Формирование мыслительной деятельности в процессе организации групповой работы на уроках.
Развитие самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка - есть не результат индивидуальной работы под руководством учителя, а сотрудничество в группах совместно работающихдетей.
Использование на уроках групповой работы показали, что:
- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается человечность;
- возрастает глубина понимания материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учещихся;
- сплочённость класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
- учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе; ответственность, такт.
Все группы в процессе становления проходят стадию конфликтных отношений, что тем не менее помогает воспитательной работе учителя. Говоря о целях эой работы, подчёркивается:
- эмоциональная поддержка, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;
- возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;
- опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель - планирование - рефлексия.
Момент, который требует внимания учителя, - это подбор детей в группы. Конечно, надо объединять с учётом их личных склонностей. Самому слабому ученику нужен не только сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнёр. Двух озорников объединять опасно.
Роли в группе:
1. Организатор - отвечает за работу в группе в целом;
2. Спикер - выступает перед классом с готовым решением группы;
3. Секретарь - записывает высказанные идеи и решения;
4. Совместное принятие решения;
5. Проговаривание в группе выступления спикера.
6. Представление решения спикером.
- Нельзя принуждать к общей работе тех, которые не хотят работать вместе.
- Групповая работа занимает в 1 - 2 классах 15 - 20 минут, в 3 - 4 классах 20 - 30 минут.
- Нельзя требовать абсолютной тишины в классе.