Духовно-нравственное воспитание на уроках гуманитарного цикла

Андрейчик Елена Евгеньевна

Духовно-нравственное воспитание на уроках гуманитарного цикла

 

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

        Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

        Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

    В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание на уроках гуманитарного цикла

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

        Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

        Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

    В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?  

     Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития.

     Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

      Начнем с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока.

Рассмотрим основные линии развития.

1. ДОБРЫЕ ЧУВСТВА И МЫСЛИ (ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ)

2. СТРАНА ГРАЖДАН (ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

3. ТРУД  ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ (ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ)

4. ЗДОРОВЬЕ (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)

5. ПРИРОДА (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

6. КРАСОТА (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

     Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах.

Прежде всего, дети должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. При этом книга остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка.

         Уже в период обучения грамоте, используя беседы по картинкам, иллюстрации, содержание текстов, главным образом сказок,  учитель имеет возможность раскрыть перед детьми внутреннее содержание таких понятий, как взаимопомощь, забота, внимание, доброжелательность, щедрость, аккуратность, дружные ребята, дружная семья, а так же отрицательных понятий, характеризующих отрицательные черты человека: хитрость, жадность, нежелание помочь товарищу, неряшливость и др.

        Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка, знакомство с историческими корнями этикета).

        Цель уроков литературного чтения – не только формирование читательской компетенции младшего школьника.

    Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-ом классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

Во 2-ом классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

В 3-ем классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу- сказку.

В 4-ом классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно исторического и общечеловеческого.

       Интерес к чтению   достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

В 1-ом классе героями учебника становятся первоклассники Катя и Вова, и их друг Петя Зайцев. Петя младше всех в классе, и друзья помогают ему: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументировано рассуждать, общаться и взаимодействовать. Петя и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите...» и т.п.

Во 2-ом классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-ом классе – это игра-путешествие.

В 3-ем классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём.

В учебнике 4-ого класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов -четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

На  уроках литературы просто и доступно даются ответы на многие вопросы: «Что считать добром и злом? Как очиститься от дурных помыслов? Как научиться жить среди людей?». Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы  помогают ответить герои литературных произведений, в том числе и любимые сказочные герои. А какими нравственными качествами хочешь обладать? Каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым…  Но никто не сказал: добрым. Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаст другому - невозможна душевная красота.

    Поэтому задача - помочь понять детям, какое место занимает доброта и сострадание в нашем духовном мире.

        В детской литературе много хороших книг, которые питают детское сердце любовью и благодарностью к  защитникам Отечества.

Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Вопросы, по которым ребенок легко перескажет сказку и воспримет ее идею – какая это радость быть защитником?

1. Почему Никиту звали Кожемякой? (Он выделывал, мял кожи.)

2. Почему Никита сначала не соглашался воевать со Змеем? (Он не солдат, не воин, а потому боялся, что не одолеет чудовище.)

3. Почему Никита пошел на Змея? (К нему пришли девочки-сиротки, плачут: «Дяденька Никита, пожалей нас! Подрастем мы, и всех нас по очереди Змей поедать станет». Жалко стало Никите сиротинок. «Ладно, не плачьте. Пойду,  попробую».)

4. Почему Никита, сразив Змея, отказался от награды? («Не ради награды я со Змеем бился, а людей пожалел».)

5. Какими словами заканчивается сказка? («Слава про Никиту далеко пошла. И сложили про него сказки – всем людям на размышление».)

Поразмышляем и мы с ребятами. А все-таки у Никиты есть награда – это радость, что он защитил людей, спас их, и за то его все полюбили. Поясним эту мысль на примерах из детской жизни: как приятно, когда ты не струсил, защитил малыша от драчунов, и все тебя за это уважают! Ребенок так устроен, что всегда жаждет похвал за свои добрые дела, а иначе теряет к ним интерес.

      По своему настроению, идейной направленности сказки А.С. Пушкина  очень близки к русским народным сказкам. Каков нравственный пафос сказок? Истинная красота – в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается  в борьбе двух начал жизни – доброты и зла.

      Такие же темы дают и сказки замечательного датского сказочника Андерсена, основой творчества которого была мысль об органической взаимосвязи всего существующего: людей, животных, растений. Сила добрых героев, помогающих друг другу, именно потому, в конце концов, торжествует над грозной силой зла.      Ещё в XII веке князем Владимиром Мономахом были составлены и названы «Поучениями» первые письменные правила поведения, где в частности говорилось: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не остановитесь в пути… Везде напоите и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, – простой ли человек, или знатный, или посол, – ...угостите пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...»

