах, задачи, развивающие кругозор. | 1 | 1 |
19. | Задачи на переливание. | 1 | 1 |
20. | Арифметические игры и фокусы. | 1 | 1 |
21. | Магические квадраты, ребусы, кроссворды, приёмы быстрого счёта. | 1 | 1 |
22. | Игры со спичками. | 2 | 1 |
23. | Старинные задачи. | 1 | 1 |
24. | Задачи, связанные с величинами. | 1 | 2 |
25. | Олимпиады. | 2 | 2 |
26. | Тестирование, диагностика. | 2 | 2 |
27. | Математические праздники. | 2 | 2 |
Тестирование.
В основной курс входит тестирование, которое рекомендуется проводить два раза в год. Предлагаю примерный тест. Учитель может использовать данный тест, может составить свой. Вначале и в конце учебного года лучше проводить один и тот же тест, чтобы сравнить результаты развития ребёнка. С результатами теста необходимо знакомить родителей и учащихся в конце года. Показывать детям их успехи.
Данный тест состоит из трёх частей А, В, С. Части А и В состоят из вопросов тестового характера, то есть предполагают выбор правильного ответа из предложенных. В часть А входят вопросы на развитие общего интеллекта, в часть В – вопросы математического содержания. Часть С состоит из вопросов требующих решение. Каждый вопрос частей А и В оценивается в 3 балла. Для оценивания каждого задания части С используется четырёх бальная система оценки. Если задание выполнено полностью и правильно, то за него выставляется 4 балла. Если задание выполнено правильно на 50% и более, то за него выставляется 3 балла. Если дан только правильный ответ, то за него выставляется 1 балл. Если дан неправильный ответ или задание выполнено менее чем на 50% , то за него выставляется 0 баллов.
Тест для 3 класса.
Часть А.
Выбери правильный ответ:
- Одиннадцатый месяц года – это:
а) октябрь; б) май; в) ноябрь; г) февраль.
2. В данном предложении : У Юры дома жил молодой котёнок. лишним является слово:
а) жил; б) котёнок; в) молодой; г) у Юры.
3. Какой из городов находится не в Европе:
а) Лондон; б) Париж; в) Лос-Анджелес; г) Рим.
4. Какой месяц самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»:
а) Апрель; б) Январь; в) Июнь; г) Декабрь.
5. Какое из приведённых слов отличается от других:
а) петь; б) говорить; в) слушать; г) болтать.
6. Я, Ф, М, А, М, И, И, А, С, О, Н… Выбери букву, что бы закончить эту последовательность:
а) В; б) Д; в) Е; г) К.
7. Раскройте смысл крылатого выражения: засучив рукава:
а) беречь одежду; б) работать плохо; в) работать хорошо; г) не работать.
8. Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
а) да; б) может быть; в) нет; г) вероятнее всего пойдёт дождь.
9. Отца шпиона зовут Иван Васильевич, а сына – Пётр Семёнович. Каковы имя и отчество шпиона?
а) Семён Васильевич; б) Пётр Иванович; в) Семён Иванович; г) Василий Петрович.
10. Отгадай шараду и напиши ответ:
Первое – предлог, второе – летний дом.
А целое порой решается с трудом.
Часть Б.
Выбери правильный ответ.
1. Какое число должно стоять вместо знака ?: 73 66 59 52 45 38 ?:
а) 30; б) 35; в) 29; г) 31.
2. Семеро шли 7 рублей нашли. Трое пойдут, много ли найдут?
а) 3 рубля; б) 7 рублей; в) ничего не найдут; г) 2 с половиной рубля.
3. Из трёх монет одна фальшивая. Сколько потребуется взвешиваний на чашечных весах без гирь, чтобы найти её?
а) 3; б)1; в) 4; г)2.
4.Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади, две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?
а) 12; б) 6; в)3; г) 9.
5.В игральном кубике суммы очков на каждой паре противоположных граней одинаковы. Чему равна эта сумма?
а) 6; б)7; в) 9; г)5.
6. Закончи предложение. Длина карандаша 17:
а) мм; б) см; в) дм; г)м.
7. Чему равно наименьшее число, которое делится на 2, на 3 и на 4?
а) 12; б) 8; в) 16; г) 6.
