Моя философия

Остолош Ольга Николаевна

В настоящее время российская образовательная система переживает полосу кардинальных перемен.

Модернизация и новаторство России ставит перед образовательным процессом новые требования и новые задачи, а старые традиционные подходы в обучении оказываются не в состоянии решить насущные вопросы времени в рамках современной школы. Нынешняя система образования, как социальный институт должны готовить молодое поколение к тому, чтобы быть востребованным в реальном мире.

Многолетний опыт работы в школе позволил мне выявить противоречие между необходимостью создания условий для полноценного раскрытия индивидуально-личностных качеств учащихся, проявления их субъективных позиций в учебной деятельности и доминированием в системе школьного образования традиционных,  репродуктивных методов обучения, ориентированных только на развитие интеллектуальной сферы личности.

 Проведя анализ данных противоречий, я поняла, что мне необходимо использовать в своей педагогической практике инновационные технологии, которые позволяют создать условия для развития у учащихся самостоятельности, стремления к самообразованию и самореализации, что является основной целью современного образования.

 

     На вопрос «Что такое образование?» один из философов ответил, что – это то, что остаётся в сознании ученика, когда всё выученное забыто. Я бы хотела, чтобы мои ученики были уверены в том, что всё в их руках. Ощущение этого поможет слабому не сломаться и найти в себе внутреннюю опору, сильному стать сильнее, а учителю – разглядеть «искру, которую каждый получает при рождении», не дать ей погаснуть. Ведь учителя и ученика связывают невидимые ниточки. Они могут быть разного цвета: золотистые, розовые, оранжевые, изумрудные – если это нити взаимопонимания, взаимоуважения, побуждения к творчеству. Именно благодаря таким ниточкам ученик превращается в личность, обретает уверенность в своих силах, способность к творчеству и самоутверждению, а учитель помогает ему это сделать.

      Но как сделать, чтобы эти прекрасные нити не тускнели, а становились яркими и прочными? Здесь секреты мастерства у каждого учителя свои. Для меня главное – дарить детям радость познания, развивать  личность учеников, их познавательный интерес в увлекательной учебной деятельности, лично значимой для каждого.    

      Понимая, насколько чувствительны и ранимы дети, дарю им силу и любовь своей души, живу их надеждами и мечтами. И тогда мои любимые дети раскрывают душу и оправдывают надежды, тогда каждый мой урок становится уроком познания добра, чести, справедливости. Взаимоотношения строю на основе сотрудничества, уважения, гуманизма. Для меня очень важно научить ребят учиться. Пригласить их в увлекательный мир знаний и помочь в нём найти себя. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь.

 

     Ядром моей педагогической философии является убеждение, что ребенок – главная ценность общества. Ведь сегодняшние школьники – завтрашние взрослые. Я пытаюсь организовать учебный труд так, чтобы он был радостным, успешным. Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение на гору познания – для меня очень важно, потому что ведущий принцип моей педагогики – развитие детей.

      Мне, кажется, что я уже нашла свой « золотой ключик» - это знаменитое «со»:
со - трудничество, со - творчество, со - понимание, со – чувствие.
А, главное, нет диктата. Вместо него совместный поиск, взаимоуважение. И тогда урок становится процессом сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим. Он всегда разный, в нем нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Это всегда живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. Самые лучшие уроки, когда мои воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения. Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока.

     Врач даёт клятву Гиппократа. Солдат – присягу. А учитель? Что говорит он, выбирая свой путь служения людям? Уважать маленького человека. Слышать и понимать каждого. Учить интересно. Уметь радоваться любому успеху. Увлекать мечтой и воплощать её. Быть не над ребёнком, не рядом, а вместе с ним.

Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней ученика.

      Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку. Ученик - основной объект заботы учителя.      Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое «Я».

Величайший педагог В.А.Сухомлинский сказал: « Оттого, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком он станет». Поэтому моя миссия на земле велика. Наши дети – дар Бога. Общение с ними – счастье и забота. И я  хочу быть путеводной звездой для каждого ребёнка, которого мне доверили. Я хочу быть настоящим тьютором для моих детей, чтобы  помочь  им   находить правильные решения, делать адекватный выбор из представленных разных вариантов решения проблемы, поддерживать  их  самостоятельные действия .

      Когда я иду к детям, вспоминаю слова Ш. Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти своих учеников, но и в их душах и сердцах». Ведь так важно, чтобы на жизненном пути ребёнка встретился человек, способный помочь в познании этого необъятного мира. Помочь грамотно, соблюдая великие педагогические правила, действующие во все времена: – Любите ребенка! Сопереживайте ему! Принимайте таким, какой он есть!