Роль познавательной деятельности на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_poznavatelnoy_deyatelnosti_na_urokah_matematiki._microsoft_office_word_97_-_2003.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль познавательной деятельности на уроках математики».
Основные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества Задачи обучения математике учащихся школы VIII вида исходят из этих задач. Добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь — главная общеобразовательная задача обучения математике. Обучая математике учащихся коррекционных школ, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными. От предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы. Математика в школе VIII вида решает одну из важных специфических задач обучения учеников с нарушением интеллекта — преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной их наиболее важных задач обучения. Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь. Овладение умением счёта, устных и письменных вычислений, измерений, решение арифметических задач, ориентация во времени и пространстве, распознание геометрических фигур позволяет учащимся с проблемами развития более успешно решать жизненно-практические задачи. Общеизвестно – урок математики для детей с проблемами в развитии является одним из трудных и непонятных, и по этой причине многие дети не любят этот предмет. В задачи учителя входит привитие познавательного интереса к материалу. Вы все прекрасно знаете, как важно, чтобы урок с самого начала пошёл в нужном русле. Для математики начало урока — это устный счёт. Если удачно, интересно проведён устный счёт, то и дальше урок пойдёт успешно, дети будут активны, заинтересованы дальнейшей работой.
“Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в учении охоту к овладению знаниями. Вместе с тем, учение требует и черновой работы и волевого усилия” К. Д. Ушинский.
В силу особенностей психофизического развития умственно отсталые школьники из всех предметов труднее всего воспринимают и усваивают математические понятия.
“Математика во вспомогательной школе решает одну из важнейших специфических задач коррекционно-развивающего обучения – преодоление недостатков познавательной деятельности и личностных качеств” [1, с. 5]. Это требует от учителя хорошего знания особенностей и компенсаторных возможностей детей, разработки и подбора разнообразного, доступного и интересного материала, творческой фантазии, что способствует повышению интереса к изучаемому предмету.
В настоящее время проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке математики отражена в новой редакции “Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида”, а именно “...использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств”[2, с. 29].
Проблема активизации усвоения учащимися учебного материала на уроках математики охватывает широкий круг вопросов, решение которых достигается совместными усилиями психологии, педагогики, дидактики.
В ряде исследований авторы (М. Н. Перова, И. Г. Терехова, В. В. Эк) отмечают, что успех обучения умственно отсталых школьников выполнению арифметических действий в большей степени зависит от того, насколько хорошо дети осознают смысл арифметических действий, знаковых обозначений, а достигается это за счет активизации познавательной деятельности учащихся на уроке математики [3, с.41].
Активизация учащихся при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
С этой целью на уроках математики применяются разнообразные приемы и методы работы. Неотъемлемой частью каждого урока является устный счет. Устные упражнения способствуют закреплению знакомого материала и подготовке к изучению нового, они подбираются по уровню сложности: менее сложные (где принимает участие большая часть класса), средней степени сложности, задания повышенной сложности на находчивость и сообразительность учащихся. В создании интереса к учению большое значение имеют задачи-смекалки, арифметические и геометрические головоломки, задачи со сказочным сюжетом, а также задачи в стихах. Такие задания позволяют без особых усилий сконцентрировать внимание учащихся, включить весь класс в работу:
- “Исключи лишнее”;
- Назови число в правом верхнем углу;
- Прочти число, записанное зеленым цветом;
Продолжи цепочку(из геометрических фигур, букв);
- Собери “математические бусы” (установить закономерность, по которой записаны числа):
...15,20,25,...,
....9, 18,27
- Найди различия.
При формировании вычислительных навыков используются:
- Математическое лото.
На карточках записаны результаты таблицы умножения. Классу демонстрируются карточки с выражением, например, 6x4, а учащиеся закрывают квадратами на своих таблицах ответы. Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточке. Причем, карточки и фишки дети изготавливают сами. Работа с лото усиливает стремление учащихся быстрее выучить таблицу умножения.
- “Счет по цепочке”.
- “Соедини верно”. Такие игры используются на все арифметические действия.
- “Молчанка” – ученикам предлагается выполнять действия самостоятельно, а ответы показывать с помощью сигнальных карточек.
При проведении этих игр используются разработанные наглядные пособия. Это привлекает внимание учащихся к предъявленным играм, пробуждает интерес, а, следовательно, и активизирует их познавательную деятельность.
Разнообразие видов и форм устных упражнений привлекает внимание учащихся к заданиям, способствует формированию беглого счета, развивает интерес к математике, подготавливает учащихся к использованию полученных знаний по математике в повседневной жизни, при овладении профессией. Упражнения, выполняемые в классе, образуют определенную систему. Их цель не только закрепление изучаемого материала, но и формирование вводимых понятий, установление связи между вновь вводимыми и ранее изученными понятиями, развитие логического мышления:
- Занимательные квадраты:
а) Определить сумму по диагонали;
б) Определить каждое число (заполнить все клетки).
- “Найди на ощупь” или “Чудесный мешок”. Из мешка взять геометрическую фигуру, на ощупь определить, назвать ее признаки.
- Зрительный диктант. Набор геометрических фигур в конверте. На наборном полотне расставляются фигуры. Дети воспроизводят и по трафаретам обводят в тетрадях, соблюдая последовательность расположения фигур и их положение.
- Слуховой диктант. У учащихся трафареты геометрических фигур. Называются фигуры, учащиеся обводят данные фигуры в той последовательности, как они были названы.
Одним из проявлений активной творческой работы является составление задач по краткой записи с использованием данных из жизненных и школьных ситуаций.
Подбор заданий для самостоятельной работы с определенным видом помощи (готовым, частичным решением, иллюстрацией) делает работу учащихся более управляемой. Применение данных методов и приемов, правильно учитывающих возможности каждого ребенка, способствует их действительной активизации, стимулирует внимание, слух, мышление, волю к преодолению трудностей, способствует правильному развитию возможностей каждого ученика, поддерживает интерес к учению.
Литература:
1. Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Владос, 2008.
2. Программа специальных общеобразовательных школ VIII вида. – М.: Владос, 2000.
3. Гринько Л. А. Научно-методический журнал. // Дефектология. – 1993. – № 2.
4. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение, 1996.
73 68
44
72 40
А В Г Д Ж Е А
- + 5
: 4
x 8
- 19