8. Тройка лошадей пробежала 60км, сколько пробежала каждая лошадь?
а) 20км; б) 180км; в) 60км; г) 90км.
9. Бревно распилили на части. Сделали 4 распила. Длина каждой части 2метра. Какой длины было бревно?
а) 10м; б) 8м; в) 6м; г) 12м.
10. как изменится разность, если уменьшаемое увеличить на 15 единиц:
а) разность уменьшится на 15; б) разность не изменится; в) разность увеличится на 15.
Часть С.
1.Вес Васи – 21кг. Когда он встал на весы, взяв на руки кота Тошу, весы показывали 29кг 500г. С котёнком Малышом на руках Вася весит 22кг. Что покажут весы, если на них усадить Тошу и Малыша вместе?
2. Запиши ответ и по возможности рассуждение.
Соня, Люба, Надя и Вера принесли по одной игрушке – мышку, собачку, зайчика и котёнка. Люба и Надя не приносили собачку, Вера и Люба не приносили мышку. Соня, Вера и Люба не приносили зайчика. Кто какую игрушку принёс?
3.Как поставить у стен четырёхугольной комнаты 6 стульев так, чтобы у каждой стены было одинаковое число стульев? ( Сделай рисунок, обозначая стулья точками.)
4.В записи трёхзначного числа единиц в 2 раза меньше, чем десятков, а сотен – в 2 раза больше, чем десятков. Найди это число, если в нём 4 десятка.
5. Винни-Пуху подарили в день рождения бочонок с мёдом массой 7кг. Когда Винни-Пух съел половину мёда, то бочонок с оставшимся мёдом стал иметь массу 4кг. Сколько килограммов мёда было в бочонке первоначально?
6. Врач приписал Кате три таблетки, указав, что каждую таблетку надо принимать через 20 минут. На какое время хватит этих таблеток?
7. Поставь знаки действий и, если нужно, скобки так, чтобы получились верные равенства.
4…3…2 = 2
4…3…2 = 5
4…3…2 = 6
4…3…2 = 20
- Три брата поймали 29 карасей. Когда один брат отложил для ухи 6 штук, второй – 2, а третий – 3,то у каждого брата осталось равное число рыб. Сколько карасей поймал каждый из братьев?
- Мать старше дочери в три раза, а вместе им 48 лет. Сколько лет каждой?
- Из проволоки длинной согнули квадрат со стороной 6см, затем квадрат разобрали и согнули равносторонний треугольник. Чему равна длина стороны треугольника?
Тест для 4 класса.
Часть А.
На первые 5 вопросов части А надо дать ответы, на вопросы № 6 – 10 надо выбрать правильный ответ.
1.Две недели составляют ровно половину месяца. Запиши название этого месяца.
2.Спиши существительные, рядом запиши их во множественном числе: чудо, ребёнок, человек.
3. Прочитай предложение, найди ошибки, запиши предложение правильно:
Повар посолил суп солью.
4. Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
5.Название какого растения говорит о его местонахождении?
6. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный?
а) чистый; б) одинаково; в) грязный; г) неизвестно.
7.От Кенгуру из Австралии получена шифровка: 12342562756278.
В ней разные цифры обозначают буквы, а одинаковые цифры – одинаковые буквы. Что могло быть написано в шифровке?
а)Думай и трудись; б)Гуляй и отдыхай;
в)Привет от Кенги; г)Мой вопрос прост.
8. Предположим, что первые два утверждения верны: Боре столько же лет, сколько Маше. Маша моложе Жени. тогда последнее: Боря моложе Жени. будет:
а) верно; б) неверно; в) неопределенно.
9. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же как и в:
а) июне; б) марте; в) мае; г) ноябре.
10. Однажды сторож после ночного дежурства сказал директору магазина, что ему сегодня приснился сон, будто на магазин будет нападение. Директор не очень поверил в этот сон, но на всякий случай приказал усилить охрану. Той ночью действительно было нападение, но преступников легко поймали. После этого директор поблагодарил сторожа, а затем уволил его с работы. Почему?
а) сторож сам ограбил;
б) сторожа уличили в обмане;
в) у директора было плохое настроение;
г) нельзя спать на работе.
Часть В.