      Народная сказка способствует формированию определённых нравственных ценностей, идеала. Для девочек – это красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый…). Идеал ребёнка – далёкая перспектива, к которой он будет стремиться

     При анализе былин раскрывается нравственная характеристика образов персонажей: русский богатырь предстаёт не только как “храбр и наряден муж”, но и как образец служения обществу (“Будь защитником, будь радельником для вдов, для сирот, малых детушек, для всего народа православного!”).

В русских былинах нет подробностей в описании  убийств. Но зато подробно и любовно описывается братание и дружество: «Не хочу с тобой сражаться. Я хочу с тобой побрататься».

В русских былинах нет упоения кровью, даже там, где бой описан в деталях.

русские богатыри – бессребреники: раздавали злато серебро нищей братии и сиротам бесприютным. «Мужики могутные», они люди ласковые, даже нежные. Илья Муромец называл своего коня Бурушка Косматенький. Русские богатыри ценили свою честь и никогда не били безоружных и пленных. Все это дает основание для вывода, что былины – великолепное средство воспитания мужского характера, сочетающего в себе щедрость и силу, доброту и отвагу.

     Знакомство на уроках чтения младших школьников с кругом пословиц и поговорок позволяет раскрыть этические нормы жизни народа:

Признание – половина исправления.                                                                                                     Ложь человека не красит.                                                                                                               Глупый осудит, мудрый рассудит.                                                                                                 Умел ошибаться, умей и поправляться.

     При чтении рассказов обогащаются детские представления об отношениях людей, позволяющие учащимся сделать выводы о нормах и правилах жизни в обществе. В данных рассказах героями являются их ровесники. Поэтому детям легче поставить себя на место таких героев и сделать определённые нравственные выводы.                                     Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.

Как, по-вашему, ребята, кем лучше быть – ребёнком или взрослым? Каждый ребёнок рано или поздно взрослеет. Самые лучшие его черты закладываются в детстве: любовь к семье, к природе, первые друзья, домашние питомцы. И чем больше хороших впечатлений вы получаете в детстве – тем лучше вы будете в будущем. И это большое счастье, когда взрослый человек сохраняет в себе лучшие качества, присущие детям: открытость, желание больше узнать о мире, желание помочь окружающим. И сегодня мы поговорим с вами об одной из лучших книг, написанной взрослым человеком о своей дружбе с ребёнком. Эта книга написана для детей и для взрослых. Её написал французский писатель, журналист и лётчик Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это книга, в которой переплелись жизнь и сказка. Книга о лучших качествах, которыми должен обладать человек. Маленький принц и многие герои книги повторяют некоторые фразы много раз. Одна из них – «Самого главного глазами не увидишь».

– Как вы, ребята, понимаете эту фразу? (Ответы: видеть нужно сердцем и душой)

– Как подтверждение ваших ответов – слова самого Маленького принца: «Искать надо сердцем».

– У меня к вам вопрос: что ищет каждый человек? (Ответ: счастье)

– Что такое для вас счастье? У всех понятие счастья своё. Главное его не проглядеть. Оно может быть совсем рядом и не всегда его можно увидеть глазами. Ребята, приведите пример из книги, доказывающий, что искать надо сердцем (взрослые видели шляпу, а ребёнок – слона в удаве; барашек в ящике). Счастье в том, как человек относится к жизни, счастье – в душе.

Маленький принц сам не видел своего счастья – поэтому и улетел со своей планеты. Всё познаётся в сравнении.

– Почему Маленький принц не остался на Земле? (Маленький принц понял, что не надо ничего искать – счастье на его планете. Там Роза, там его вулканы – то, о чём он заботился и есть его счастье, то чего он не видел глазами, но увидел сердцем и душой)

На уроках литературы обращаемся к далекому прошлому. В 4 классе учащимся предлагаются  отрывки из «Повести временных лет». С какой целью? Прежде всего, культурный человек должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. А что дает чтение летописи? Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Вот это чувство сопричастности и должно возникнуть у читателя.

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить языковое и речевое  развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и    интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения   к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном     диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование  у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и  писать на родном языке.

      Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

- К слову «ДРУЖБА» нужно подобрать глаголы, имена существительные и прилагательные, с которыми ассоциируется у вас это слово:

общаться, советоваться, заботиться,  дружить, помогать, интересоваться, верный, преданный,  настоящий,   внимание, поддерживать, надежный.

- А теперь к этому же слову подберите однокоренные слова: дружба - дружить,  дружный, дружеский, дружественный,  дружок,  дружелюбный, дружище.                                                            -Уточним значение прилагательных: дружеский - проникнутый симпатией, расположением к кому-либо: дружеский тон, улыбка, встреча;  дружественный - взаимно благожелательный  (преимущественно о государствах и отношениях между ними): дружественные страны.