1. В корзинке лежат яблоки трёх сортов. Определи наименьшее число яблок, нужно достать не глядя, чтобы хотя бы 2 яблока были одного сорта.
а)2; б)3; в)4; г)5.
2. Часы бьют 3 раза, и пока они бьют, проходит 3 секунды. Сколько времени пройдёт, пока они пробьют 7 раз?
а)6; б)7; в)8; г)9.
3. Одно число больше второго в 2 раза. Если к меньшему числу прибавить 8, получится большее число. Какие это числа?
а)8 и 16; б)4 и 8; в)7 и 14; г)10 и 20.
4. Во время прогулки по лесу Серёжа через каждые 40 м находил гриб. Какой путь он прошёл от первого до последнего, если всего он нашёл 20 грибов?
а)720м; б)760м; в)800м; г)840м.
5.У Лиды было несколько конфет. Мама дала ей ещё 3 конфеты. Лида раздала все конфеты пятерым девочкам так, что каждой досталось по две конфеты. Сколько конфет было у Лиды сначала?
а) 13; б) 10; в)7; г) 3.
6. Черепаха Тортила вынесла Буратино три коробочки: красную, синюю и зелёную. На красной коробочке было написано: «Здесь лежит золотой ключик», на зелёной: «Здесь сидит змея», а на синей: «Зелёная коробочка пуста». Тортила прочла надпись и сказала: «Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой – змея, а третья коробочка пуста, но все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит золотой ключик, он твой». Где же лежит золотой ключик?
а) в красной; б) в зелёной; в) его нет; г) в синей.
7.Самое маленькое число, которое можно получить, выкладывая в ряд карточки:
а) 2309541768; б) 7309568412; в) 2309415678; г) 2309415687.
8. Вера разрезала квадратный лист бумаги со стороной 5см на два прямоугольника. Периметр одного из этих прямоугольников равен 16см. Чему равен периметр второго прямоугольника?
а) 8см; б) 12см; в)14см; г) 16см.
9.Стёпа учится в школе. Если цифры в его возрасте поменять местами, то получится возраст его дедушки, которому больше 60 лет, но меньше70. На сколько лет Стёпа моложе дедушки?
а) 40; б) 42; в) 44; г) 45.
10. Маша разделила восемь чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 на две четвёрки с равными суммами. При этом числа 1и 3 оказались в одной группе. Тогда в ней же оказалось и число
а) 2; б) 4; в) 6; г) 7.
Часть С.
- Три части арбуза весят 9кг. Какова масса всего арбуза?
2.Поезд проходит 75см за ¼ секунды. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдёт за 5 секунд?
3. Найдите А и Б в примере на умножение: Б3 * 1А = А31
4. Во время прогулки по лесу Серёжа через каждые 40м находил гриб. Какой путь он прошёл от первого гриба до последнего, если всего он нашёл 20 грибов?
5. В углах квадратной клумбы растут кусты – всего 4 куста. Площадь клумбы увеличили в 2 раза, не выкапывая кустов. Расширенная клумба тоже квадратная, а внутри её кустов нет. Как это сделали? Выполни чертёж.
6. Поставь знаки действий и, если нужно, скобки так, чтобы получились верные равенства.
2 2 2 2 = 22 2 2 2 2 = 88
2 2 2 2 = 111 2 2 2 2 = 444
7. Как поставить у стен четырёхугольной комнаты 8 стульев так, чтобы у каждой стены было по три стула? (Сделай рисунок, обозначая стулья точками.)
8.у Вани спросили: «Сколько у тебя в коллекции марок?» Он ответил: «Угадайте. У меня 27 марок, да ещё половина всех моих марок». Сколько марок у Вани?
9. Десять друзей съели каждый по 2 порции мороженого – эскимо и рожки. Шестерым достались рожки, а восьмерым – эскимо. Сколько друзей ели и эскимо, и рожки?
10. Три сестры Анна, Ева и Лиза одинаково быстро и хорошо умеют навести порядок в квартире. Если любые две из этих девочек будут работать вместе, то справятся с уборкой за час. Сколько времени они потратят на уборку, если будут работать все вместе?
Ключ к тестам.
3 класс | ||||||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
В | В | В | Б | В | Б | В | В | В | задача | |
В | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Г | В | Б | В | Б | А | А | В | А | В | |
4 класс | ||||||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
февраль | чудеса дети люди | Повар посолил суп. | оценка | подо- рожник | В | Г | А | Б | Г | |
В | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
В | Г | А | Б | В | Б | Г | В | Г | В |
Ответы на часть С.
З класс:
1 – 9кг 500г;
2 – Соня – мышку, Надя – зайца, Люба – котёнка, Вера – собачку;
3 -
4 – 842;
5 – 6кг;
6 – 40мин;
7 – ( 4 - 3 ) * 2 = 2
4 + 3 – 2 = 5
4 * 3 : 2 = 6
4 * ( 3 + 2 ) = 20
8 – 1 брат – 12 рыб, 2 брат – 8 рыб, 3 брат – 9 рыб;
9 – 12 лет – дочери, 36 лет – маме;
10 – 8см.
4 класс:
1 – 12кг;
2 – 15м;
3 – Б – 4 , А – 7 43 * 17 = 731
4 – 760м;
5 – Больший квадрат имеет форму ромба.
6 - 2 2 - 2 + 2 = 22 2 2 2 : 2 = 111
2 2 * 2 * 2 = 88 2 2 2 * 2 =444
7 -
8 – 54 марки;
9 – 4 друзей;
10 – 40 минут.
Приложение.
В данном приложении приведены методические рекомендации для учителей, желающих работать по этой программе.
Прежде всего, на подготовительном этапе надо выявить способных и одарённых детей, а так же определить сферу одарённости. Для этой цели можно использовать «Методику экспертных оценок по определению одарённых детей (Лосева А. А.)».
Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случай, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если школа — родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.
I. Интеллектуальная сфера
- Высокая познавательная активность, мобильность.
- Быстрота и точность выполнения умственных операций.
- Устойчивость внимания.
- Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
- Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
- Богатство активного словаря.
- Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы
их поведения. - Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
- Развитость творческого мышления и воображения.
- Владение основными компонентами умения учиться.
11 .Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижении
- Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
- Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
- Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
- Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
- Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
- Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год - два.
- Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
- Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
- Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
- Пытается выяснить причины и смысл событий.
- Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
- Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Ш. Творчество
- Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
- Изобретательность в использовании материалов и идей.
- Склонность к завершенности и точности в занятиях.
- Задает много вопросов по интересующему его предмету.
- Любит рисовать.
- Проявляет тонкое чувство юмора.
- Не боится быть таким, как все.
- Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературные сферы
- Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
- Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
- Любит писать рассказы или статьи.
- Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера
- Легко входит в роль другого персонажа, человека.
- Интересуется актерской игрой.
- Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
- Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда
имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену. - Передает чувства через мимику, жесты, движения.
- Стремится вызывать эмоциональные реакции у других
людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают. - С большой легкостью драматизирует, передает чувства
и эмоциональные переживания. - Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера
- Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
- Хорошо поет.
- В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
- Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
- Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
- В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
- Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
- Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера
- Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
- Интересуется механизмами и машинами.
- В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
- Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
- Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
- Любит рисовать чертежи механизмов.
- Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII. Двигательная сфера
- Тонкость и точность моторики.
- Развитая двигательно-моторная координация.
- Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
- В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).
IX. Сфера художественных достижений
- Проявляет большой интерес к визуальной информации.
- Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
- Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
- Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
- Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
- Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
- Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды ит. д.).
Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение,
- Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
- Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
X. Общение и лидерство
- Легко приспосабливается к новой ситуации.
- Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
- Высокая общительность с окружающими.
- Стремится к доминированию среди сверстников.
- Сверстники обращаются за советом.
Анкета для родителей № 1.
Многие родители часто путают понятия способный и одарённый, и относят своего ребёнка не к той группе, соответственно предъявляя немного завышенные или заниженные требования. С помощью этой анкеты можно оценить степень способности или одарённости ребёнка. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».
- Ребёнок инициативный, подвижный.
- Он с готовностью откликается на всё новое.
- Любит всё загадочное и непонятное.
- Часто нуждается в поддержке старших.
- Легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Если на 5 вопросов вы дали ответы «да», то ваш ребёнок скорее способный, чем одарённый. Если на 4 и 5 вопросы вы ответили нет, то продолжайте отвечать дальше.