Материал учебника Русский язык позволяет на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало), а какую большую работу можно по ним провести! Или при изучении правила о правописании приставок на з- и с- полезно бывает рассказать, что приставка без- в русском языке обозначала отсутствие чего-то.     Но после 1917 года изменились правила орфографии, и появились слова с написанием    бесценный,   бесполезный.   Почему? Нетрудно догадаться. После такой беседы запоминание изучаемой орфограммы идет лучше.

      Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и. т.д.

   На уроках русского языка  необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться  с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.  

Однако вряд ли можно найти человека, которому присущи только положительные качества, поэтому при объяснении учащимся ценностей личности, которые являются наиболее значимыми, делают человека человеком, следует раскрывать и негативные стороны, объяснять, как их изживать.

В учебниках русского языках  даются специальные материалы по культуре речи: словарики ударений, синонимов, трудные слова или формы даются в рамочках или выделены шрифтом. Данный материал, а также выполнение многочисленных заданий по учебнику, несомненно, играют ведущую роль в овладении культурной речи.

На уроках русского языка и литературы духовно-нравственное воспитание осуществляется посредством слова.  

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. 

Кратко охарактеризуем основные идеи, отражающие нравственную направленность курса:

1-_й класс – По речи узнают человека. Вежливость необходима каждому. На доброе слово не надо скупиться.

2-_й класс – Каждый твой поступок  отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. Будь господином своему слову. Добрым словом и бездомный богат.

3-й класс – Умей тактично возражать, но ещё большего такта требуется от тебя в умении слушать возражения старших.

4-_й класс – Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя

так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой. Культура, культурный человек, культура речевого поведения. Эти понятия рассматриваются как соотносительные и взаимосвязанные. В культуре речевого поведения проявляется общая культура человека. В процессе работы дети приближаются к осознанию важных идей: о значении культуры речевого поведения в жизни.

В риторической задаче указываются значимые компоненты речевой ситуации и формулируются задания, вопросы и т.д.; требуется создать устное или письменное высказывание.

   Пример риторической задачи: «Вы пригласили гостей на свой день рождения. Праздник в самом разгаре. Неожиданно раздается звонок в дверь, на пороге – с подарком ваш одноклассник, которого вы не захотели пригласить... Как вы поступите? Что вы скажете?»

 Адресат – одноклассник;  место общения – квартира; обстановка – неофициальная, праздничная;  сфера общения – бытовая. Описанная  ситуация воспринимается учащимися как реальная, при которой ученик  должен словесно реагировать на происшедшее.  В ходе решения риторических задач возникает, как правило, несколько вариантов, иногда значительно отличающихся друг от друга.

- Что значит – хорошо, успешно общаться?

– С кем вы чаще всего общаетесь?  Почему?

– В жизни нам приходится общаться с разными людьми. Не всегда нас хорошо слушают и понимают. На уроках риторики мы будем учиться  успешному общению.

    Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с  опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий  и поступков. Примерный перечень сюжетно-ролевых игр  для младших школьников:

    1 класс: «Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На Дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться» (Закончи фразу).

2 класс: «Я и другие люди»; «Ученик за невыученный урок получил «2» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения с позиции: 1 группа – ученика, получившего «2», 2 гр. – другого ученика класса, 3 гр. – учителя, который поставил «2», 4 гр. – родителей ученика, получившего «2»); конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова»; деловая игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы).

3 класс: «Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твое доверие; в) вызвать симпатию); деловая игра «Верность слову»; деловая игра «Умение общаться»; решение этических задач; коллективно-групповая работа обсуждения ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино»; деловая игра «Культура поведения человека».

4 класс: «Подумай, как поступить»: Если я понимаю настроение другого, то я: а) смогу ему помочь, б) не обижу его, в) поддержу его, г) улучшу его настроение, д) буду доволен, е) свой вариант; написать сочинение «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь маме, папе…

    Одним из результатов обучения является осмысление  учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).                                                                                                                               Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.                                       Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.                                                                                       Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.                                                                                      Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества.                                                                                                                       Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим.                                                                                       Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.                                                                                                                                        Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество,   толерантность,   уважение   к многообразию   иных  культур и языков

    Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности

      Все начинается с детства: первые шаги, первые слова, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. В воспоминаниях учеников школьные годы навсегда должны остаться светлыми, добрыми,   яркими.   Ведь,   поистине,  это  время   беззаботное,   веселое,    счастливое.


 

Комментарии

Андрейчик Елена Евгеньевна

Жду Ваших вопросов!