- Постоянное стремление к обнаружению нового.
- Интересы достаточно стабильны.
- Стремление к достижению уникальных, оригинальных решений.
- Часто не соглашается с мнением взрослых, постоянно отстаивает свою точку зрения.
- Имеет склонность к определённому виду занятий или предмету.
- Настойчив и целеустремлён в достижении целей.
- Высокие требования к себе и к окружающим, критичность к сверстникам.
- Специфическое тонкое чувство юмора.
- Часто бывает эгоистичен.
Если на вопросы № 6 – 14 вы ответили «да», то это даёт основание предполагать, что ваш ребёнок одарённый.
Анкета для родителей № 2.
Данная анкета поможет учителю (руководителю кружка) определить степень познавательной активности ребёнка. Если большинство ответов будут «а», то это свидетельствует о сильной познавательной активности, «б» - об умеренной, «в» - о слабой.
- Способен ли ученик подолгу заниматься какой-нибудь умственной работой:
а) часто;
б) иногда;
в) очень редко.
- Часто ли задаёт вопросы?
а) часто;
б) иногда;
в) очень редко.
- Предпочитает работать самостоятельно, требует лишь минимальной помощи:
а) постоянно пытается всё сделать без посторонней помощи;
б) иногда делает сам, иногда просит помощи;
в) очень редко делает работу сам, чаще обращается за помощью.
- Что предпочитает ребёнок, когда задаёт вопрос на сообразительность?
а) «помучиться», но самому найти ответ;
б) когда как;
в) получить готовый ответ от других.
- Любит ли в свободное время читать научно – популярные издания (энциклопедии и справочники)?
а) постоянно, делает это с большим интересом, чем читает художественные книги;
б) если только его интересует данная тема;
в) только если это задано.
- Берётся ли за задания, выполнение которых невозможно в один присест?
а) почти все задания такого плана;
б) берётся, но редко доводит их до конца;
в) старается избегать такие задания.
- Часто ли ребёнок хочет приукрасить или дополнить работу или идею других?
а) постоянно;
б) иногда;
в) очень редко.
- Даёт несколько ответов, когда ему задают вопросы или один?
а) всегда несколько вариантов;
б) когда как;
в) всегда один.
- Быстро ли осваивает новое?
а) схватывает всё на лету;
б) усваивает быстро, если интересно;
в) легко запоминает, но испытывает трудности, когда надо выразить своё мнение, проанализировать, сделать выводы.
- Как освоил компьютер?
а) быстро и легко;
б) испытывал затруднения;
в) долго не мог освоить, работает неуверенно.
Организация и проведение олимпиад.
Олимпиады рекомендуется проводить два раза в год. Первая олимпиада проходит в конце первого полугодия среди членов кружка. Вторая проходит чаще всего в 3 или 4 четверти, обычно это школьная олимпиада. Материалы может подбирать сам руководитель кружка, или привлечь к составлению других педагогов, или использовать готовые материалы. Хорошо, если к составлению олимпиады для четвероклассников, будут привлечены учителя математики. По времени на решение можно отводить от 40минут до 1часа 20 минут, это связано с физиологическими особенностями детей 9 – 11 лет. Все материалы надо согласовать с администрацией школы. Обязательно подведение итогов и награждение победителей.
Примерный текст олимпиады для 3-х классов.
Задания, оцениваемые в 2 балла.
1. Одно яйцо варится 15 минут. Сколько минут будут вариться 3 яйца?
Ответ: 15 минут.
2.В корзине меньше 10 яблок. Яблоки можно разделить между двумя или тремя девочками. Сколько Яблок в корзине?
Ответ: 6 яблок.
3. Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало у стола.
Ответ: 5 углов.
Задания, оцениваемые в 3 балла.
4. Замени букву А цифрой, чтобы пример получился правильным. Все четыре буквы А означают одну и туже цифру. 1А + 2А + 3А = 7А
Ответ: 15 + 25 + 35 = 75
5.Сколько всего можно составить четырёхзначных чисел, сумма цифр которых равна 3? Перечисли эти числа.
Ответ: 10 чисел (1011, 1002, 2001, 3000, 1101, 1020, 20101200,2100)
6. Начерти два отрезка так, чтобы один был длиннее другого на 2см, а вместе бы отрезки составляли 14см.
Ответ: 6см и 8см.
Задания, оцениваемые в 4 балла.
7.На левой стороне улицы находятся дома с нечётными номерами от 1 до 19, а на правой стороне – дома с чётными номерами от 2 до 14. Сколько домов на этой улице?
Ответ: 17 домов.
8.Заполни магический квадрат:
26 | ||
| 25 | |
24 |
Ответ:
26 | 21 | 28 |
27 | 25 | 23 |
22 | 29 | 24 |
9.В семье четверо детей, им 5, 8, 13 и 15 лет, а зовут их Таня, Юра, Света и Лена. Сколько лет каждому из них. Если одна девочка ходит в детский сад, Таня старше, чем Юра, а сумма лет Тани и Светы делится на 3?
Ответ: Свете -5, Тане – 13, Юре – 8, Лене – 15.
10.Из города в деревню, расстояние до которой 32км, выехал велосипедист со скоростью 12км/ч. А из деревни в город одновременно с ним вышел пешеход со скоростью 4км/ч. Кто из них будет дальше от города через 2 ч?
Ответ: они будут на одинаковом расстоянии.
Примерный текст олимпиады для 4- х классов.
Задания, оцениваемые в 2 балла.
1. За столом сидели 2 дочки, 2 матери и 1 бабушка. Сколько человек сидели за столом?
Ответ: 3 человека.
2. Какие 3 числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат?
Ответ: 1, 2, 3.
3.Замени звёздочки цифрами: *** * - 1 = ***
Ответ: 1000 – 1 = 999
Задания, оцениваемые в 3 балла.
4.На субботу приходятся календарные числа 8, 15, 22, 29. Какие календарные числа приходятся на вторник в этом месяце?
Ответ: 4, 11, 18, 25.
5. ЭВМ выполняет все четыре действия. На табло появилось число 36. Какое число было заложено в ЭВМ?
*3 -19 +10 : 9 +86 :3 +41 :2
Х - * - * - * - * - * - * - * - 36
6. Волк и заяц соревновались в беге. Каждый шаг зайца был в 2 раза короче волчьего, но шаги заяц делал в 3 раза чаще, чем волк. Кто победил в соревновании?
Ответ: заяц.
Задания, оцениваемые в 4 балла.
7.В шахматном турнире участвовало 7 человек. Каждый с каждым сыграл по 1 партии. Сколько всего партий они сыграли?
Ответ: 21 партию.
8.Начерти прямоугольник, раздели его двумя отрезками так, чтобы получилось 8 треугольников.
9. В ребусе КЕН * Г = УРУ одинаковыми буквами зашифрованы одинаковые цифры, а разными – разные. К равно 2.Расшифруй весь пример.
Ответ: 217 * 4 = 868.
10.Сергей ехал в школу на велосипеде, Занятия в школе начинаются в 9 часов. В 8ч 40мин он уже проехал половину пути. Если Сергей будет продолжать ехать с такой же скоростью, то приедет в школу за 10 минут до начала занятий. Сколько минут он будет ехать в школу?
Ответ: 20 минут.
Организация занятий.
Надо учитывать, что программа «Х+У» - это программа кружка. Занятия кружка по времени занимают не 40 минут как учебные занятия, а 60 минут или час. При составлении занятий надо продумывать разнообразные формы, включать игровые моменты, учитывать индивидуальные особенности, не забывать, что в основе лежит деятельностный метод обучения, т. е. знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися самостоятельно в процессе работы. Задача руководителя кружка не только способствовать развитию учащихся, но и сформировать у них навыки работы в коллективе. Если это будет учитываться, то занятия будут достигать высокой эффективности.
План проведения тематических занятий учитель составляет сам или использует уже предложенный.
Этапы проведения занятий.
- Разминка. Это может быть игра «Поспевай – не зевай», мини бой «Ты мне, я тебе», разгадывание ребусов (не обязательно математических), задачи – шутки, метаграммы или проверка решения домашнего задания, которое задаётся только пожеланию.
- Геометрические головоломки (танграм, монгольская игра, колумбово яйцо и другие) или игры со спичками. Не смотря на то, что этому отводится отдельное занятие, целесообразнее включать этот вид работы систематически, а не от случая к случаю. Так как данная работа хорошо влияет на общее развитие, да и детям она очень нравится.
- Решение задач – исследовательская работа. Задачи ребята получают индивидуально или по группам. Обязательно выполняют работу самостоятельно или с частичной помощью. Задача может быть одна или несколько, связанных одной темой, желательно включить задачи разного уровня.
- Открытие детьми новых знаний или умений. На данном этапе ребята обмениваются мнениями, находят более разумное решение или несколько, делают выводы.
- Игры.
- Домашнее задание. Задания даются детям по желанию и обязательно проверить у тех детей, которые выполнят и похвалить за старание, даже если не всё сделано успешно. Проверить можно на следующем занятии с привлечением учащихся или индивидуально, собрав выполненные работы. За не выполнение ругать нельзя. В конце года нужно отметить тех ребят, кто выполнял работы систематически или очень часто, пусть даже и не совсем верно.
Данную программу можно порекомендовать педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов и математики, которые заинтересованы в развитии детей. Надеюсь рекомендации помогут всем желающим работать по данной программе.
Список литературы:
- Аргинская И. И. Сборник заданий по математике. – М.: Учебная литература, 2006.
- Беденко М. В. Математика,суперблиц. – М.: ООО «5за знания», 2007.
- Белокурова Е. Е. Некоторые комбинаторные задачи в начальном курсе математики, // Начальная школа. – 1992. - №1.
- Все задачи «Кенгуру». / Сост. Братусь Т. А. – Санкт – Петербург : Левша,2005.
- Гейдман Б. П. Математика 2,3 класс. – М.: Издательство Московского университета «ЧеРо», 1997.
- Давиденко Л. И. Сборник разноуровневых проверочных работ по математике. – Ростов – на – Дону :Феникс, 2003.
- Детский математический календарь. / Cост. Братусь Т. А. – Санкт – Петербург: Левша, 2008.
- Диагностика детской одарённости. / Сост. Дементьева Л. А. – Курган: ИПКиПРО, 2006.
- Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. – М.: Новая школа, 1996.
- Ефремов В. И. Универсальные тесты для детей и их родителей. – Санкт Петербург: Стелла, 1996.
- Керова Г. В. Нестандартные задачи по математике. – М.: ВАКО, 2006.
- Петерсон Л. Г. Нетрадиционные задачи и способы их решения // Начальная школа, 2002, №6.
- Русанов В. Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1990.
- Савкуева В. Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. // Начальная школа. Плюс до и после. 2004, №7.
- Смекалка для малышей. – М.: Омега, 1994.
- Смирнова В. В. Упражнения на развитие логического мышления при решении задач. // Начальная школа. Плюс до и после. 2003, №4.
- Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. – М.: Рольф, 2000.
- Тонких А. П. Теоретические основы решения нестандартных и занимательных задач в курсе математики начальных классов. // Начальная школа. Плюс до и после. 2002, №7.
- Шевченко Г. Н. Математика, итоговые и тематические контрольные работы и тесты. – Волгоград: Учитель, 2005.
20.Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры./ Сост. Козлова М. А. – М.: Первое сентября, 2002.
Тест для 3 класса.
Часть А.
Выбери правильный ответ:
- Одиннадцатый месяц года – это:
а) октябрь; б) май; в) ноябрь; г) февраль.
2. В данном предложении : У Юры дома жил молодой котёнок. лишним является слово:
а) жил; б) котёнок; в) молодой; г) у Юры.
3. Какой из городов находится не в Европе:
а) Лондон; б) Париж; в) Лос-Анджелес; г) Рим.
4. Какой месяц самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»:
а) Апрель; б) Январь; в) Июнь; г) Декабрь.
5. Какое из приведённых слов отличается от других:
а) петь; б) говорить; в) слушать; г) болтать.
6. Я, Ф, М, А, М, И, И, А, С, О, Н… Выбери букву, что бы закончить эту последовательность:
а) В; б) Д; в) Е; г) К.
7. Раскройте смысл крылатого выражения: засучив рукава:
а) беречь одежду; б) работать плохо; в) работать хорошо; г) не работать.
8. Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
а) да; б) может быть; в) нет; г) вероятнее всего пойдёт дождь.
9. Отца шпиона зовут Иван Васильевич, а сына – Пётр Семёнович. Каковы имя и отчество шпиона?
а) Семён Васильевич; б) Пётр Иванович; в) Семён Иванович; г) Василий Петрович.
10. Отгадай шараду и напиши ответ:
Первое – предлог, второе – летний дом.
А целое порой решается с трудом.
Часть Б.
Выбери правильный ответ.
1. Какое число должно стоять вместо знака ?: 73 66 59 52 45 38 ?:
а) 30; б) 35; в) 29; г) 31.
2. Семеро шли 7 рублей нашли. Трое пойдут, много ли найдут?
а) 3 рубля; б) 7 рублей; в) ничего не найдут; г) 2 с половиной рубля.
3. Из трёх монет одна фальшивая. Сколько потребуется взвешиваний на чашечных весах без гирь, чтобы найти её?
а) 3; б)1; в) 4; г)2.
4.Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади, две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?
а) 12; б) 6; в)3; г) 9.
5.В игральном кубике суммы очков на каждой паре противоположных граней одинаковы. Чему равна эта сумма?
а) 6; б)7; в) 9; г)5.
6. Закончи предложение. Длина карандаша 17:
а) мм; б) см; в) дм; г)м.
7. Чему равно наименьшее число, которое делится на 2, на 3 и на 4?
а) 12; б) 8; в) 16; г) 6.
8. Тройка лошадей пробежала 60км, сколько пробежала каждая лошадь?
а) 20км; б) 180км; в) 60км; г) 90км.
9. Бревно распилили на части. Сделали 4 распила. Длина каждой части 2метра. Какой длины было бревно?
а) 10м; б) 8м; в) 6м; г) 12м.
10. как изменится разность, если уменьшаемое увеличить на 15 единиц:
а) разность уменьшится на 15; б) разность не изменится; в) разность увеличится на 15.
Часть С.
1.Вес Васи – 21кг. Когда он встал на весы, взяв на руки кота Тошу, весы показывали 29кг 500г. С котёнком Малышом на руках Вася весит 22кг. Что покажут весы, если на них усадить Тошу и Малыша вместе?
2. Запиши ответ и по возможности рассуждение.
Соня, Люба, Надя и Вера принесли по одной игрушке – мышку, собачку, зайчика и котёнка. Люба и Надя не приносили собачку, Вера и Люба не приносили мышку. Соня, Вера и Люба не приносили зайчика. Кто какую игрушку принёс?
3.Как поставить у стен четырёхугольной комнаты 6 стульев так, чтобы у каждой стены было одинаковое число стульев? ( Сделай рисунок, обозначая стулья точками.)
4.В записи трёхзначного числа единиц в 2 раза меньше, чем десятков, а сотен – в 2 раза больше, чем десятков. Найди это число, если в нём 4 десятка.
5. Винни-Пуху подарили в день рождения бочонок с мёдом массой 7кг. Когда Винни-Пух съел половину мёда, то бочонок с оставшимся мёдом стал иметь массу 4кг. Сколько килограммов мёда было в бочонке первоначально?
6. Врач приписал Кате три таблетки, указав, что каждую таблетку надо принимать через 20 минут. На какое время хватит этих таблеток?
7. Поставь знаки действий и, если нужно, скобки так, чтобы получились верные равенства.
4…3…2 = 2
4…3…2 = 5
4…3…2 = 6
4…3…2 = 20
8.Три брата поймали 29 карасей. Когда один брат отложил для ухи 6 штук, второй – 2, а третий – 3,то у каждого брата осталось равное число рыб. Сколько карасей поймал каждый из братьев?
9.Мать старше дочери в три раза, а вместе им 48 лет. Сколько лет каждой?
10.Из проволоки длинной согнули квадрат со стороной 6см, затем квадрат разобрали и согнули равносторонний треугольник. Чему равна длина стороны треугольника?
68
5
7
2
309
41
. .
. .
. .
. . .
. .
. . .
Комментарии
Программа заинтересовала,
Программа заинтересовала, спасибо!
Программа кружка
Очень рада, что кому-то она пригодится!